/ / Общественно-политические
06.04.2017

Представители арендаторов и Государственного комитета по имуществу обсудили поправки в законодательство, стимулирующие реализацию имущества

Диалог бизнеса с властью напоминает порой общение физиков с лириками. Недавно довелось побывать на встрече представителей предпринимательских союзов и руководства Государственного комитета по имуществу. Обсуждался вполне конкретный вопрос: в какой формулировке целесообразнее внести изменения в профильный указ по возможности выкупа помещений арендаторами. Сегодня они это могут делать, если снимают площади больше трех лет и являются добропорядочными пользователями недвижимости, то есть выполняют все условия договора и вовремя вносят арендную плату. Правда, существуют и некоторые другие ограничения. Например, если цех или другой объект был включен владельцем в бизнес-план по развитию предприятия, то и честному арендатору могут отказать. 

Вполне оправданная оговорка. Ее справедливость представители бизнес-союзов и не отвергали. Но утверждают: на местах таким правом отказа злоупотребляют. Часто по надуманным причинам. И посыпались примеры. Такая-то фирма 10 лет «сидит» на чужих площадях, привела их в порядок, а только заикнулась, что хочет их приобрести в собственность, оказалось: владелец включил их в свой план перспективного развития. Правда, планировал его реализовывать где-то лет пять назад. Но так и не приступил к реальному выполнению. Однако формальный повод «прижать» арендатора нашел. Более того, теперь и не хочет с ним продлевать договор, чтобы впоследствии вопрос с продажей не поднимался. В общем, таких фактов у предпринимателей набралось 4 или 5.

Да никто не спорит: человеческий фактор преследует любые жизненные процессы. И любые законы далеко не всегда на местах четко и скрупулезно выполняются. «А в суд обращаться не пробовали?» – задаю вполне резонный вопрос. «Но вы же знаете…» – неопределенно тянут в ответ.

Четкого досье нет. Правда, предприниматели чувствуют: надо законодательно прописать конкретный перечень причин, по которым арендатору может быть отказано в покупке площадей. Но какой сегодня масштаб проблемы, чтобы «лезть» в законодательные нормы? Вопрос Председателя Госкомимущества Андрея Гаева прозвучал почти риторически. Да, есть 5 примеров на 350 тысяч субъектов хозяйствования. Маловато будет, чтобы заниматься по этому поводу законотворчеством. А с единичными случаями разобраться можно и в ручном режиме.

«Поймите правильно: любая законодательная инициатива требует обоснования», – объяснял мне Андрей Гаев. При обсуждении возникнут вопросы у оппонентов, и как на них отвечать? Какими цифрами оперировать? По официальным-то данным дело обстоит далеко не плачевно. За два года около 272 арендаторов захотели выкупить объекты. Отказали только примерно в 40 случаях: у частных фирм были просрочки по оплате и другие прегрешения. Более того, 50 частным компаниям предлагали приобрести площади в собственность, но они отказались.

Нет, глава Госкомимущества признал: некоторые предприятия – владельцы помещений – фактически занимаются не столько производственной, сколько девелоперской деятельностью, закрывая финансовые прорехи за счет арендных площадей. И не хотели бы продавать их ни за какие коврижки. Андрей Гаев заверил: соответствующие поправки, стимулирующие реализацию имущества, будут внесены. Планируется, что от продажи владелец тоже будет иметь свою долю. В общем и целом найти консенсус с бизнесом в этот раз удалось. Хотя по глазам предпринимателей чувствовалось: свой вариант им нравился больше. 

Да, диалог – дело непростое. Чтобы он протекал без обид и плодотворно, для начала надо изучить язык коммуникации. И госслужащие, и бизнесмены в основной своей массе люди хорошие. Но первые мыслят фактами и цифрами – специфика службы обязывает. Да и любая система законотворчества построена на том, что каждую сентенцию необходимо обосновывать. Бизнес же нередко ориентируется на шестое чувство. Да, интуиция – великая штука в предпринимательстве, но даже в самых предприимчивых странах законы пишут на основании конкретных данных и исследований. В конце концов, умение – это тоже искусство, нашими предпринимателями еще до конца не освоенное. Но, полагаю, они изучат это мастерство. Тем более что слушать их в министерствах и ведомствах готовы.

Владимир ВОЛЧКОВ, «Рэспублiка», 5 апреля 2017 г.