/ / Общественно-политические и в области права
06.12.2016

Продажа непродовольственных товаров в «рассрочку без переплат»: о манипулировании покупателями

К концу года все чаще сталкиваюсь в магазинах с «инновационными» маркетинговыми ходами торговцев. Очередная модная фишка – продажа непродовольственных товаров в «рассрочку без переплат». Рекламные предложения сыплются, как декабрьский снег на голову, особенно в преддверии Нового года. Но вспомним классика, который призывал к бдительности: легкомысленность и подмена понятий приводят к печальным результатам.

Смотрю на витрину салона сотовой связи в ожидании, пока супруга с дочкой выбирают новую подушку в только что открывшемся очередном сетевом универмаге. Каждый ценник пестрит четырьмя цифрами, причем все разных размеров, цветов, шрифтов (как тесты на приеме у окулиста). Итак...

1. Одна цифра жирно зачеркнута – это якобы старая цена.

2. Еще две цифры – крупнее, это якобы новая цена с указанием возможности купить товар в рассрочку на полгода с размером помесячного платежа.

3. Наконец, самым мелким шрифтом – цена самая низкая, акционная (на нее-то потребитель смотрит с особенно пристальным вниманием).

Разоблачение фокуса очень простое. По правилам рынка, казалось бы, продавец быстрее продаст свой товар, если чуть снизит цену по сравнению с конкурентами. Но это вчерашний день рыночной экономики – сегодняшний маркетинг говорит, что цену надо повысить! Каким образом? Элементарно: надо заявить, что товар продается с рассрочкой по новой, более высокой цене. А если платишь сразу всю сумму – тебе типа скидка, потому что купил по более низкой, акционной цене!

Понятно, что на самом деле никакой рассрочки, никакой скидки, никакой акции здесь нет, это просто жонглирование словами и манипулирование сознанием вошедшего в раж потребителя. Есть просто сумма, которую держит в уме продавец, а остальное – скачущие цифры на ценниках. Причем некоторые находчивые торговцы уже не стесняются и с самого начала лепят такие пестрые бирки, в лучшем случае поторговав по старой, изначально изрядно завышенной цене один-два дня – авось кто-нибудь да клюнет. Впрочем, законом это не запрещено, в отличие от второго распространенного типа надувательства – предложения рассрочки.

По факту она оказывается кредитом, потому что в итоговую цену товара закладываются дополнительные проценты. Кредитованием у нас могут заниматься только финансовые учреждения, но никак не магазины по продаже мобильных телефонов. И если на их ценниках написано гордое слово «РАССРОЧКА», а рядом указаны те самые две цифры, отличающиеся между собой хоть на процент, то это повод для приглашения торговой инспекции. Потому что прямо нарушаются закон о защите прав потребителей и правила розничной торговли – сознательно обманываются покупатели, которым предоставляется недостоверная информация о продаже товара. И кстати, стоит четко уяснить: словосочетание «рассрочка без переплат» – это стилистическая ошибка маркетологов, которую им удалось внедрить в массовое сознание. Рассрочка сама по себе предполагает сохранение цены товара на весь срок расчетов покупателя с продавцом. А если есть какие-то переплаты, то это уже не рассрочка, а кредит, и не надо нас тут путать.

Наконец, импортное слово «акция», которым увешаны витрины магазинов и которое за последние годы начало восприниматься сознанием некоторых потребителей в качестве стандарта современной торговли. Когда следующий раз вы увидите это словечко, вспомните о его первоначальном значении, которое приводит словарь Ожегова: «Акция – это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели». Цель у продавцов в общем-то банальная: увеличение оборота любой ценой. Лучше всего – «акционной». И иногда в погоне за этой целью они начинают позволять себе не очень честные с нами игры. Не забывайте об этом, направляясь в магазин за новогодними подарками.

Виталий Чуясов, «Советская Белоруссия», № 234 (25116), 6 декабря 2016 г.