/ / Общественно-политические и в области права
20.05.2016

Таможня в Евразийском экономическом союзе сменит человека на машину

Одним из принципиально новых подходов, который нашел свое отражение в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, является возможность совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов. Включению в проект Таможенного кодекса соответствующих норм предшествовала большая и кропотливая работа экспертов, в том числе по изучению мировой практики проведения таможенных операций автоматически, с помощью информационных технологий. О перспективах осуществления таможенных операций без участия должностных лиц при таможенном декларировании товаров корреспондент БЕЛТА побеседовал с заместителем директора Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Александром Галанаматисом.

- Что означает формулировка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС «Отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов» и какой ее практический смысл?

- Организация информационного взаимодействия между субъектами хозяйствующей деятельности и государственными органами активно внедряется в странах Евразийского экономического союза в виде электронных услуг. Новая норма позволит поднять такое взаимодействие в сфере таможенного регулирования на более высокий уровень. Появится возможность минимизации человеческого фактора при проведении таможенных операций. Попросту говоря, данным нововведением мы исключим субъективность по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности со стороны таможни за счет выполнения автоматически программными средствами ряда функций, которые сейчас осуществляют инспекторы.

Подразумевается возможность использования информационных систем для совершения юридически значимых действий без непосредственного участия должностных лиц. Если говорить о сферах применения, то наиболее важным и актуальным, с нашей точки зрения, является реализация данной нормы при осуществлении процедуры таможенного декларирования товаров. Еще одной областью использования может быть совершение таможенных операций при помещении товаров на временное хранение в местах перемещения товаров через таможенную границу или в местах доставки.

Но в настоящее время в мировой практике наибольшее распространение получили технологии автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров.

- Давайте остановимся подробнее на последнем. В чем суть технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска?

- Во всех странах операции при декларировании товаров осуществляются в три основных этапа: регистрация таможенной декларации, проверка заявленных сведений и выпуск. То есть если мы говорим о переходе на автоматизацию, информационная система должна быть способна самостоятельно провести регистрацию или отказать в ее регистрации. Для этого необходимо обеспечить логический и форматный контроль полей декларации, а также формализовать для восприятия информационной системой условия отказа в регистрации. При этом такие условия должны быть четко определены в законодательстве. Как правило, их не так много. Например, в действующем Таможенном кодексе Таможенного союза содержится пять условий, по которым таможенный орган имеет право отказать в приеме таможенной декларации.

С полной автоматизацией проверки заявленных сведений и выпуском товаров дела обстоят сложнее. При проверке таможенной декларации информационная система должна уметь определить соблюдение условий помещения под заявленную таможенную процедуру, установленные запреты и ограничения, права интеллектуальной собственности, а также проверить классификационный код товара, страну происхождения, таможенную стоимость, правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и т.д. Таким образом, мы получаем множество условий, которые необходимо проверить в автоматическом режиме.

Мировая практика автоматизации проверки таможенных деклараций и последующего автоматического выпуска базируется на принципе выделения категорий товаров, участников внешнеэкономической деятельности или отдельных процедур для проведения выпуска товаров без участия должностных лиц. Все остальное, что не попадает в установленные категории, проверяется и выпускается инспектором.

Чем больше деклараций попадает под условия, выбранные для автоматического выпуска товаров, тем меньше участие человека при осуществлении таможенных операций, связанных с декларированием.

Одновременно с принципом выделения категорий применяется практика определения в законодательстве конкретных случаев, когда товар выпускается только инспектором. Существует также практика переноса определенной части контроля по таможенным декларациям, выпущенным в автоматическом режиме, на этап после выпуска товаров.

- Какие условия, помимо нормативного закрепления, необходимы для внедрения этих технологий?

- Внедрение технологий проведения таможенных операций автоматически при осуществлении таможенного декларирования наблюдается только в странах с развитыми информационными системами как таможенных служб, так и всех государственных контролирующих органов, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность.

Можно выделить несколько условий для реализации автоматической регистрации и автоматического выпуска. Первое - широкое распространение использования в бизнес-процессах электронных документов участниками внешнеэкономической деятельности. Второе - наличие информационной системы, позволяющей в режиме реального времени взаимодействовать таможенным органам и участникам внешнеэкономической деятельности. Третье - наличие систем информационного взаимодействия таможенных и других контролирующих органов. Причем для внедрения автоматической регистрации не требуется развитой системы межведомственного взаимодействия, поскольку на этапе принятия к рассмотрению и регистрации таможенной декларации важны только правильность заполнения полей декларации и соблюдение условий регистрации.

И, конечно же, еще одно из базовых условий проведения таможенных операций в автоматическом режиме - наличие эффективно функционирующей системы управления рисками. Но, подчеркну, первоочередным условием является использование участниками внешнеэкономической деятельности в своих внутренних процессах электронных документов.

- Как широко распространена практика проведения таможенных операций информационными системами при декларировании?

- Наибольшее распространение технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска при таможенном декларировании получили в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и объединении Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Этому способствовало широкое внедрение механизма единого окна. Так, в Королевстве Таиланд и Новой Зеландии все декларации проходят регистрацию в автоматическом режиме, а автоматический выпуск применятся в Таиланде для наименее рискованных товаров, в Новой Зеландии - только для процедуры экспорта.

В Республике Корея обе таможенные операции внедрены в отношении экспорта товаров. Европейский союз внедряет автоматическую регистрацию и автоматический выпуск только в отношении процедуры транзита товаров. Таможенные службы Канады, США, Мексики проводят автоматическую регистрацию деклараций.

- Можно ли утверждать, что наличие развитого механизма единого окна в стране является обязательным условием для внедрения автоматического выпуска товаров?

- Совсем не обязательно. Конечно, условия, которые я перечислил, являются элементами единого окна. Однако с точки зрения автоматического выпуска не имеет значения, как выдается тот или иной разрешительный документ, который сопровождает подачу таможенной декларации. Важнее для внедрения этой технологии, чтобы у контролирующих органов была возможность оформления документов с использованием электронных форм, а также обеспечена проверка наличия этого документа и сведений, содержащихся в нем в электронном виде.

- По вашему мнению, в какой стране внедрение автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров наиболее успешно?

- На этот вопрос сложно ответить, потому что автоматическая регистрация и автоматический выпуск прежде всего бизнес-ориентированные услуги. И вопрос, насколько качественно их внедрение, логичнее было бы адресовать участникам внешнеэкономической деятельности. Но, на мой взгляд, европейские страны и США отстают в этом плане от Юго-Восточной Азии. Наверное, это связано с более гибкими бизнес-процессами в предпринимательской среде в странах Азии.

- Вы подробно рассказали о том, как внедряются новые технологии в третьих странах. А как обстоят дела в государствах - членах Евразийского экономического союза?

- В настоящее время в таможенных органах государств - членов ЕАЭС уже накоплен большой опыт, который может служить основой для такой автоматизации. Так, использование электронного декларирования, системы управления рисками, введение института уполномоченных операторов являются безусловными предпосылками для построения технологий, на которых может основываться процесс принятия решений в автоматическом режиме без участия должностных лиц таможенных органов. Если говорить непосредственно о практике внедрения, можно констатировать тот факт, что некоторые таможенные службы наших стран уже активно применяют эти технологии в экспериментальном или пилотном режимах. Так, в Беларуси с 2013 года в Минской региональной таможне начата опытная эксплуатация программного комплекса автоматической регистрации декларации на товары, помещаемые под процедуру экспорта. Также таможенной службой Беларуси без участия должностных лиц с 2012 года проводится регистрация статистических деклараций.

В России с 2013 года таможенные органы запустили в качестве эксперимента технологию автоматической регистрации на товары, поданные в виде электронного документа, а 8 апреля 2016 года Федеральная таможенная служба России издала распоряжение о практической реализации автоматического выпуска деклараций на товары в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Но, говоря об автоматизации таможенных процедур, необходимо учитывать, что у этого процесса есть не только технические, но и юридические аспекты. Практика показывает, что для их решения необходимо обязательно внести соответствующие изменения в действующее таможенное законодательство.

В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС мы заложили основу для дальнейшего развития возможности осуществления ряда процедур автоматически программными средствами. Следующий шаг - законодательно обеспечить возможность перевода существующей сегодня в некоторых странах союза практики из режима локальных экспериментов в режим повсеместно действующих технологий на всей территории ЕАЭС.

В заключение еще раз подчеркну, что внедрение таких технологий невозможно без активного использования бизнесом электронных документов, а также без пересмотра сложившейся практики реализации таможенных технологий. Необходимо, чтобы и юристы, и бизнес-сообщество, и государственные органы осознавали, что «в электронной форме» и «автоматически» не являются синонимами «электронной копии бумажной формы» и «по щучьему велению» соответственно.

Эдуард Пивовар, БЕЛТА