/ / Общественно-политические и в области права
01.07.2016

Владимир Андрейченко закрыл девятую сессию Палаты представителей пятого созыва

30 июня 2016 г. завершила работу девятая сессия Палаты представителей пятого созыва. Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко выступил на закрытии сессии.

В ходе заседания парламентарии приняли два законопроекта в первом чтении.

О проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» проинформировал Министр образования Республики Беларусь Журавков М.А. С содокладом выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шамаль Е.В.

Настоящий законопроект подготовлен в целях расширения полномочий Министерства образования Республики Беларусь в осуществлении регулирования и управления в сфере государственной молодежной политики. В частности, за Министерством образования Республики Беларусь проектом закона предлагается закрепить полномочия по:

  • осуществлению взаимодействия и сотрудничества с молодежными и детскими объединениями по вопросам государственной молодежной политики;
  • обеспечению организации, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере государственной молодежной политики, внедрению их результатов;
  • содействию становлению и развитию молодежного волонтерского движения;
  • обеспечению развития, общей координации и контроля за деятельностью студенческих отрядов в Республике Беларусь;
  • содействию развитию инновационной активности молодых граждан, продвижению и реализации их перспективных проектов, научно-технических разработок, представляющих практический интерес и значимость для социально-экономического развития страны.

В целях обеспечения эффективного использования и функционирования системы поддержки и служебного продвижения работающих молодых граждан особое внимание уделено реализации основных положений молодежной кадровой политики, мерам по ее развитию и совершенствованию. В законопроекте также предусматривается уточнение применяемой терминологии, некоторые нормы Закона приводятся в соответствие с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. рассказал о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сенькевич Э.А.).

Предлагаемые проектом Закона изменения и дополнения ряда статей Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь направлены на совершенствование стадии осуществления проверки по заявлениям и сообщениям о преступлении и предусматривают:

  • введение институтов приостановления и возобновления проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении;
  • в целях оперативности и качества проведения проверок по заявлениям и сообщениям о преступлении определены полномочия прокурора по установлению и устранению нарушений законности, причин и условий, способствующих этим нарушениям, на стадии возбуждения уголовного дела;
  • внесение изменений и дополнений по корректировке применяемой в УПК терминологии, относящейся к стадии доследственной проверки.

В целях реализации заключения Конституционного Суда Республики Беларусь проектом Закона предусмотрены дополнения УПК, направленные на уточнение порядка производства по материалам и уголовному делу в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве обвиняемого. Расширяется предмет специальной конфискации и закрепляется положение о взыскании стоимостного эквивалента в случаях необнаружения подлежащего конфискации имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного от этого имущества.

Во втором чтении парламентарии приняли проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», который представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Гуйвик Н.В.

Проект Закона разработан во исполнение положений Указа Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» и направлен на защиту отечественного рынка от поставок некачественной продукции и соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Проект Закона предусматривает усиление мер ответственности изготовителей (импортеров) за выпуск (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также необоснованное принятие документов об оценке соответствия.

Н.В. Гуйвик подчеркнула, что при подготовке ко второму чтению проект Закона подвергся существенной доработке. В частности, по предложению Совета Министров Республики Беларусь в проект Закона внесены изменения в части снижения размера штрафов за нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

Кроме того, для исключения множественности внесения изменений и дополнений в одни и те же законы в проект Закона включены нормы восьми законопроектов, предусматривающие корректировку Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В частности, предлагается дополнить Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях нормами об усилении ответственности за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ, а также за потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте.

Кодекс также дополняется нормами об установлении ответственности за непринятие мер по недопущению потребления и распространения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, а также за неисполнение владельцем интернет-ресурса уведомления Министерства информации Республики Беларусь о необходимости удаления сообщения или материала, направленного на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

В целях снижения наличного денежного оборота и увеличения безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа предусматривается административная ответственность за прием платежей наличными денежными средствами в размере, превышающем установленный законодательными актами предельный размер платежа наличными денежными средствами (в настоящее время предельный размер такого платежа составляет 1000 базовых величин).

Вводится административная ответственность за:

  • перемещение алкогольных напитков, табачных изделий транспортными средствами, не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств, в случаях, когда такое перемещение запрещено законодательными актами;
  • производство товаров, не являющихся табачными изделиями, с имитацией внешнего вида табачных изделий, использование наименований табачных изделий в наименованиях таких товаров и торговлю ими.

Предлагается дополнить Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях нормами, предусматривающими установление административной ответственности за незаконный поиск и незаконный оборот археологических артефактов.

Предусмотрено усиление административной ответственности за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах, а также за допуск к выполнению работ лица, не прошедшего предварительный, периодический или предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в случаях, когда прохождение такого осмотра (освидетельствования) обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, либо за неотстранение от выполнения работ лица, заведомо находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Кроме того, проектом Закона предусмотрено дополнение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нормой, устанавливающей ответственность за незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания.

В ходе заседания парламентарии рассмотрели вопрос о Декрете Президента Республики Беларусь от 27 июня 2016 г. № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь», о котором рассказал Министр экономики Республики Беларусь Зиновский В.И. (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Валюшицкий В.И.). Декретом корректируются отдельные нормы декретов Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и от 11 сентября 2013 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6».

Декрет № 2 предусматривает уточнение порядка и условий предоставления налоговых преференций субъектам предпринимательской деятельности и устранение неясностей норм Декрета № 6, их неоднозначного толкования при применении, а также приведение норм Декрета № 6 в соответствие с иными законодательными актами. В частности, предусмотрено распространение действующих налоговых льгот на деятельность предприятий – резидентов свободных экономических зон, расположенных на территориях средних, малых городских поселений и сельской местности; филиалов (обособленных подразделений), исполняющих налоговые обязательства организаций, применяющих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (в части деятельности, на которую не распространяется единый налог).

Декретом № 2 также предоставлена возможность увеличения уставного фонда коммерческой организации не только за счет вклада ее учредителей, но и за счет товара, приобретенного самой организацией. В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества отменяется льгота по налогу на недвижимость в отношении этого имущества.

С заключительным словом на сессии выступил Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
АНДРЕЙЧЕНКО В.П. НА ЗАКРЫТИИ ДЕВЯТОЙ СЕССИИ

Уважаемые депутаты, члены Правительства и приглашенные!

Завершается девятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва. Центральным событием сессии стало Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Парламенту. Перед депутатами были поставлены задачи не снижать темпы законодательной деятельности, способствовать обеспечению экономической и социальной стабильности, повышению политического имиджа и закреплению экономических позиций Беларуси на международной арене.

Именно в таком ключе и строилась работа Палаты представителей при обсуждении Программы деятельности Правительства на 2012–2020 годы и новой Военной доктрины – документов, которые легли в основу стратегии социально-экономического развития страны на предстоящую пятилетку.

На сессии также рассмотрены актуальные вопросы реализации бюджетной политики, рационального использования ресурсов, внедрения принципов «зеленой» экономики, занятости населения.

Выполнена серьезная работа по гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС. Новации затронули вопросы технического регулирования, повышения эффективности транзитного потенциала и автомобильных перевозок.

Соглашение Евразийского экономического союза о свободной торговле с Вьетнамом не только облегчит беспошлинный доступ отечественных товаров на рынок этой страны, но и позволит создать хорошие площадки для активизации торгово-экономического сотрудничества с государствами АСЕАН.

Сквозь призму требований Главы государства и решений пятого Всебелорусского народного собрания рассмотрен проект Закона по вопросам государственной молодежной политики, открывающий дополнительные возможности для инициативы и творчества молодых.

Завершена большая работа над Кодексом о культуре, который прошел широкое общественное обсуждение.

Активное проведение Республикой Беларусь многовекторной внешней политики обусловило интенсивность парламентской международной программы. Основной упор здесь был сделан на продвижение национальных интересов, реализацию проектов экономического сотрудничества.

В числе основных наших приоритетов остается союзное строительство. На пятидесятой юбилейной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России были обсуждены пути повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизации процесса принятия и выполнения союзных программ, устранения бюрократических барьеров, мешающих деловой активности.

О том, как можно взаимодополнять потенциалы ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, шла речь на первом Совещании спикеров парламентов стран Евразии в г. Москве, а также на международном форуме «Один пояс, один путь» в Гонконге, в работе которых мы приняли участие.

Новый импульс получило развитие белорусско-таиландских отношений. Буквально вчера завершился официальный визит в Республику Беларусь делегации во главе со спикером Парламента Королевства Таиланд. В ходе состоявшихся встреч мы наметили реальные перспективы по наращиванию объемов товарооборота, установлению прямых связей между регионами, реализации идей первого Белорусско-Таиландского бизнес-форума.

Хорошую динамику показывает европейский вектор сотрудничества. Начавшийся открытый диалог с парламентариями Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Италии, Латвии, Польши, Румынии, Словакии говорит о взаимной заинтересованности и нормализации отношений.

Конкретные направления сотрудничества в сферах образования, экологии, энергетики, здравоохранения и туризма обсуждены с руководством Парламентской конференции Балтийского моря. Мы проявляем серьезный интерес к деятельности этой организации и изучаем возможность получения в ней статуса наблюдателя.

Активизировались наши контакты с Парламентской ассамблеей Совета Европы. В положительную сторону меняются формат встреч, их тематика и содержание. Круглый стол по вопросам совершенствования избирательного процесса, прошедший в Палате представителей, был полезен всем его участникам.

Мы пытаемся найти реальные точки соприкосновения и, разумеется, продолжим диалог в том числе в ходе международного наблюдения за парламентскими выборами в Беларуси. Это в равной степени относится и к нашим коллегам из ПА ОБСЕ. Сегодня белорусская делегация направляется в г. Тбилиси для участия в ее ежегодной летней сессии. Тема сессии «25 лет парламентского сотрудничества: укрепление доверия путем диалога» отсылает к важному историческому событию – принятию Мадридской декларации, заложившей основу парламентской составляющей ОБСЕ. Этот визит важен для нас еще и потому, что на ней будет принято окончательное решение о проведении в 2017 году летней сессии этой авторитетной международной организации в г. Минске.

Уважаемые коллеги!

С завершением сессии мы вплотную подходим к окончанию срока наших полномочий. Оставшееся время должно быть максимально эффективно использовано для решения поставленных перед нами задач. Уже сейчас необходимо готовить конкретные предложения в пакет бюджетных законопроектов на 2017 год, с тем чтобы в октябре на заключительной сессии Парламента мы смогли принять действительно качественные документы.

Еще одно важное поручение Главы государства касается инвестиционного законодательства. Правительство должно до 1 сентября представить предложения по его совершенствованию. Профильным комиссиям надо принять самое активное участие в этой работе, тем более что привлечение прямых инвестиций в экономику – это один из основных приоритетов Программы социально-экономического развития на предстоящую пятилетку.

Решения пятого Всебелорусского народного собрания содержат четкие цели и ориентиры дальнейшего движения вперед. Однако их достижение зависит от мобилизации всех материальных и интеллектуальных сил страны. Именно депутаты, работая в избирательных округах, разъясняя основные положения программных документов, должны стать этой мобилизующей силой. Тем более, что страна вступает в очень ответственный период. Впереди у нас кампания по выборам в Парламент. На выборах будет работать большое количество международных наблюдателей. Палата представителей уже пригласила наших коллег из Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламентских Ассамблей ОБСЕ, ОДКБ, ПАСЕ. Надо помочь организовать их работу таким образом, чтобы мировое сообщество смогло наглядно убедиться, что выборы у нас проходят спокойно, открыто и демократично, в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами.

Уверен, что новый состав депутатского корпуса обеспечит преемственность курса на созидание сильной и процветающей Беларуси.

В заключение, уважаемые коллеги, хочу поблагодарить вас за продуктивную работу и поздравить всех присутствующих с наступающим праздником – Днем Независимости Республики Беларусь.

Крепкого вам здоровья, мира и процветания!