/ / Общественно-политические и в области права
05.05.2016

Правлением Национального банка Республики Беларусь принят ряд важных решений в области денежно-кредитной политики

Итоги реализации денежно-кредитной политики в I квартале 2016 г., ход подготовки к деноминации белорусского рубля и перспективы развития клиентоориентированных цифровых банковских технологий в Республике Беларусь рассмотрены 5 мая 2016 г. на расширенном заседании Правления Национального банка. В его работе приняли участие представители Правительства Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров, заинтересованных министерств и ведомств, руководители главных и самостоятельных управлений центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка, Ассоциации белорусских банков, банков, Ассоциации лизингодателей Беларуси, Ассоциации развития финансового рынка.

Как было отмечено в ходе заседания, денежно-кредитная политика в текущем году сохраняет преемственность целей и направлена, прежде всего, на поддержание макроэкономической сбалансированности, обеспечение финансовой стабильности и снижение инфляционных процессов.

Все инструменты монетарной политики направлены на достижение главной цели – сдерживание инфляции в пределах 12 процентов.

По итогам I квартала 2016 г. промежуточный ориентир монетарной политики – прирост широкой денежной массы – находится в рамках установленных параметров.

Динамика инфляции по итогам I квартала 2016 г. сложилась выше прогнозной траектории: прирост потребительских цен за 3 месяца года составил 5,7 процента против прогнозных 5 процентов.

Превышение фактического уровня годовой инфляции над целевым показателем связано с краткосрочным всплеском инфляции в начале года в силу административного повышения цен и краткосрочного действия курсового фактора.

Учитывая разовый характер воздействия названных факторов, инфляционные процессы будут иметь тенденцию к замедлению. По оценкам Национального банка, в июне 2016 г. инфляция приблизится к 12 процентам в годовом выражении.

Существенное влияние на экономические процессы в стране в I квартале 2016 г. по-прежнему оказывала динамика обменного курса белорусского рубля.

В целом за январь – март 2016 г. ослабление белорусского рубля к корзине валют составило 12,7 процента. При этом основное снижение обменного курса национальной валюты – на 11,4 процента – пришлось на январь, когда на фоне быстрого ослабления российского рубля сформировался чистый спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения на внутреннем валютном рынке республики.

Если в январе 2016 г. физические лица на чистой основе купили 189 млн. долларов США, то в последующие месяцы население уже стало чистым продавцом. За I квартал 2016 г. чистое предложение иностранной валюты со стороны населения сложилось в объеме 148 млн. долларов США.

Субъектами хозяйствования в целом за январь – март 2016 г. на чистой основе куплено 162 млн. долларов США. При этом весь объем покупки пришелся на первый месяц года, тогда как в феврале – марте после шестимесячного перерыва предприятия вновь стали чистыми продавцами валюты.

Схожие тенденции наблюдались и на депозитном рынке республики.

За I квартал 2016 г. срочные депозиты населения в белорусских рублях снизились на 1,4 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 153 млн. долларов США.

Подобная ситуация во многом объясняется проявившимся стремлением домашних хозяйств сохранить расходы на конечное потребление в условиях снижения реальных денежных доходов за счет использования имеющихся сбережений. Среди других факторов, оказывавших воздействие на поведение населения, следует также отметить январский всплеск девальвационных ожиданий и изменившиеся условия функционирования депозитного рынка.

В то же время степень их влияния постепенно снижается, о чем свидетельствует восстановительная динамика объемов вновь заключенных договоров. Если в январе 2016 г., когда наблюдалось минимальное значение, объем вновь привлеченных вкладов составил 2,4 трлн. рублей, то в марте он вырос до 3,6 трлн. рублей.

В настоящее время большинство индикаторов финансовой стабильности находятся в безопасных диапазонах, в целом обеспечивается устойчивое бесперебойное функционирование финансового сектора Республики Беларусь.

Основные угрозы финансовой стабильности сегодня связаны с реализацией накопленных кредитных рисков в условиях ухудшения финансового положения предприятий и снижения деловой активности.

Доля проблемных активов банковского сектора на 1 апреля 2016 г. достигла 11,5 процента, что оказывает негативное давление на финансовый результат и капитал банков.

Проблема кредитного риска решается в ходе совместных обсуждений с участием Национального банка, Правительства, коммерческих банков и крупнейших кредитополучателей. Большинству предприятий, которые столкнулись с проблемой ухудшения финансового состояния, банки оказали помощь в рефинансировании задолженности и перераспределении долговой нагрузки исходя из потоков поступающей выручки.

Вместе с тем ограничить кредитные риски только за счет банковского сектора не представляется возможным. Для недопущения ухудшения показателей деятельности банков необходимо урегулировать проблему необслуживаемых кредитов, обеспечить активное использование механизма санации жизнеспособных структур и выведения с рынка "хронически" неэффективных предприятий.

Важнейшей задачей в настоящее время является активизация работы по дедолларизации белорусской экономики. В этой связи Национальный банк выступил с инициативой разработать совместный план мероприятий Правительства и Национального банка, предусматривающий всесторонние меры по дедолларизации экономики и четкий график их реализации.

Как было отмечено в ходе заседания, на фоне неблагоприятной внешнеэкономической ситуации в I квартале 2016 г. Национальным банком и банками в целом достигнуты поставленные на этот период задачи.

Замедление темпов роста денежной массы, формирование чистого предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, нормализация ситуации на депозитном рынке обусловливают уменьшение инфляционного давления в Республике Беларусь. Это создает возможности для поступательного снижения реальных процентных ставок в экономике, учитывая их достаточно высокий текущий уровень.

Соответственно, одной из задач для банковской системы в ближайшее время останется "нормализация" риск-премии, которая заложена в процентных ставках как по депозитам, так и по кредитам. Ее решение будет осуществляться поступательно, с учетом комплексного анализа складывающихся макроэкономических рисков и прогноза развития экономики страны.

Одновременно будет продолжено регулирование денежного предложения. В настоящее время это объективно необходимо для сохранения макроэкономической сбалансированности и обеспечения финансовой стабильности.

Одной из основных целей деятельности Национального банка и банков является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, важным компонентом которой является наличное денежное обращение. В текущем году в его организации планируются масштабные изменения: в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450, с 1 июля 2016 г. в республике будет проведена деноминация официальной денежной единицы – белорусского рубля.

Как было отмечено в ходе заседания, процесс подготовки к проведению деноминации идет в плановом режиме. Национальным банком и заинтересованными республиканскими органами государственного управления обеспечивается оперативная разработка и принятие необходимых нормативных правовых актов и иных документов.

Осуществляется комплекс мероприятий по информированию населения, субъектов хозяйствования и банков о вопросах ввода в обращение новых банкнот и монет. На официальном интернет-сайте Национального банка создан специальный раздел , в котором размещаются актуальные документы и информационные материалы по вопросам проведения деноминации. В регионах страны проводятся обучающие семинары для ознакомления кассовых работников банков, организаций торговли и сервиса с внешним видом и элементами защиты новых денежных знаков образца 2009 года. До 1 июля 2016 г. в таких мероприятиях примут участие не менее 7 000 человек.

Прогнозируется, что к 1 июля 2016 г. в целом по стране в обращении будет находиться около 600 млн. банкнот старого номинального ряда. Для их замены потребуется ввести в обращение порядка 80 млн. банкнот и 400 млн. монет нового номинального ряда. При этом, чтобы обеспечить распознавание и прием новых денег соответствующими техническими средствами, необходимо осуществить доработку программного обеспечения банковского и торгового оборудования, которое используется в Национальном банке, банках, объектах торговли и сервиса. Очевидно, что с учетом масштабов предстоящей работы процесс полного изъятия из обращения банкнот старого образца и их замены на новые деньги не может быть одномоментным. Поэтому на протяжении шести месяцев – с 1 июля по 31 декабря 2016 г. – старые и новые денежные знаки будут находиться в параллельном обращении. В течение следующих пяти лет – до 1 января 2022 г. – банкноты старого образца можно будет обменять на банкноты и монеты нового образца в любой сумме и без взимания комиссионного вознаграждения.

Для ускорения процесса введения в обращение банкнот и монет образца 2009 года и упрощения расчетов в период параллельного обращения новых и старых денежных знаков Национальным банком принят ряд решений и рекомендаций.

Учитывая, что именно в первые дни проведения деноминации прогнозируется наиболее высокий спрос со стороны населения на новые денежные знаки, банкам рекомендовано уже с 1 июля 2016 г. обеспечить работу отдельных банкоматов и проведение ряда банковских операций, включая валютно-обменные, с использованием денежной наличности образца 2009 года. При этом перечень банкоматов, которые будут загружены новыми банкнотами, должен быть определен заранее, а соответствующая информация – своевременно доведена до граждан путем размещения на информационных стендах, интернет-сайтах и т. д. Указанную информацию необходимо поддерживать в актуальном состоянии вплоть до полного перевода всех банкоматов на работу с банкнотами образца 2009 года. Данную работу рекомендовано максимально завершить в течение июля 2016 г.

Принято решение о том, что в течение месяца с начала проведения деноминации Национальный банк не будет взимать с банков плату за подкрепление новыми банкнотами, в течение шести месяцев – монетами. Банкам предложено применять аналогичный подход в отношении своих клиентов. Предполагается, что данный шаг будет стимулировать банки к вывозу выручки от организаций торговли и сервиса в банкнотах образца 2000 года, сдаче ее в полном объеме в Национальный банк и получению в Национальном банке в наибольшем количестве денежных знаков образца 2009 года.

С учетом принятого решения банкам также рекомендовано в течение шести месяцев с начала проведения деноминации организовать в своих кассах бесплатный размен банкнот образца 2000 и 2009 годов на монеты образца 2009 года.

Еще одной темой для обсуждения на расширенном заседании Правления Национального банка стали перспективы развития клиентоориентированных цифровых банковских технологий.

В настоящее время основным документом, определяющим концептуальные подходы к стратегическому развитию в Республике Беларусь цифровых банковских технологий, является Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, одобренная постановлением Правления Национального банка от 2 марта 2016 г. № 108 .

Приоритетная цель Стратегии заключается в значительном расширении к 2021 году взаимодействия банков, их клиентов, органов государственного управления посредством цифровых каналов коммуникаций. Документ дает характеристику существующему в Республике Беларусь потенциалу финансовой системы в области цифрового банкинга, ее сильным и слабым сторонам, а также обозначает основные направления дальнейшего последовательного развития цифровых технологий в сфере финансовых и банковских услуг страны.

По сообщению официального сайта Национального банка Республики Беларусь