/ / Общественно-политические и в области права
20.05.2016

Канун избирательной кампании. Чем нынешняя парламентская кампания будет отличаться от предыдущих?

Подготовка к парламентским выборам, по сути, на финишной прямой. Чем нынешняя кампания будет отличаться от предыдущих? На эти и многие другие вопросы избирателей — пользователей сайта sb.by — ответила в студии интернет–телевидения «СБ» Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина. Руководитель Центризбиркома рассказала:

О причинах модернизации избирательного законодательства

— С момента парламентских выборов 2012 года нормы избирательного законодательства претерпели существенные изменения. Причем инициатором этих изменений выступила Центральная комиссия. Я, можно сказать, закусила удила: поведение некоторых участников той парламентской кампании было просто возмутительным. Речь о представителях оппозиционных партий, которые участвовали в выборах лишь для того, чтобы их сорвать. Они выдвинули кандидатов, а накануне выборов сообща снялись. Но при этом за счет государственных средств вели агитационную кампанию, направленную на срыв выборов. Это недопустимо! Кроме того, они злоупотребляли правом на избрание. И я поняла, что наш весьма либеральный закон нужно менять.

Об особенностях нынешних выборов

— Появились нормы, запретившие баллотироваться по нескольким избирательным округам сразу. Во–вторых, теперь запрещено совмещать статус доверенного лица и кандидата в депутаты. Кроме того, вялость многих наших кандидатов, их нежелание создавать свои фонды, выпускать информационную продукцию приводили к жалобам со стороны избирателей. Люди просто не знали, кто участвует в выборах и за кого голосовать! Поэтому было решено государственные средства, предназначенные для информирования избирателей, передать избиркомам. Еще новшество — запрет агитации за бойкот. Кроме того, при подсчете голосов теперь хотя бы одна сторона стола, на котором считают бюллетени, должна быть открыта наблюдателям для обзора.

О рекомендациях ОБСЕ

— По итогам всех выборов ОБСЕ в любой стране дает свои рекомендации. Например, по итогам выборов президента в США замечаний было высказано куда больше, чем обычно у нас. Просто американцы на эти замечания обращают куда меньше внимания, проводя свою внутреннюю политику самостоятельно, как это и положено суверенной стране. На днях я поинтересовалась у представителя ОБСЕ: а есть ли вообще страна, которая бы полностью выполнила все ваши рекомендации? Оказалось, такой страны нет. Но мы все же стараемся их рекомендации учитывать. С 2000 года 5 раз вносились поправки в избирательное законодательство, причем многие были сделаны именно на основе рекомендаций ОБСЕ.

О прозрачности урн и процесса

— Прозрачных урн на последних выборах было еще немного. Их оборудуют местные власти, если изыскивают средства на это. Но это не может быть самоцелью. Честность выборов заключается не в прозрачных ящиках, а в честности тех, кто проводит подсчет. Но элементов прозрачности стало больше. Жалобы на ход голосования, рассматриваемые комиссионно, теперь будут размещаться на сайтах. Учитывая, что постоянно действующий сайт есть только у Центральной комиссии, остальные избиркомы будут использовать для этого сайты местных исполнительных органов. Также впервые введен институт членства окружной комиссии с правом совещательного голоса.

Об электронном голосовании

— Наша общая позиция — и моя лично, и моих коллег из продвинутых демократических стран: такое голосование должно применяться в исключительных случаях. Отказываться от демократических традиций — традиционной формы голосования — ни в коем случае нельзя. Полагаю, логичным было бы применять электронное голосование для граждан, находящихся за рубежом. Но есть один серьезный недостаток. Для такого голосования как минимум необходимо массовое появление и присвоение каждому гражданину электронной подписи. Ведь без такой подписи мы просто не будем знать, кто именно голосует. А с ее появлением закончится тайна волеизъявления.

Максим Осипов, Советская Белоруссия № 94 (24976) от 20 мая 2016 г.