/ / Общественно-политические и в области права
02.03.2016

Прокуроры и армии нужны!

Общеизвестный факт: военных прокуратур в республике не существует с 1 сентября 2014 года. Они ликвидированы в соответствии с Указом Президента. Каким образом теперь осуществляется надзор за исполнением законодательства в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях нашей страны? На территории Минщины этим занимается структурное подразделение областной прокуратуры – отдел по надзору за исполнением законодательства в войсках. Начальник отдела старший советник юстиции Александр ШОКОВ ответил на вопросы корреспондента «МП».

– Александр Владимирович, если честно, в свое время у вас, военного прокурора, все-таки были опасения, что на «гражданке» не справятся с тем объемом специфичной работы, которую выполнял военный надзорный орган?

– Наверное, дело не в том, что не справились бы, профессиональные сотрудники есть везде. Но, естественно, имеется определенная специфика, которая подразумевает опыт прохождения воинской службы, знание ее особенностей и нюансы проведения проверок. Поэтому работников территориальных органов прокуратуры необходимо было обучить. У нас, я считаю, период реформирования прошел безболезненно, потому что основная масса специалистов из системы белорусской военной прокуратуры перешла в территориальные органы. В нашем отделе – все выходцы из военных прокуратур.

– Вот итоги минувшего года: уровень преступности в частях, которые дислоцируются на территории Минской области, снизился на 13 %, а тяжких и особо тяжких преступлений стало меньше почти в три раза. Можно уточнить, о каких именно правонарушениях идет речь? И чем объясните такую положительную динамику?

– Это преступления, связанные с причинением тяжких телесных повреждений, совершенные военнослужащими вне службы. Их количество снизилось в два раза. Или возьмем незаконный оборот наркотических средств… К сожалению, такие факты имели место в 2014 году, их стало в три раза меньше в минувшем. Конечно, повлияло изменение нормативно-правовой базы в сторону усиления уголовной ответственности, расширение административной ответственности за правонарушения такого рода. Но и активная профилактическая работа органов прокуратуры и командования воинских частей на местах сыграла свою роль. Налажено четкое взаимодействие с командованием и отделами военной контрразведки.

Поэтому нельзя сказать, что в снижении уровня преступности заслуга только прокуратуры Минской области.

– Не секрет, что командование воинских частей не любит выносить сор из избы…

– У нас установлена уголовная ответственность органов дознания, а именно командиров частей, за сокрытие совершенного преступления, за умышленное бездействие власти из корыстной или иной личной заинтересованности. Проще говоря, когда командир хочет скрыть истинное положение дел.

Такие факты ранее имели место, но в 2015 году их не выявлено. Расцениваю это как позитивный момент, который говорит сам за себя.

– Но в минувшем году в порядке надзора возбуждено четыре уголовных дела. Что послужило поводом?

– Выявление признаков воинских преступлений. Но это не сокрытие фактов. Речь идет о неправильной оценке правонарушений, поскольку они должны были повлечь не дисциплинарную, а уголовную ответственность. Или командование не знало, что военнослужащий злоупотреблял служебным положением или совершил иное нарушение закона.

– Пресловутая дедовщина все-таки жива еще в воинских частях, которые дислоцируются в нашей области?

– К сожалению, такие факты выявлялись в первом полугодии 2015 года. И был даже определенный рост этого вида преступлений. Но меры приняты, и уже во второй половине года эта, как вы говорите, дедовщина сошла практически на нет.

Профилактическая работа ведется серьезная. В том числе уголовные дела рассматриваются на выездных судебных заседаниях – в расположении частей. Вы, наверное, знаете, что суд Минского района рассматривал дело в отношении пяти военнослужащих срочной службы. Они осуждены к лишению свободы на различные сроки за неуставные отношения.

– Доступны ли прокурорские работники для военнослужащих, особенно срочной службы, их родных и близких?

– Проблем никаких с этим нет. В воинских частях размещена информация с номерами телефонов сотрудников нашего отдела, в том числе есть «телефон доверия», по которому можно сообщить о совершенном или совершаемом преступлении.

Регулярно посещаем воинские части с проверками, для проведения профилактических мероприятий. Работники отдела ведут прием гражданских лиц и военно­служащих срочной и контрактной службы, прапорщиков и офицеров. При отправке призывников в части перед ними всегда выступают прокурорские работники.

Так что мы доступны и, надеюсь, все знают, что нужно делать и куда обращаться в той или иной ситуации.

«Телефон доверия» отдела по надзору за исполнением законодательства в войсках Минской областной прокуратуры – (017) 335-04-94

Игорь Гончарук, «Мiнская праўда» от 2 марта 2016 г.