/ / Общественно-политические и в области права
25.05.2016

25 мая 2016 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва, на котором парламентарии рассмотрели 19 вопросов

В первом чтении были приняты три законопроекта.

Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Швед А.И. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сенькевич Э.А. представили проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

Цель законопроекта –– приведение законодательства в соответствие с Законом о Государственном комитете судебных экспертиз. Комплексное внесение изменений в целях совершенствования и унификации законодательства в сфере судебно-экспертной деятельности будет осуществлено при принятии Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности».

В целом законопроект носит юридико-технический характер и предполагает корректировку Закона «О здравоохранении», Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов Республики Беларусь.

О проекте Закона «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам охраны археологических артефактов» доложил Министр культуры Республики Беларусь Светлов Б.В. С содокладом по этому вопросу выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кучинская Н.Г.

Проект Закона разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2015 г. № 485 «О совершенствовании охраны археологических объектов и археологических артефактов» и предусматривает установление административной ответственности за незаконный поиск и незаконный оборот археологических артефактов, а также рассмотрение дел судебными органами и составление протоколов об административной ответственности.

Заместители председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Конончук Т.П. и Наумчик А.А. представили в Овальном зале проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира».

Законопроект подготовлен по инициативе группы депутатов Палаты представителей в связи с необходимостью совершенствования норм Закона «О растительном мире» с учетом практики его применения по вопросам, связанным с изъятием, удалением, пересадкой, учетом объектов растительного мира, распространение и численность которых подлежат регулированию, а также с необходимостью приведения положений Закона в соответствие с новым Лесным кодексом Республики Беларусь и другими законодательными актами.

Поправки также касаются совершенствования законодательства Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира.

Кроме того, законопроектом предлагается усовершенствовать вопросы правового регулирования отношений, связанных с озеленением, охраной и использованием озелененных территорий, и др.

Три законопроекта депутатский корпус рассмотрел во втором чтении.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Милошевский В.С. рассказал о законопроекте «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Законопроект разработан в целях приведения действующего Закона в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза.

Проектом Закона, в частности, предлагается существенно дополнить и обновить понятийный аппарат: ввести такие новые термины, как «анализ рисков», «санитарно-эпидемиологические требования», «риск», «патогенные биологические агенты», «условно-патогенные микроорганизмы», «эпидемиологическое слежение», а также уточнить определения терминов «государственный санитарный надзор» и «санитарно-противоэпидемические мероприятия».

В законопроекте в новой редакции излагаются нормы, закрепляющие правовое регулирование отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вводятся положения, предусматривающие установление санитарно-эпидемиологических требований к организации и условиям проведения лабораторных (диагностических) исследований, осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, установлению сроков годности и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Наряду с этим предлагается закрепить требования безопасности при осуществлении работ с условно-патогенными микроорганизмами и патогенными биологическими агентами.

Проектом Закона также предусмотрено расширение полномочий Министерства здравоохранения Республики Беларусь в части установления порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и определения порядка проведения анализа рисков. Кроме того, в целях повышения эффективности надзора за безопасностью и качеством продукции, размещаемой на рынке Республики Беларусь, и обеспечения соблюдений требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза расширяются полномочия Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и его заместителей.

С докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О переписи населения» выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурашко И.А.

Проект Закона разработан с учетом практики применения Закона «О переписи населения», опыта национальных статистических служб других государств, обращений граждан и государственных органов.

В законопроекте уточнены и дополнены отдельные термины и их определения. В частности, изменена редакция определения термина «переписной лист», вводится термин «обезличенные персональные данные».

Проектом Закона предусмотрено расширение полномочий республиканского органа государственного управления в области государственной статистики по внесению Президенту Республики Беларусь предложений о проведении переписи населения в Республике Беларусь.

Для полноты охвата населения при проведении переписи определена обязанность совершеннолетнего члена домохозяйства сообщать сведения об отсутствующих в течение срока проведения переписи населения членах домохозяйства.

Устанавливается порядок проведения переписи учащихся суворовских, кадетских училищ и специализированных лицеев, а также курсантов учреждений образования, обучающихся в очной форме получения образования.

Ряд положений действующего Закона корректируется в целях минимизации затрат на подготовку и проведение переписи населения. Предусматриваются использование органами государственной статистики административных данных (в частности, регистра населения Республики Беларусь), перераспределение функций территориальных органов государственной статистики и местных исполнительных и распорядительных органов при утверждении состава временного переписного персонала и др.

С учетом изменений лицам, входящим в состав временного переписного персонала, выплата вознаграждения за участие в подготовке и проведении переписи населения не является обязательной.

Одновременно в целях экономии бюджетных средств при проведении последующих переписей населения исключена процедура передачи на постоянное хранение в государственные архивные учреждения переписной документации на бумажных носителях.

Принятие законопроекта позволит упорядочить функции и конкретизировать обязанности государственных органов и иных организаций, осуществляющих подготовку и проведение переписи населения, урегулировать интересы всех субъектов правоотношений при подготовке и проведении переписи населения, повысить качество итоговых данных переписи населения.

О проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом» депутатов проинформировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Папко В.П.

Законопроект разработан в целях совершенствования правовых основ предупреждения, выявления и пресечения деятельности террористических организаций, а также защиты объектов инфраструктуры от актов терроризма.

Законопроектом предлагается дополнить Закон «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» положением, согласно которому Вооруженные Силы Республики Беларусь могут привлекаться к участию в усилении охраны критически важных объектов в случаях, установленных законодательными актами.

Законопроектом предусматривается дополнить Закон «О борьбе с терроризмом» требованием о приоритете защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате деятельности террористической организации или незаконного вооруженного формирования; термином «государственное реагирование»; положением, согласно которому контртеррористической операцией также признаются специальные мероприятия по пресечению деятельности террористической организации. В данном Законе также предлагаются изменение компетенции органов государственной безопасности и органов внутренних дел Республики Беларусь по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований и террористических организаций. Уточняются компетенции Министерства обороны Республики Беларусь, субъектов борьбы с терроризмом, государственных органов и иных государственных организаций, не являющихся субъектами борьбы с терроризмом, в государственном реагировании. Предлагается также корректировка компетенции лиц, проводящих контртеррористическую операцию, при преследовании лиц, подозреваемых в создании террористической организации, руководстве ею либо участии в ее деятельности; ведение переговоров с террористами при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения деятельности террористической организации. Согласно законопроекту контртеррористическая операция будет считаться оконченной, когда деятельность террористической организации пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. Закрепляется также норма, что в отношении лиц, пострадавших в результате как акта терроризма, так и деятельности террористической организации, незаконного вооруженного формирования либо в ходе их пресечения, будет производиться социальная реабилитация.

Три законопроекта на заседании были приняты в двух чтениях.

С докладом о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» выступил заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Лапко Д.Н., с содокладом –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Шитько В.В.

Разработка проекта Закона обусловлена необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов.

В связи с этим законопроектом регламентируется механизм замораживания средств и блокирования финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности (таким лицам может быть заблокирован доступ к средствам на счетах, отказано в регистрации недвижимого имущества, проведении иных сделок).

Закрепляется компетенция Правительства по определению порядка формирования перечня организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности, а также уполномоченного органа, ответственного за ведение этого перечня.

Уточняются полномочия лиц, осуществляющих финансовые операции. Вводится обязанность не реже одного раза в три месяца проверять наличие среди клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности.

Определяется порядок доступа к части замороженных средств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности физических лиц, не имеющих иных источников существования. Так, по ходатайству таких лиц орган финансового мониторинга вправе разрешить проведение финансовых операций в размере бюджета прожиточного минимума.

Также проектом Закона расширены контрольные функции Национального банка. Ему предоставлено право осуществления контроля за деятельностью микрофинансовых организаций, форекс-компаний и Национального форекс-центра в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Принятие проекта Закона не приведет к изменению гражданских прав и обязанностей физических и юридических лиц.

Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. доложил о проекте Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Мнение депутатов по этому вопросу изложил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Колтунов Н.А.

Проект Закона разработан в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь».

Проектом Закона предусматривается уменьшение с 1 июля 2016 года в 10 000 раз размеров ставок налогов, сборов (пошлин) и иных показателей, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь в белорусских рублях. При этом применяется математическое правило округления чисел.

Кроме того, проектом Закона уточняется порядок представления налоговых деклараций (расчетов) с учетом деноминации. Устанавливается, что налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам с внесенными изменениями и (или) дополнениями, представляемые в налоговые органы начиная с 1 июля 2016 года за налоговые периоды 2016 года, предшествующие указанной дате, представляются по формам, действующим с 1 июля 2016 года.

Заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Шевчук В.Е. представил проект Закона «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах». С содокладом по законопроекту выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шевцов Д.Е.

Предлагаемое дополнение предусматривает расширение перечня субъектов хозяйственной деятельности, которыми осуществляется оптовая реализация лекарственных средств. Такая поправка предоставит возможность государственным организациям здравоохранения и Белорусскому Обществу Красного Креста приобретать лекарственные средства в аптечных складах, осуществляющих оптовую реализацию лекарственных средств, для использования их при оказании медицинской помощи населению.

В ходе заседания депутатский корпус также принял 10 проектов законов о ратификации международных соглашений.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. представил проект Закона «О ратификации Исполнительного протокола к Соглашению о сотрудничестве государств –– участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 года» (содокладчик –– председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Василенко В.Н.).

Документ направлен на более полное урегулирование вопросов, связанных с возмещением расходов, понесенных при возвращении несовершеннолетних в государства их постоянного проживания.

Проект Закона «О ратификации Протокола о продлении срока действия Соглашения о создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств –– членов Организации Договора о коллективной безопасности от 28 апреля 2003 года и о внесении в него изменений» представил заместитель Министра обороны Республики Беларусь Потапенко С.В. (содокладчик –– член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Удодов А.П.).

Соглашение о создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств — членов ОДКБ, подписанное 28 апреля 2003 года и вступившее в силу 23 января 2006 года, заключено сроком на 10 лет. В связи с тем, что стороны Соглашения посчитали целесообразным продлить срок его действия, был подготовлен соответствующий Протокол.

Протоколом предлагается продлить Соглашение на срок действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, а также внести в него ряд изменений, которые касаются координации планирования и осуществления мероприятий технического прикрытия и восстановления железных дорог, определения порядка денежных расчетов за оказание медицинского обслуживания, обмена сведениями, содержащими секретную информацию, и обеспечения ее передачи и защиты.

Потапенко С.В. также выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств –– членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения». Его дополнил в своем выступлении заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Бохан С.Н.

Соглашение заключено в целях создания договорно-правовой базы сотрудничества государств — членов ОДКБ в области перевозок воинских и других формирований, а также продукции военного назначения на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Положениями Соглашения определяется порядок взаимодействия его сторон при планировании и выполнении таких перевозок через территории сторон и (или) через территорию государства, не являющегося участником Соглашения, а также обеспечения безопасности указанных перевозок в случае проведения совместных операций или командно-штабных и войсковых учений, участия в миротворческих операциях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, перевозок к местам постоянной или временной дислокации в целях их функционирования и жизнедеятельности.

В соответствии с Соглашением при выполнении перевозок пересечение государственных и таможенных границ сторон производится в согласованных принимающей или транзитной стороной пунктах пропуска, определенных международными договорами и национальным законодательством. За выполнением перевозок устанавливается постоянный оперативный контроль уполномоченными органами сторон.

Министр спорта и туризма Республики Беларусь Шамко А.И. рассказал о проекте Закона «О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных безвизовых групповых туристских поездках от 11 января 1993 года». С содокладом по законопроекту выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Верес В.И.

Протокол разработан в целях совершенствования Соглашения с учетом изменения современной ситуации. В частности, в документе определяется, что группы туристов в составе пяти и более человек, организованные официально назначенными белорусскими и китайскими туристическими организациями, могут въезжать на территории Республики Беларусь и Китайской Народной Республики без виз через пункты пропуска, открытые для международного сообщения.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны» с докладом выступил первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Михневич А.Ю., с содокладом –– председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л.

Соглашение было подписано 29 мая 2015 года в поселке Бурабай (Республика Казахстан) и является всеобъемлющим, комплексным документом, регулирующим вопросы, связанные с движением товаров и услуг.

После вступления Соглашения в силу таможенные пошлины будут обнулены примерно по 60 процентам наименований товаров, по которым стороны ведут торговлю. К 2025 году после окончания всех переходных периодов под обнуление таможенных пошлин попадут почти 90 процентов наименований.

Соглашение будет регулировать вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, осуществления государственных закупок, сотрудничества в сфере технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер.

Соглашение не ограничивает применение Евразийским экономическим союзом стандартных защитных мер (антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных) в отношении импорта товаров из Вьетнама.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сенько Ю.А. представил на рассмотрение проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» (содокладчик –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Дедушкин В.М.).

Соглашением, подписанным в г. Исламабаде 10 ноября 2015 года, определяются основные принципы и формы сотрудничества и взаимной помощи между таможенными органами двух стран в области таможенного дела, а также порядок взаимодействия при направлении запросов и предоставлении друг другу информации, необходимой для обнаружения, пресечения и расследования таможенных правонарушений.

Реализация Соглашения будет способствовать повышению эффективности борьбы с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых товаров, оружия, предметов культурного и исторического наследия, объектов интеллектуальной собственности.

Ю.А.Сенько также доложил о законопроекте «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года». С содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Вашков А.С.

Протокол подписан 30 октября 2015 года в г. Душанбе в целях совершенствования Правил определения страны происхождения товаров в СНГ.

В документе представлена новая редакция термина «декларация о происхождении товара», которая изложена в Правилах как «заявление о стране происхождения, сделанное экспортером, позволяющее провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления».

Заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Шевчук В.Е. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шилова С.Д. представили на рассмотрение парламентариев проекты законов «О ратификации Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года» и «О ратификации Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года».

Ратификация первого документа будет способствовать проведению государствами — членами Евразийского экономического союза скоординированной политики в сфере обращения лекарственных средств, формированию общего рынка лекарственных средств, обеспечению гарантий безопасности, эффективности, качества лекарственных средств и созданию условий для повышения конкурентоспособности лекарственных средств, производимых на территориях государств — членов Евразийского экономического союза.

В свою очередь, ратификация Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года позволит обеспечить проведение основополагающих процедур в области обращения медицинских изделий по единым правилам, минимизируя возможность неоднозначного правового регулирования отношений в сфере оказания медицинской помощи гражданам государств — членов ЕАЭС.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (капитал)» выступила заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Селицкая Э.А., содоклад представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурашко И.А.

Основными задачами Соглашения являются распределение права налогообложения между договаривающимися государствами, устранение двойного налогообложения, обмен информацией между налоговыми службами.

В целях урегулирования налоговых взаимоотношений между Беларусью и Эквадором за каждым государством закрепляется право налогообложения отдельных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами одной страны в другой стране. В связи с этим определяется порядок уплаты подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, налога на доходы, в том числе налогообложение дивидендов, долговых обязательств, роялти.

Ставки налогов, предусмотренные Соглашением, уменьшены по сравнению с установленными законодательством Республики Беларусь по дивидендам, роялти.

Соглашение содержит отдельную статью по вопросам ограничения льгот, согласно которой на получение льгот, предусмотренных Соглашением, не имеют права компании, осуществляющие простое владение ценными бумагами или иными активами без осуществления деятельности либо деятельность которых носит исключительно подготовительный или вспомогательный характер для взаимозависимых лиц.

Следующее заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва состоится 27 мая 2016 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания