/ / Общественно-политические и в области права
03.02.2016

Проверка на дорогах: как ловят на трассе должников

В прошлом году у судебных исполнителей было 3,3 миллиона должников. Одни не расплатились по коммунальным услугам и банковским кредитам, другие не вернули деньги знакомым, третьи не возместили ущерб по уголовным делам, четвертые не выплатили штрафы. Далеко не все рассчитываются добровольно, многих приходится принуждать возвращать долги. С недавних пор против злостных неплательщиков заработал новый механизм — совместные рейды судебных исполнителей и ГАИ, во время которых у должников изымают машины прямо на дорогах. Разумеется, если стоимость автомобиля соизмерима с размером взыскания. Мера радикальная, однако задолжавшие водители прекрасно осознают возможные последствия. В чем убедились журналисты «СБ», подежурив на трассе с судебными исполнителями и инспекторами ГАИ Ленинского района Минска.

Сейчас в районе более 20 тысяч должников. И это не считая неимущественных сборов и взыскания алиментов, расходов на содержание детей, которые находятся на гособеспечении, рассказывает судебный исполнитель отдела принудительного исполнения Валентина Автухович:

— У меня и у коллеги сейчас примерно по 500 таких производств. Это различные задолженности. Сначала мы оповещаем человека о наличии у него непогашенных платежей, и если это не административное взыскание, то дается семь дней, чтобы самостоятельно рассчитаться. Иначе вступает в силу принудительный порядок. Суммы же, которые необходимо вернуть, абсолютно разные: от минимального штрафа в 105 тысяч за превышение скорости по фотофиксации и до миллиардов. К примеру, недавно, взыскивали долг в 16 млрд рублей.

...Мы на улице Маяковского. Потоки автомобилей в обе стороны насыщенные. Инспектор ДПС Сергей Нарбутович останавливает серебристый «Ситроен», просит показать документы. Розовощекий Владимир М. нехотя тянется за борсеткой. Оказалось, водительского удостоверения у него с собой нет, говорит, что дома забыл. Капитан милиции проверил по базе, не лишен ли автомобилист права управления. Оказывается, не лишен. Водителю объявляется предупреждение.

— А случаем вы не должник? Алименты там, штрафы... — интересуюсь у Владимира.

— Нет, ну что вы. У меня, наоборот, жена ушла, а я детей воспитываю.

В это время Валентина Автухович с коллегой Екатериной Лисакович проверяли Володю по своей базе, которая, кстати, обновляется каждый день:

— Поздравляем, долгов у вас действительно нет.

Не было их и у водителя черного БМВ. «Я–то никому ничего не должен, — говорит Кирилл Н. — Но вот приятелю его знакомая крупную сумму задолжала и не возвращает. Уже год как. То есть получается, выручивший человек сам на бобах остался. Так что я считаю, что идея вот так забирать и продавать машины, хорошая».

Виктор К. оказался не так чист, как уверял изначально. За ним, оказывается, числилось более 30 миллионов — непогашенный банковский кредит. Судебный исполнитель составила акт описи имущества и вынесла постановление об аресте беленького «Опеля» должника. Он будет изъят и отправлен на штрафстоянку. Пока мы ждали эвакуатор, сотрудницы объяснили, что предварительную стоимость транспорта определяют они. Затем более точную сумму, которую можно выручить за это авто, дадут профессиональные оценщики. Дальнейшая его судьба решится в суде. Если долг небольшой, то будет конфисковано другое имущество задолжавшего человека.

Между прочим, если по линии ГАИ должники более ответственные, то по другим категориям (к примеру, с погашением кредитных, долговых обязательств) вернуть деньги действительно бывает сложнее. Как правило, тактика у таких граждан одна — прятаться и обещать вот–вот рассчитаться. Был случай: водитель задолжал знакомому более 10 млн и даже после постановления суда не возвращал их месяца полтора. Катался на машине, которая официально была арестована. И вот однажды ее останавливают инспектора, проверяют — долг. Транспорт описали и отправили на штрафстоянку. У автомобилиста чуть ли не шоковое состояние, не ожидал. Зато уже через день он погасил задолженность и забрал авто. «Конечно, ситуации бывают разные, — рассуждает Валентина Автухович. — У человека, допустим, нужной суммы для погашения нет и за отведенные семь дней он ее не соберет. Поэтому идем на уступки и даем еще время. Однако зачастую задолжавшие люди попросту ищут способы, чтобы не платить».

...Мы на охраняемой штрафстоянке по улице Тростенецкой. Причины, по которым эти машины оказались здесь, разные. Вот джип, хозяин которого за год трижды попался пьяным за рулем. Он получил реальный срок, а автомобиль скоро будет продан в счет погашения долга. Рядом — БМВ, «Жигули», «Мерседес»... Они тоже опечатаны, поскольку владельцев также остановили за пьяную езду. А вот «Ауди» и «Ситроен», которые стояли чуть дальше, были арестованы как раз за долги.

Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия» № 20 (24902) от 3 февраля 2016 г.