/ / Общественно-политические и в области права
04.04.2017

Опасное движение в объезд. На дорогах увеличилось количество автомобилей, не прошедших техосмотр

Более 150 тысяч водителей «объезжают» техосмотр с помощью интернета.

На наших дорогах появилась новая опасность: автомобили, не прошедшие техосмотр. Их десятки тысяч в разных регионах. И количество автовладельцев, соблюдающих это обязательное требование, ежегодно сокращается. Только за прошлый год – более чем на 150 тысяч. Обратной тенденции пока не наблюдается. Многие водители надеются избежать встречи с ГАИ и годами игнорируют техосмотр. Корреспондент «СБ» прокатился по гомельским улицам с теми, кто не платит за безопасность.

Сотрудник ГАИ«Фиат» летит по улице Мазурова в Гомеле. На стекле – следы наклейки от техосмотра 2013 года. Ее сняли: не тот, что нужен, цвет. За рулем автомаляр Дмитрий. Он признается, что перестал проходить обязательную процедуру для авто с 2014-го. Причина, по его словам, – высокая транспортная пошлина:

– Подсчитал, что заплатить штраф – дешевле, чем проходить техосмотр. Вожу я аккуратно, а посты ГАИ объезжаю. Таких, как я, – полно. Есть интернет-портал, где, как по радиоволне, все оповещают друг друга о гаишниках, и я еще ни разу не попался.

У Дмитрия в мобильнике программа Zello – это радиообщение через Wi–Fi. Открытые каналы с возможностью подключения до 800 человек. Через сайт probki.by можно узнать не только о дорожных заторах в любом городе страны, но и о недремлющих инспекторах. Дима спрашивает у виртуальных дорожных друзей:

– Еду по Хатаевича в сторону Полесского моста, там чисто?

– Пост рядом с Песина, возле кольца.

Мы объезжаем инспектора по другому маршруту. Дорог тут много, покрытие хорошее, видно, вложили в асфальт часть прошлогоднего сбора. Переезжаем мост. Голос из телефона:

– Патруль на Сосновой.

Дмитрий сворачивает в частный сектор Западного микрорайона. Здесь дороги, как после бомбежки. На улице Мильчанской «Фиат» жалостно скрипит на колдобинах. Замечаю по этому поводу:

– Вот платил бы пошлину, дороги были бы нормальные.

– Ты вот платишь, а по таким же ездишь.

Если руководствоваться таким подходом, можно и за билет в троллейбусе не платить, и за квартиру... К сожалению, по принципу «сосед за меня заплатит» живут все больше автовладельцев. Если в 2015 году в стране прошли техосмотр и получили допуск транспортного средства к участию в дорожном движении свыше 1 миллиона 700 тысяч автомобилей, то в 2016 году – более 1 миллиона 540 тысяч. В нынешнем году цифры вряд ли улучшатся. Единственным регулятором необходимости прохождения техосмотра пока остаются штрафы ГАИ.

О тенденции рассказала начальник отделения агитации и пропаганды управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома Ольга Резвякова:

– Раньше было понятнее – едет старый автомобиль, скорее всего, без техосмотра. Сейчас не угадаешь. Но высока вероятность остановить транспортное средство без необходимых документов. Цифры говорят сами за себя: за 2016 год в Гомельской области выявлено 30.824 факта управления водителями транспортных средств с не прошедшим в установленном порядке гостехосмотром. Из них 15.458 – повторно. С начала 2017 года составлено уже 8.992 протокола, из них 6.226 – повторно. Ситуация не улучшается.

Водитель

Мы с Дмитрием выскакиваем на проспект Речицкий. Из интернет-эфира сообщают, что «путь свободен». Вот и конец города – проехали областной центр, минуя все посты ГАИ. Дмитрий признается, что такие путешествия он совершает нечасто:

– В основном на работу хожу пешком, в одну сторону – 2 километра. Дешевле и для здоровья полезнее. У меня сейчас заработок рублей 350 в месяц. Чувствуется, что у людей с доходами не очень – машины перестали красить. Поэтому автомобиль берем, только если детей надо свозить в поликлинику или картофель от матери привезти. Не хватает денег на бензин, а на сбор – тем более. Считаю, чтобы от автомобильного сбора не бегали, надо ввести пропорциональную систему оплаты. Сел пять раз в год за руль – плати 5 рублей, ездишь каждый день – 365.

– А исправность и безопасность своего автомобиля как контролируешь?

– Пока ездит «ласточка», все будет нормально.

Что сказать, безопасность на уровне авось. И таких тысячи. «Партизанить», может, до поры до времени – пока не поймают – и выгоднее для собственного кошелька, чем вкладывать 60 долларов в год в новые дороги. Но ведь все платят – и китайцы, и американцы. Например, в Китае машины объемом двигателя литр и менее ежегодно облагаются налогом около 45 долларов. Самая высокая ежегодная ставка не такая уж критичная – чуть более 70 у.е. В США транспортные налоговые сборы включены в цену бензина. С каждого залитого в бензобак галлона топлива (3,78 литра) около 2,5 цента отчисляется в федеральный дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец.

У нас же, к сожалению, растет число автомобилей, фактически не аттестованных для выезда на дорогу. И это явная угроза нашей с вами безопасности. В то же время госпошлина на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении позволяет собрать миллионы рублей в год на ремонт дорог. Во многом благодаря этому качество наших трасс не самое плохое в мире. А пользуются ими как добросовестные плательщики, так и те, кто предпочитает ездить обходными путями. Рискуя при этом своими и чужими жизнями. С этим надо что–то делать.

Справка «СБ»

Размеры государственной пошлины для физических лиц на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении сегодня таковы. За легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой от 1,5 до 2 тонн – 6 базовых величин. От 2 до 3 тонн – 7 базовых. Легковушка массой свыше 3 тонн – 11 базовых. Автобус с числом посадочных мест до 20 включительно – 12 базовых. Для юридических лиц суммы госпошлины выше. Размер базовой величины – 23 рубля.

Кстати

Если вас первый раз остановили без техосмотра, все может ограничиться предупреждением или штрафом в размере до двух базовых величин – это 46 рублей. Если действие совершено повторно в течение одного года – штраф до 5 базовых величин – 115 рублей.

Станислав Галковский, «Советская Белоруссия», 4 апреля 2017 г.
(фото – Виталий Гиль, Станислав Галковский)