/ / Общественно-политические и в области права
18.10.2016

Борьба с терроризмом, права женщин и совершенствование Парламента: итоги конференции Парламентского Собрания Союза России и Беларуси

Два дня в Сочи на научно-практической конференции Парламентского Собрания более ста экспертов, сенаторов и депутатов обсуждали роль парламентариев в условиях вызовов современного мира.

От места, где проходила научно-практическая конференция Парламентского Собрания, до сочинского пляжа – рукой подать. Да и погода в городе-курорте вполне располагала к отдыху на море. Но участники форума приехали в олимпийскую столицу активно работать. За два дня им предстояло обсудить огромное количество вопросов и задач, объединенных общей темой конференции – «Роль парламентариев в условиях вызовов современного мира».

Более сотни экспертов по безопасности, бюджету, законодательству и другим отраслям жизни Союзного государства работали в пяти тематических секциях форума.

По-моему, это очень хорошо, что на нашем интеграционном пространстве есть такая площадка, где мы можем обсудить вопросы стратегического характера. Наверное, стоит даже говорить о том, что подобные конференции нужно проводить чаще. Все-таки обстановка в мире меняется с такой быстротой, что мы рискуем не успеть среагировать на те или иные вызовы, – сказала председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева. – По собственному опыту знаю, что для людей, которые разрабатывают законодательство, будь то депутаты или сенаторы, очень важно услышать экспертную оценку со стороны ученых по тому или иному вопросу. И, разумеется, мы к такому мнению всегда прислушиваемся, этот труд не проходит даром.

Чужого не возьмем, своего не отдадим

Россия и Беларусь обновляют совместную военную доктрину. Военная политика НАТО вынуждает Союзное государство укреплять обороноспособность.

Североатлантический альянс даже готов пересмотреть свою позицию по ядерному оружию из-за роста напряженности в отношениях с Россией, – подчеркнул начальник 5-го научно-исследовательского управления НИИ Вооруженных Сил Беларуси Сергей Филимонов.

Отдельная проблема – размещение вблизи границ элементов системы стратегической противоракетной обороны США, которая может использоваться и в наступательных целях. По сути, у нашего «порога» наращивают группировку войск, что не может не нарушить баланса сил в регионе. В таких условиях неудивительно, что Россия и Беларусь стремятся к еще более тесному сотрудничеству в области обороны, усилению потенциала союзных Вооруженных сил.

В частности, для региональной группировки войск введут новые, более строгие нормативы реагирования. Не забудут и про совместные ежегодные армейские учения двух стран. Сценарий для маневров «Запад-2017» уже готов.

2 ноября пройдет совместная коллегия министерств обороны России и Беларуси, на которой министры должны утвердить план учений, – рассказал начальник группы Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Роман Филиппов.

Договориться о терминах

Но без законодательной основы в таком важном деле не обойтись. Более 15 лет прошло с принятия действующей военной доктрины Союзного государства, за это время и Беларусь, и Россия успели обновить национальные документы в этой отрасли.

С тех пор военно-политическая обстановка в мире изменились, – сказала начальник второго научно- исследовательского отдела пятого научно-исследовательского управления НИИ Вооруженных Сил Беларуси Наталья Горбатова. – Новый документ будет учитывать возросшее влияние международного терроризма, наличие вблизи границ Союзного государства очагов напряженности и активное развертывание баз НАТО.

При этом будущая доктрина Союзного государства будет носить оборонительный характер: в приоритете всегда будет мирное разрешение конфликтов.

Но начать работу над документом эксперты решили с основ – договориться об определениях для основных терминов, например, таких как «внутренняя угроза». До сих пор в законах и документах двух стран есть нестыковки.

Человеческий капитал

Зашла речь на секции и об образовании. О связи безопасности с качеством человеческого капитала рассказал руководитель отдела аналитики Организационно-аналитического департамента Постоянного Комитета Союзного государства Александр Стоппе.

Мир находится в неуправляемом состоянии, – констатировал эксперт. – Происходит это за счет того, что на сцену выходят новые действующие лица, например, ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. – Ред.).

По словам А.Стоппе, ситуация усугубляется тем, что не работают институты глобального управления, такие как ООН или ОБСЕ. Это приводит к появлению локальных военных конфликтов – порядка 60 стран стоят на пороге революций и масштабных перемен прямо сейчас. Причем речь не только о государствах третьего мира. Свежий пример в Европе – решение Великобритании выйти из Евросоюза.

Краеугольный камень обеспечения национальной безопасности в сложившихся условиях – это человеческий капитал. Нужны люди, которые смогут быстро адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации, – считает Александр Стоппе.

Переход на новый уровень

На конференции в Сочи предложили расширить полномочия Парламентского Собрания.

Участники конференции в общении с журналистами не раз подчеркивали, что все пять секций для Союза Беларуси и России важны одинаково. Но если все-таки выбирать самое ответственное направление, это, несомненно, будет круглый стол, посвященный унификации законодательства двух стран и полномочиям Парламентского Собрания.

За 20 лет истории Союзного государства в этом отношении сделано немало: законодательно обеспечено равенство прав граждан России и Беларуси, мы пересекаем границу двух стран без пограничного и таможенного досмотра, можем получать образование и устроиться на работу и в Москве, и в Минске. В последние годы к тому же удалось решить проблемы медицинского и социального обеспечения.

В Союзном государстве унификация и гармонизация предусмотрены практически во всех сферах законодательства. Более 20 ведомственных коллегий работают над этим в своих отраслях: экономика, социальная сфера, военно-политическое сотрудничество, – рассказал советник Государственного секретаря Союзного государства, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В.Плеханова Рашад Курбанов. – Разночтения у нас есть, от них мы никуда не денемся, все-таки речь идет о двух суверенных государствах.

Эксперты говорят о смене подходов к этому процессу. Если раньше была цель унифицировать целые отрасли законодательства двух стран, то теперь в приоритете конкретные вопросы.

Успешный пример взаимодействия наших стран в области законодательства – Таможенный кодекс ЕАЭС. Сейчас документ находится на согласовании, и белорусская сторона внесла порядка 150 предложений по тексту документа, примерно столько же замечаний у российских экспертов. Ждем мнения других партнеров, – отметила начальник отдела правовой экспертизы решений Комиссии Правового департамента Евразийской экономической комиссии Ольга Кулагина.

Суд да дело

Участники секции сошлись во мнении о том, что полномочия Парламентского Собрания стоит расширить.

Парламентское Собрание могло бы работать и на оценку действующих в Союзном государстве законов и норм, имея полномочия по толкованию правовых норм, – считает начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Беларуси Анна Шпак.

Потенциал договора о создании Союзного государства еще далеко не исчерпан. И полностью воспользоваться его возможностями мы не сможем без организации единого суда Союзного государства, – уверен заместитель руководителя секретариата Суда ЕАЭС Николай Кулеш.

Стоит отметить, что эта тема на подобных экспертных встречах поднимается уже довольно давно, однако пока договориться о конкретных принципах, на которых будет работать эта ветвь власти, не удалось. При этом эксперты указывают, что есть удачный опыт такого взаимодействия – суд Евразийского экономического союза. Решение этой инстанции может быть блокировано президентом той или иной страны, что служит для них гарантом независимости.

Суд мог бы обеспечивать реализацию достигнутых соглашений, – полагает Николай Кулеш. – Без рассмотрения возникающих споров, без фиксации результатов этих разбирательств мы останемся на уровне общих рассуждений.

Еще одна структура, которая, как считают участники форума, была бы полезна Союзному государству, – это комиссия по правам человека.

Не секрет, что у граждан России и Беларуси все еще возникают определенные трудности, когда они находятся на территории соседней страны. Комиссия могла бы, во-первых, помогать решать такие проблемы, а во-вторых, высвечивать те направления, где законодательство нуждается в доработке, – говорит Николай Кулеш.

Слово сенатору

Франц Клинцевич, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

Союзное государство закрыло главный вопрос, ради которого оно было создано, – обеспечение безопасности. У нас безукоризненно закрыта граница, налажена общая система ПВО.

Вызовы современности, которые вынесены в заглавие нашего форума, очень разнообразны. Взять хотя бы усиление международного терроризма, которое потенциально способно дестабилизировать обстановку в Средней и Центральной Азии, то есть непосредственно у российских границ. Как следствие – миграционные потоки, которые могут устремиться к нам.

Еще одним очагом напряженности является ситуация в Украине. Отдельного внимания заслуживает миграционный вопрос, причем с двух сторон. Во-первых, Союзное государство представляет собой точку притяжения для беженцев и вынужденных переселенцев. А во-вторых, у нас немало работы и на внутреннем фронте.

Даешь молодежь!

Парламентское Собрание поучаствует в подготовке Всемирного фестиваля студентов в Сочи.

В октябре 2017-го Сочи примут Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на который съедутся несколько тысяч человек со всего мира. Эксперты конференции Парламентского Собрания предложили союзному парламенту подключиться к работе по подготовке и проведению фестиваля.

Именно молодежная политика представляется одним из перспективных направлений для Парламентского Собрания, ведь, воспитывая юношей и девушек в идеях братства наших стран, мы закладываем основу развития Союзного государства в будущем, – подчеркнул заведующий кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления РАНХиГС Валерий Бакушев.

Слово законодателю

Елена Афанасьева, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:

Роль женщин в мире растет. Нас больше, у нас высокий уровень образования – всем этим нужно пользоваться. Но – важно говорить об этом открыто – на пути женщин в политике все еще есть определенные препятствия. Далеко не всегда женщина-кандидат может принять участие в выборах, тем более что избирательная кампания – дело затратное. Нельзя не отметить другой больной для многих женщин вопрос – заработную плату. На одних и тех же должностях мужчина может получать примерно на треть больше, чем коллега другого пола. Наконец, фундаментальная проблема: как совместить свою экономическую и политическую роль с ролью социальной? Ведь женщина – это жена и мать, на нее чаще всего ложится ответственность по поддержанию семейного очага.

Депутаты выходят на передовую

Эксперты предлагают Парламентскому Собранию активизировать работу в интернете.

XXI век – это время, когда самым ценным ресурсом становится информация, а значит, возрастает и ценность каналов, по которым она распространяется. Поэтому участники секции, посвященной роли парламентариев в преодолении внешнеполитических вызовов и угроз, уделили большое внимание работе депутатов со СМИ. Причем не только традиционным, но и новым медиа, в том числе и социальным сетям, которые для многих людей уже стали едва ли не главным источником информации. В такой ситуации многое зависит не только от конкретного парламентария, но и от аппарата, который на него работает.

Необходимо кардинально изменить в сторону усиления роль информационной службы Парламентского Собрания, – считает профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Елена Пономарева.

В рекомендациях, которые участники секции подготовили для депутатов, есть пункт о наращивании связей и сотрудничества с неправительственными организациями.

НПО, работающие в тесной связке с Парламентским Собранием, могут не только внести весомый вклад в транснациональный информпоток, но и позиционировать внешнеполитический курс стран Союзного государства, – отметила Е.Пономарева. – На площадках таких организаций можно снять напряжение по тем или иным вопросам, даже в чем-то нивелировать просчеты в международной политике.

Только факты

Военное сотрудничество Беларуси и России

• С 2000 года действует региональная группировка войск Беларуси и России.

• С 2009 года наши страны совместно охраняют внешнюю границу Союзного государства в воздухе.

• 35 международных договоров в военной сфере заключено между Беларусью и Россией.

• 800 белорусских военных получили образование в российских вузах за десять лет.

• 15% вооружения России производится с участием белорусских предприятий.

В думу – по квоте

В органах власти Союзного государства могут забронировать места для народных избранниц. Подводя итоги работы секции, посвященной роли женщины-парламентария в развитии современного общества, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева, которая выступила модератором круглого стола, посетовала, что в обсуждении поучаствовало мало мужчин. Впрочем, у них еще будет возможность исправиться: к вопросу гендерного равенства союзные депутаты обещали вернуться.

Сопредседатель Белорусского союза женщин Антонина Морова (слева) выступает за равноправие женщин в политике

О гендерном равенстве

Прошедшие в сентябре парламентские выборы показали, что до реального равенства полов в политике нашим странам еще далеко. В Беларуси, правда, уже 35% депутатских кресел заняли женщины, а в России доля пока совсем невелика – всего 15 процентов.

Мы не всегда воспринимаем опыт западных стран как позитивный, тем не менее там в любой предвыборной кампании тема равноправия женщин всегда одна из главных. Потому что голоса женской части населения – это гарантия победы, – сказала доцент кафедры социальной работы Международного университета природы, общества и человека Ольга Виноградова.

При этом участники дискуссионной площадки считают, что не стоит зацикливаться только на национальных парламентах, важно обеспечить присутствие представительниц прекрасной половины на всех ветвях и уровнях власти. Тем более что они привносят в чиновничий мир те качества, которых мужчинам зачастую не хватает. Психологи говорят, что женщины не склонны к конфликтам и чаще проявляют личную заинтересованность в решении рабочих вопросов.

Но нужно признать и наши недостатки. Один из главных – это эмоциональность, – отметила директор Университетского колледжа Оренбургского госуниверситета Наталья Миняева.

Законы и права

Кроме того, эксперты предложили также проводить экспертизу законопроектов на предмет соблюдения в них прав женщин.

Одной из главных рекомендаций, которые выдали участники форума депутатам, стала разработка законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», который должен стать новой основой для гендерной политики в Союзном государстве.

К слову, эта тема впервые обсуждалась на уровне конференции Союзного государства, так что за рамками регламента остались еще многие ее аспекты. Участники форума договорились провести несколько парламентских слушаний, посвященных гендерной политике, демографической ситуации, проблемам семьи и молодежи.

Надо чаще встречаться

Комиссии Парламентского Собрания и национальных парламентов смогут проводить совместные заседания.

В рекомендациях, которые участники секции подготовили для Парламентского Собрания, есть несколько пунктов, касающихся совместной работы с парламентами России и Беларуси. В частности, депутатам предлагают проводить совместные заседания профильных комиссий и комитетов. Более того, эксперты предлагают создать рабочую группу, которая изучила бы возможность передачи некоторых функций Парламентов России и Беларуси Парламентскому Собранию. Все эти предложения передадут в Государственную думу России и Палату представителей Беларуси.

Слово сенатору

Степан Киричук, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

Пришло время говорить о возможности полноценного наднационального парламента в Союзном государстве, а не только о Парламентском Собрании. Депутатский корпус представляет собой серьезную силу и мощную экспертную базу, возможности которой можно использовать эффективнее. Тогда повысится и престиж Парламентского Собрания, например, сейчас в Европе очень плохо знают о самом существовании такого органа. Там, где я бываю, всегда показываю удостоверение с двумя флагами, российским и белорусским. Зарубежные коллеги с интересом смотрят и читают, делают вид, что понимают.

Минск и Москва станут ближе

В Союзном государстве профинансируют гармонизацию законодательства двух стран.

Заседание секции, посвященной совершенствованию бюджетного процесса в Союзном государстве, проходило отдельно от остальных круглых столов – в здании администрации Центрального внутригородского района Сочи. Главной задачей стало понять, какова ситуация с исполнением бюджета, ведь в 2016 году Союзное государство перешло на новую нормативную базу, лежащую в основе главного финансового документа.

Наш вывод такой – никакой катастрофы не произошло, работаем в штатном режиме, – резюмировал заместитель Ответственного секретаря Парламентского Собрания Владимир Никитин. – Напомню, с этого года единственной валютой нашего общего бюджета стал российский рубль, что волновало многих экономистов. Как видим, опасения не подтвердились.

Ежегодно контрольно-надзорные органы и Парламентское Собрание, принимая отчет об исполнении бюджета, указывают на те или иные недостатки при работе с основным финансовым документом Союзного государства. Эксперты обсудили, как можно эти недоработки исправить. Не обошли стороной и проблему сближения законодательств двух стран. Планируется, что в 2017 году эта работа будет профинансирована из казны Союзного государства.

Унификация правовых баз – это одно из приоритетных направлений союзного строительства, утвержденных Высшим госсоветом, – подчеркнул Владимир Никитин.

Дмитрий Козуров, «Союзное вече», 14 октября 2016 г.
(фото – Михаил Фролов)