/ / Общественно-политические и в области права
14.11.2016

Валерий Калинкович: правовое государство предполагает наличие сильной, профессиональной и независимой судебной власти

11 ноября 2016 года первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Валерий Леонидович Калинкович выступил с приветственным словом к участникам IV Белорусского форума корпоративных юристов.

Организаторы форума позиционируют его как масштабную площадку по обмену опытом между юристами различных предприятий Беларуси, выявлению и обсуждению актуальных проблем в правовом регулировании хозяйственной деятельности.

Приветствуя гостей и участников собрания, Валерий Калинкович особо подчеркнул роль независимой судебной власти и проводимой судебной реформы в стране: «Правовое государство предполагает наличие сильной, профессиональной и независимой судебной власти как эффективного инструмента реализации гражданами и организациями права на судебную защиту. Для этого в Республике Беларусь последовательно осуществляются мероприятия судебно-правовой реформы. Эволюционное преобразование в сфере судебной власти активно стимулирует развитие экономических, иных общественных отношений; неуклонно возрастающий уровень правовой грамотности и правосознания населения».

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь напомнил участникам форума о первопричине судебного реформирования, упомянув о главной стратегической задаче, поставленной Президентом страны: сделать белорусское правосудие более понятным, открытым, доступным, более убедительным для людей.

29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

Это позволило в полной мере воплотить в жизнь конституционный принцип единства судебной системы; оптимизировать ее структуру и штатную численность; решить проблему различия в судебном толковании целого ряда нормативных правовых актов, в том числе таких важных, как Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях; сформировать в судах соответствующий аппарат, осуществляющий кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судебной деятельности.

Сегодня судами на постоянной основе проводятся мероприятия по предупреждению фактов волокиты, нарушений законодательства при рассмотрении дел, проявлений бюрократизма. В судебный процесс постепенно внедряются современные информационные технологии.

В сфере формирования правоприменительной практики последовательно поддерживается курс на строгое соблюдение принципов состязательности, презумпции невиновности, права руководителей субъектов хозяйствования на обоснованный экономический (деловой) риск, индивидуализации мер уголовной и административной ответственности.

Суды ориентированы на вынесение не только формально законных, но и справедливых по сути, надлежащим образом аргументированных решений, доступных для восприятия как профессиональным юристам, так и простым гражданам; использование возможностей по разрешению споров и конфликтов за счет применения примирительных и восстановительных процедур.

Валерий Калинкович также отметил, что при реформировании соблюдены принципы территориальности и специализации правосудия. Так, в Верховном Суде Республики Беларусь образована и успешно функционирует судебная коллегия по экономическим делам, основу которой составили руководство и судьи бывшего Высшего Хозяйственного Суда. В качестве специализированных судов действуют экономические суды областей (г.Минска).

Выступая перед аудиторией юристов-практиков, Валерий Калинкович напомнил о необходимости неукоснительного соблюдения принципа независимости судей: «Произошедшие организационные преобразования, требования законодательных актов и четко выраженная воля Главы государства позволяют нам неуклонно реализовывать на практике конституционный принцип независимости судей при осуществлении правосудия. Разрешение конкретных судебных дел, пересмотр состоявшихся судебных решений осуществляются и будут осуществляться исключительно в установленном процессуальном порядке, но не с трибун, в дискуссионных клубах или иными непроцессуальными средствами».

В то же время Калинкович подтвердил открытость судебной системы для профессионального и конструктивного обсуждения актуальных проблем законотворчества и правоприменения. Обозначил он и ближайшие стратегические задачи судебной реформы: переход к апелляционному порядку пересмотра судебных решений по гражданским делам, а затем и принятие единого Гражданского процессуального кодекса для рассмотрения как гражданских, так и экономических дел и споров.

Завершая выступление, Валерий Калинкович подчеркнул, что в достижении целей и задач правосудия огромная роль принадлежит юридическому сообществу в целом: «Оказывая правовую помощь гражданам и организациям, выполняя роль представителей сторон в судебных процессах, профессиональные юристы должны способствовать правильному разрешению судебных дел, а в ряде случаев – и их возникновению. При этом юридическое сообщество нашей страны является единственным источником, составляющим кадровый резерв правосудия. К кандидатам на судебные должности, а тем более к судьям, законом и обществом традиционно предъявляются очень высокие требования. И мы готовы принимать в ряды судейского сообщества честных, порядочных, высококвалифицированных юристов, которые искренне принимают решение посвятить себя делу служения правосудию и укреплению авторитета судебной власти».

(фото – официальный портал системы судов общей юрисдикции)