/ / Общественно-политические и в области права
08.07.2016

Любителям агрессивного маркетинга надо успокоиться – прокуратура взяла его на контроль

Теми, кто настойчиво «впаривает» нам всякого рода сковородки, массажеры и прочий, как потом оказывается, абсолютно ненужный товар, всерьез заинтересовалась прокуратура.

Заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Павел Елисеев начал с главного:

– Государство гарантирует защиту прав и интересов потребителей. Человек имеет право в том числе на информацию о предлагаемой ему продукции, работах, услугах. Кстати, законодательством довольно четко оговорено и то, что недобросовестной является реклама, в которой содержатся ложные, недостоверные сведения о потребительских свойствах, качестве, условиях и сроках эксплуатации товара. Человек свободен в своем выборе, однако в последнее время в стране агрессивные маркетологи появляются все чаще.

В тренде сомнительной полезности фильтры для очистки воды, установка и ремонт окон и очистка канализационных систем в квартирах. Продвиженцы, не стесняясь, агитируют всюду: развешивают рекламные объявления, каким-то мифическим образом узнают номера телефонов и буквально терроризируют людей в их квартирах и домах.

И ведь прав Павел Павлович: мошенниками таких торговцев не назовешь, поскольку состава уголовно наказуемого деяния нет. Обещанное они вроде как выполняют, даже договор (с прописанными условиями и суммой сделки) по всем правилам заключают. Кстати, это еще один из психологических рычагов. Но, с другой стороны, манипуляторы настолько тонко играют на людском доверии, что в итоге человек берет вещь, которая ему не нужна или которую он в любом магазине купит раз в пять дешевле.

Павел Елисеев приводит пример:

– Приходят к вам такие продавцы с фильтром для очистки воды и давай целое представление устраивать. При вас якобы и экспресс-тест сделают, показывая, насколько плохая из крана течет вода и какая отличная предлагается продукция. По завершении эффектной рекламной акции вы уже не сомневаетесь: вам жизненно необходима предлагаемая очистительная система. «Нет денег на покупку? – умасливает агитатор, – берите в рассрочку».

В ситуации с окнами обычно тоже начинают с тестирования, разумеется, бесплатного. А когда наживка заброшена, пошло: срок эксплуатации истек, надо поменять и то, и это, а лучше все и сразу. И чешет потенциальный клиент голову: да, действительно, надо и «то», и «это»... Еще и поблагодарит «заботливых» обманщиков.

Казалось бы, можно и махнуть рукой: мол, граждане сами виноваты. Однако в прокуратуре на этот счет иное мнение:

– Больше всего от подобного страдают пожилые, одинокие люди. Многие излишне совестливые белорусы даже полагают, что совершить покупку они должны уже потому, что продавцы потратили столько времени на рассказ-показ. Чтобы подобных фактов излишне настойчивых продаж стало меньше, мы предложили Министерству торговли комплексно изучить деятельность на рынке таких услуг и принять соответствующие меры в отношении недобросовестных торговцев. Настояли и на том, что нужно внимательнее отслеживать распространяемую рекламу. И, если потребуется, внести предложения по законодательным новациям для придания данной деятельности четких правовых рамок, наделения потребителя правом возврата товара, а продавца – обязанностью принять продукцию обратно.

Кстати, в некоторых странах есть такое понятие как «период охлаждения». То есть человеку, совершившему, скажем так, импульсивную покупку, дается, к примеру, пару недель, в течение которых он может без объяснения причин расторгнуть договор и вернуть деньги. В Беларуси эта инициатива, скажем так, прижилась частично. Есть целый перечень товаров, которые можно возвратить, даже если они не имеют брака. Однако есть и ограничения. Не подлежат возврату, к примеру, некоторые непродовольственные товары надлежащего качества. Это паркет, керамическая плитка, автомобили, окна ПВХ, товары бытовой химии, бытовая техника, игрушки, мебельные гарнитуры и наборы, ткани, лекарства, гражданское оружие и прочее. Так вот, речь о том, чтобы введением термина «период охлаждения» охватить всю продукцию, к качеству которой претензий нет, – покупатель просто передумал.

Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия» № 130 (25012) от 8 июля 2016 г.

(фото – Артур Прупас)