/ / Общественно-политические и в области права
27.06.2016

Итоги заседания девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

24 июня 2016 г. парламентарии рассмотрели одиннадцать вопросов.

В ходе заседания депутатский корпус принял в первом чтении три законопроекта.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь Белоконев О.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Береснева Е.П. представили в Овальном зале проект Закона «О внесении дополнений и изменения в Воздушный кодекс Республики Беларусь».

Проектом Закона предусмотрены нормы, обеспечивающие изъятие из сферы регулирования Воздушного кодекса деятельности, связанной с использованием гражданами и организациями авиамоделей, а также иной деятельности в воздушном пространстве Республики Беларусь, не представляющей угрозы для полетов воздушных судов.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» рассказали Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Гуйвик Н.В.

Законопроект предлагает закрепление таких принципов организации адвокатуры, как самоуправление, самофинансирование и единство статуса адвокатов. Предполагается также расширение полномочий Республиканской коллегии адвокатов, совершенствование порядка привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности, оптимизация дисциплинарного производства, совершенствование порядка определения и утверждения размера и уплаты взносов.

Слижевский О.Л. также доложил о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур». В качестве содокладчика выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Нехайчик О.В.

Среди новаций законопроекта – детализация реквизитов заявления об осуществлении административной процедуры, включение в круг ее участников третьего лица с установлением его прав и обязанностей. Проектом Закона также закрепляется право заинтересованного лица на отзыв поданной административной жалобы, уточняются основания для оставления административной жалобы без рассмотрения. Регламентируется порядок подачи (отзыва) и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц и административных жалоб в электронной форме. Организации, которым делегированы полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче административных решений, предлагается наделить правом об отказе в принятии заявления заинтересованного лица. Уточняются также основания для такого отказа.

Депутаты приняли в одном чтении пакет законопроектов, касающихся реализации в 2015 году бюджетной политики. Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Дубовец В.А., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Саврицкая Р.П. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мякинник А.П. рассказали о проекте Закона «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2015 год».

Изначально по доходам и расходам бюджет был утвержден в сумме 15 000 000 тыс. рублей. В результате уточнения его доходы были утверждены в сумме 9 000 000 тыс. рублей, расходы – в сумме 13 662 689,3 тыс. рублей. Фактически доходы фонда за 2015 год составили 8 763 729,4 тыс. рублей, расходы – 12 719 044,2 тыс. рублей (93,1 %). Таким образом, бюджет фонда исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 3 955 314,8 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2016 г. остаток средств бюджета фонда составил 707 374,5 тыс. рублей. На невыполнение доходной части фонда повлияло снижение уровня прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы из-за снижения объемов производства промышленной продукции и ее реализации.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Дерех В.П. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурашко И.А. проинформировали депутатов о проекте Закона «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2015 год».

Объем доходов и расходов государственного внебюджетного фонда гражданской авиации был рассчитан в размере 120 000,0 млн. рублей. Фонд формировался за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций, и прибыли от деятельности негосударственных организаций в области гражданской авиации (132 356,5 млн. рублей); амортизационных отчислений от основных фондов авиационных организаций, подчиненных Минтрансу (32 948,9 млн. рублей); денежной суммы (процентов), полученной за хранение средств фонда на специальном счете Департамента по авиации Минтранса в банке после уплаты в установленном порядке налогов (10 082,4 млн. рублей). За 2015 год доходы бюджета фонда составили 175 387,8 млн. рублей (146,2 процента от плана), расходы – 94 778,5 млн. рублей (79% от плана).

Средства фонда использовались на приобретение новых воздушных судов и оборудования, обучение персонала, строительство, реконструкцию и модернизацию зданий, коммуникаций и сооружений, выполнение проектно-изыскательских работ по объектам гражданской авиации и текущие расходы.

Причинами образовавшегося профицита бюджета (80 609,3 млн. рублей) явились аккумулирование денежных средств для строительства в Национальном аэропорту Минск второй искусственной взлетно-посадочной полосы с объектами вспомогательного назначения под расчетный тип самолета А-308 с оборудованием ее системой точного захода на посадку III категории, а также поступление средств в фонд свыше запланированного объема и значительное их накопление на депозитном счете.

С докладами по проекту Закона «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год» выступили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щеткина М.А., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Саврицкая Р.П. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Шитько В.В.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения был определен по доходам в объеме 115 775,9 млрд. рублей, по расходам – 114 210,3 млрд. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 1 565,6 млрд. рублей. В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены по доходам в сумме 105 266,2 млрд. рублей, по расходам – 108 682,5 млрд. рублей. Необходимость такой корректировки была обусловлена уточнением отдельных статей доходов и расходов с учетом ожидаемой динамики заработной платы в республике, роста среднего размера пенсий, а также итогов исполнения бюджета фонда за 9 месяцев 2015 года.

За 2015 год доходы бюджета фонда составили 104 785,1 млрд. рублей, или 99,5 % от уточненного годового плана, расходы – 108192,7 млрд. рублей, или 99,5 % от уточненного плана. Дефицит составил 3 407,6 млрд. рублей. Для его покрытия были привлечены остатки средств бюджета фонда на начало 2015 года, включая отзыв банковских депозитов в сумме 3 100,0 млрд. рублей.

Основным источником доходов бюджета фонда являются взносы на государственное социальное страхование. В 2015 году они составили 96 171,0 млрд. рублей (100,1 % от плана). Поступление взносов на профессиональное пенсионное страхование составило 981,3 млрд. рублей (100,1 % от плана). Кроме того, на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной венной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, трудовых пенсий получено субвенций из республиканского бюджета в сумме 5 274,2 млрд. рублей. Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 2 358,6 млрд. рублей, или 101,8 % уточненного годового плана.

Расходы бюджета фонда в 2015 году составили 108 192,7 млрд. рублей (99,5 % от плана). Эти средства предусматривались на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения и развитию учреждений социального обслуживания, санаторно-курортного лечения и оздоровления, специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси, деятельности Фонда и иных расходов.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий – 83 594,8 млрд. рублей (77,3 %) и пособий – 22 512,0 млрд. рублей (20,8 %). Финансирование всех необходимых расходов обеспечено своевременно и в полном объеме. С 1 сентября 2015 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 августа 2015 г. № 352 «О повышении пенсий» был произведен перерасчет трудовых пенсий. Кроме того, трижды увеличивался бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Министр финансов Республики Беларусь Амарин В.В. подробно рассказал об особенностях исполнения республиканского бюджета в 2015 году. С содокладами по проекту Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год» также выступили заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Саврицкая Р.П. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.

Амарин В.В. отметил, что исполнение республиканского бюджета осуществлялось в сложных внешнеэкономических условиях, характеризующихся ухудшением конъюнктуры внешних рынков, снижением мировых цен на нефть, что привело к сокращению внутреннего потребления и инвестиций. Как следствие, из девяти важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год не достигнуты установленные значения по пяти, в том числе ВВП (96,1 %).

По расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 141 015,9 млрд. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 156 717,0 млрд. рублей с профицитом в размере 15 701,5 млрд. рублей. С учетом внесенных изменений показатели республиканского бюджета по расходам составили 155 481,0 млрд. рублей, по доходам – 164 723,8 млрд. рублей, профицит бюджета – 9 242,8 млрд. рублей.

Доходы, поступившие в бюджет в 2015 году, составили 167 213,0 млрд. рублей, или 101,5 % уточненного годового плана. Наибольший удельный вес доходов занимают налоговые доходы. Налог на прибыль составил 8 173,3 млрд. рублей (97,9 % уточненного годового плана), налог на добавленную стоимость – 50 142,9 млрд. рублей (101,4 %), доходы от внешнеэкономической деятельности – 39 186,4 млрд. рублей (103,6 %).

Расходы республиканского бюджета составили 152 141,2 млрд. рублей, или 97,9 % уточненного годового плана. Основными задачами в области политики расходов являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами. Расходы на финансирование общегосударственной деятельности составили 69 863,7 млрд. рублей (97,2 % от уточненного годового плана). Обеспечено также полное перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства. Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 9 217,8 млрд. рублей (99,5 % от уточненных годовых назначений). Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности составили 15 261,4 млрд. рублей (99,3 % от плана).

Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» составило 24 431,8 млрд. рублей, или 96,8 процента уточненного годового плана. На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 9 445,7 млрд. рублей (98,7 процента). Промышленность, строительство и архитектура профинансированы в объеме 6 783,6 млрд. рублей (91,6 процента). На финансирование мероприятий дорожного хозяйства использовано 4 826,9 млрд. рублей (99,5 процента).

На финансирование здравоохранения было направлено 6 319,4 млрд. рублей, или 99,3 процента уточненного годового плана. Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации профинансированы в сумме 2 811,5 млрд. рублей (98,1 процента). Расходы на финансирование системы образования составили 7 001,6 млрд. рублей (97,9 процента от плана). Расходы по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 15 457,2 млрд. рублей, или 99,7 процента уточненного годового плана.

Фактические доходы государственных целевых бюджетных фондов составили 103,1 % уточненного годового плана, их расходы профинансированы в размере 8 151,0 млрд. рублей.

В целом уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2015 год выполнен на 101,5 %, по расходам – на 97,9 %. Профицит составил 15 071,8 млрд. рублей, или 1,7 % к ВВП.

Кроме того, в ходе заседания были приняты три законопроекта во втором чтении. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кучинская Н.Г. доложила о проекте Кодекса Республики Беларусь о культуре. Парламентарий отметила, что в проекте Кодекса комплексно и системно регулируются общественные отношения в сфере культуры по таким направлениям, как творческая деятельность, охрана историко-культурного и археологического наследия, библиотечное и музейное дело, народные художественные ремесла, кинематографическая деятельность, организация и проведение культурных мероприятий, деятельность профессиональных, непрофессиональных (любительских) и аутентичных фольклорных коллективов художественного творчества, организация культурного отдыха (досуга) населения.

В проекте Кодекса определяются содержание государственной политики и компетенция государственных органов в сфере культуры. В частности, к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня отнесено принятие решений о предоставлении культурным ценностям, имеющим значимость для отдельного региона, на территории которого они находятся, статуса историко-культурной ценности и о лишении их такого статуса. Принятие соответствующих решений по другим культурным ценностям остается в компетенции Министерства культуры.

В проекте Кодекса предусматриваются более серьезные требования к созданию музеев, упрощается порядок создания музеев-заповедников и музеев под открытым небом. В соответствие с положениями проекта Кодекса к изделиям народных художественных ремесел может быть отнесена продукция не только индивидуальных предпринимателей, ремесленников и организаций народных художественных ремесел, но и других юридических лиц, которым также может оказываться поддержка. В проекте Кодекса регламентируются процедуры организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий, защиты прав потребителей этих культурных услуг.

Впервые на уровне закона регулируются вопросы охраны археологического наследия. Предусматривается создание областных и Минской городской комиссий по археологическим объектам и археологическим артефактам, которые будут принимать решение об отнесении (неотнесении) случайно обнаруженного материального объекта к археологическому объекту или археологическому артефакту. Устанавливаются обязательность передачи в государственную собственность профессионально и случайно обнаруженных археологических артефактов, запрет гражданского оборота археологических артефактов на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, определенных проектом Кодекса, а также регламентируется порядок выплаты вознаграждения за случайно обнаруженную культурную ценность, которая является сокровищем и которой присвоен статус историко-культурной ценности. Осуществлять поиск археологических объектов и (или) археологических артефактов с использованием металлоискателей, георадаров, других технических средств и инструментов разрешается только лицам, на имя которых Национальной академией наук Беларуси выдано разрешение на право проведения археологических исследований.

Впервые определяются виды практической помощи белорусам зарубежья для сохранения и развития их национально-культурной самобытности. Законопроектом регламентируется порядок присвоения (подтверждения и лишения) некоторым субъектам культурной деятельности статуса «национальный», статуса «академический», наименования «народный» («образцовый»), званий «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» и «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь».

Проектом Кодекса предусматривается осуществление общественного контроля в сфере культуры. При Министерстве культуры и местных исполнительных и распорядительных органах могут создаваться общественные наблюдательные комиссии по охране историко-культурного наследия.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь» с докладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сенькевич Э.А. Проектом Закона уточнены порядок и условия содержания под стражей осужденных к наказанию в виде исправительных работ, а также в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Конкретизирован порядок взыскания расходов по розыску осужденных к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа и осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Проектом Закона предлагается разделить исправительные учреждения открытого типа на учреждения для лиц, которые ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы, и учреждения для лиц, ранее отбывавших такое наказание.

В законопроекте более детально регламентируются вопросы осуществления дисциплинарной практики в отношении осужденных к ограничению свободы. Например, в случаях намерения осужденного причинить вред собственной жизни и (или) здоровью либо жизни и (или) здоровью иных граждан и невозможности его водворения в штрафной изолятор исправительного учреждения открытого типа либо в изолятор временного содержания территориального органа внутренних дел он может быть помещен до отказа от своих намерений, но не более чем на три часа, в специально оборудованную комнату оперативно-дежурной службы исправительного учреждения. Уточнены сроки и процедура предоставления краткосрочных свиданий для осужденных к лишению свободы.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А. представила для рассмотрения во втором чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной статистики». С учетом практики применения и международного опыта Закон «О государственной статистике» излагается в новой редакции. В частности, проектом Закона предлагается уточнение и дополнение применяемых терминов и их определений, расширение круга субъектов правоотношений в этой сфере и конкретизация функций органов государственной статистики. Наряду с первичными статистическими данными органы государственной статистики могут использовать административные данные. Вводится возможность сбора первичных статистических данных в виде электронного документа. Устанавливаются гарантии соблюдения конфиденциальности первичных статистических данных.

Принятие законопроекта позволит упорядочить систему государственных органов и организаций, осуществляющих ведение государственной статистики, обеспечить прозрачность всех процессов статистического производства, максимально перейти на безбумажный формат сбора первичных статистических данных, повысить качество официальной статистической информации.

Парламентарии рассмотрели проект Закона «О ратификации Соглашения о займе (проект «Модернизация системы управления государственными финансами в Республике Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития». Информацию о нем представили первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Ермолович М.Л. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Щепов В.А.

Соглашением предусмотрено предоставление Республике Беларусь займа МБРР в размере 10 млн. долларов США на реализацию проекта, целью которого является усиление стратегической направленности бюджетирования, консолидация средств на Едином казначейском счете, повышение прозрачности бюджета и создание основы для внедрения интегрированной информационной системы управления государственными финансами.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 28 июня 2016 г.