/ / Общественно-политические и в области права
12.12.2016

Министр экономики Владимир Зиновский – о зарплатах, реформах по сценарию МВФ и выстраивании диалога с бизнесом

Вписать встречу с журналистом в свой график Министру экономики непросто. Владимир Зиновский шутит: у него и его коллег настоящий восьмичасовой рабочий день – то есть с восьми утра до восьми вечера. И, тем не менее, за чашкой крепкого кофе мы подводим экономические итоги уходящего года, говорим о зарплате, которая не должна быть «получкой», рассуждаем, почему слово «чиновник» воспринимается ныне госслужащими как ругательство и как экономический кризис может привести к прогрессу.

Предпосылки для роста экономики есть

– Владимир Иванович, экономика страны продолжает сокращаться. Основная причина этого – уменьшение экспорта нефтепродуктов и сужение калийных рынков? Как бы вы лично оценили уходящий год? И что нам ожидать от следующего?

– Нынешний год – високосный, и он был действительно непростым. Хотя для меня как для Министра экономики это означает, что экономика страны работает на один день больше, – улыбается Зиновский. – Не скажу, что цифровые результаты 2016-го очень уж положительные, хотя и удалось многое сделать. Прежде всего, уточню важный момент: сейчас динамики к сокращению ВВП нет. Благодаря своевременным действиям Правительства и Нацбанка эта тенденция была преодолена. Да, экономика на уровень прошлого года не вышла, однако динамика индекса ВВП – положительная. Посмотрите статистику: по итогам января–октября наблюдаются положительные подвижки в объемах промышленного производства, сельского хозяйства. Да и физические объемы экспорта уже превышают показатели прошлого года.

Безусловно, факторы, о которых вы говорите, оказали влияние на темпы экономического роста. Это понятно, учитывая значение нефтепереработки и химической промышленности для нашей экономики. За девять месяцев на экспорте нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений мы недобрали 2,9 млрд долларов выручки по сравнению с прошлым годом. Это 90% общего снижения экспорта страны. Но до конца года восстановительная динамика, поверьте мне, продолжится. Будут сохранены все элементы макроэкономической сбалансированности, станут устойчивыми те качественные тенденции, которых мы достигли. Я говорю о снижении инфляции, росте золотовалютных резервов, погашении в полном объеме и в срок валютных долгов, а также снижении процентных ставок по рублевым кредитам на 11 процентных пунктов. Этим мы обеспечили базу для экономического роста в 2017 году без диспропорций.

– Вы говорили, что все стратегические и тактические документы на следующий год уже разработаны и готовы к реализации.

– У нас есть все возможности достигнуть прогнозного роста экономики на 1,7%.

– Что для этого планируется сделать?

– Я бы выделил четыре направления, на которых будет сфокусировано внимание. Первое – это финансовое оздоровление реального сектора экономики и снижение всех видов затрат. Второе – создание эффективной системы занятости, которая подразумевает рост производительности труда, оптимизацию численности работников, модернизацию существующих и создание новых рабочих мест. Третье – существенные резервы есть в повышении эффективности управления государственным имуществом. Это вопросы структуры и состава государственных активов, вовлечение в экономический оборот неэффективно используемого государственного имущества. И четвертое, на мой взгляд, важнейшая тема, которая создает предпосылки для долгосрочного роста, – это создание лучшего инвестиционного климата как минимум среди государств-соседей. Тут не обойти вопросы снижения административной нагрузки на бизнес. На реализации этих направлений будут сконцентрированы усилия Правительства и Нацбанка.

– К сожалению, реальные доходы населения в этом году снизились…

– Да, и мы этим обеспокоены. Но давайте четко понимать: заработная плата должна быть не «получкой», а именно заработанными деньгами, напрямую связанными с производительностью труда. В реальном секторе экономики нужно снижать затраты, повышая производительность. Мы ставим задачу провести на госпредприятиях кадровую диагностику и оценить реальное положение дел. При этом в стране должны быть созданы все условия для развития микробизнеса, для переобучения, чтобы людей можно было направить в другие сектора экономики. Человек должен работать эффективно и получать достойную материальную оценку своего труда, а не просто «получку», которую некоторые предприятия начисляют за неполный рабочий день.

Инвесторы видят зеленый свет

Являясь сопредседателем комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с КНР, Владимир Зиновский напоминает о колоссальной работе по продвижению индустриального парка «Великий камень» и важности привлечения инвестиций в страну. К слову, совсем недавно Министр возглавлял белорусскую делегацию на «Неделе Евразии 2016», которая прошла в штаб-квартире Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в Париже. Владимир Зиновский тогда провел ряд встреч и выступил с докладом, в котором отражены благоприятные условия, созданные в стране для инвесторов.

– Владимир Иванович, тема привлечения инвестиций звучит сегодня все чаще. На что делаете ставку в этом вопросе?

– Инвестиции – это не только деньги, но и новые технологии, и инновационная продукция. В конечном итоге это наш ВВП и процветание государства. Я не говорю, что речь идет только о китайских финансах. Мы работаем с любым инвестором, у нас дружественные отношения со многими странами.

Что же касается «Недели Евразии 2016», должен упомянуть: до этого визита никогда в республике не проводилась экспертиза делового климата в стране такими крупными организациями, как ОЭСР. Мы специально пригласили международных экспертов ОЭСР, которые все тщательно изучили и подготовили доклад. В нем мы получили заслуженную хорошую оценку – а это сразу зеленый свет для крупных компаний, которые хотят инвестировать в Беларусь. Но работать еще есть над чем. Это показал и рейтинг «Ведение бизнеса 2017».

Кроме того, что такое инвестиции? Во что нужно вкладывать их? Прежде всего, в инновационное производство. У нас есть малые предприятия, выпускающие инновационную продукцию, и их нужно поддерживать всеми мерами, вплоть до предоставления бюджетных грантов. Такие организации должны разрастаться, количество рабочих мест на них – увеличиваться. Речь идет уже о совершенно новом уровне производительности труда. Вы знаете, стоит задача довести уровень заработной платы до 500 долларов в эквиваленте. Это задача очень трудная, несмотря на то, что некоторые отрасли ее могут достигнуть. Однако стоит понимать: не выпуская инновационную продукцию и не повышая производительность труда, этого добиться тяжело.

– В начале года на одном из заседаний Совмина вы как-то сказали: «Стратегия «переждать и верить, что все уладится само собой» – бесперспективная». Мнение не поменяли?

– Я действительно придерживаюсь точки зрения, что модель поведения «сидеть, верить, что все пройдет само, и ничего не делать» в кризисной ситуации особенно губительна. И вот почему: кризисные ситуации возникают у всех, и они могут по цепочке передаваться в странах с открытой экономикой, становиться внешними шоками для других стран. Так происходит и сейчас. Мы ведь не существуем независимо от остального мира. Мы интегрированы в мировое пространство. Поэтому вполне естественно, что внешние шоки отразились и на нашей стране. Чтобы жить и развиваться, белорусской экономике необходимо гибко реагировать на внешнюю неопределенность, которая на сегодняшний день характерна для рынков основных наших экономических партнеров, адекватно отвечать на внешние вызовы.

Но с другой стороны, ошибочно воспринимать кризис исключительно с позиции угроз. Любая кризисная ситуация – это вызов, стимул совершенствоваться, новые возможности. Кризис показывает имеющиеся недостатки, несовершенства системы. И просто нужно вовремя выявить проблемные моменты, а затем разработать способы их решения. Именно кризисные ситуации позволяют нам двигаться вперед, ведут к прогрессу. Ошибки, уроки, усвоенные из своего собственного опыта, лучше всего позволяют обойти подводные камни в будущем. Можно сказать, что кризисные явления – это лакмусовая бумажка для любого управленца и в первую очередь – для государственного служащего.

– Программа социально-экономического развития на 2016–2020 годы, которую летом всем миром обсуждали на Всебелорусском народном собрании, на три четверти посвящена вопросам экономики. На ваш взгляд, все ли поставленные задачи и намеченные цели достижимы?

– Программа социально-экономического развития на 2016–2020 годы – это комплексный глобальный документ развития страны на текущую пятилетку. Ее проект разрабатывался не только Минэкономики, но и всеми госорганами, и вы правильно заметили, всей страной. Каждый гражданин мог участвовать в ее подготовке. Документ, проект которого публиковался в СМИ, вобрал в себя не только инициативы делегатов, но и всех граждан страны.

Как вы и сказали, «не все зависит от нас». Поэтому положения программы разработаны с учетом минимизации влияния внешних факторов и максимального использования всех внутренних резервов. Все задачи и цели достижимы. Они просчитаны и имеют экономическое обоснование. Правительством разработана «дорожная карта» – комплекс мер на пятилетку, состоящий из более чем 450 мероприятий. Их социальная составляющая тесно переплетена с экономической. Полная реализация запланированного позволит повысить конкурентоспособность экономики и на основе этого улучшить качество жизни населения. То есть достигнуть главной цели пятилетия.

Поэтому все это важно сделать целостно, последовательно и, главное, – с максимально возможным доверием и отдачей всех: от исполнителей до участников этих мер.

К слову, месяц назад Благодарности Президента за подготовку Всебелорусского народного собрания на высоком организационном уровне были удостоены заместитель Премьер-министра Наталья Кочанова, Министр экономики Владимир Зиновский, Министр культуры Борис Светлов, а также заместитель руководителя Аппарата Совета Министров Алексей Цветков. По словам Владимира Зиновского, такие высокие оценки он воспринимает не только в свой личный адрес. Эту награду, он считает, заслужили все, кто был причастен к разработке программы, которая готовилась больше года.

О диалоге с бизнесом и кредите от МВФ

– Вы стали Министром экономики в самое горячее время для бизнеса: многочисленные протесты предпринимателей, которые не хотели работать по новым правилам, подписание Указа № 222. Какие сегодня, на ваш взгляд, созданы условия для бизнеса, стало ли ИП работать проще?

– Прежде всего, хочу отметить, что принятый в 2014 году Указ № 222 – это реализация давно намеченной госполитики по достижению четырех важных целей. Во-первых, перекрыть поток контрафактной продукции легкой промышленности, которая создает неконкурентные условия для отечественных товаров и нормального легального импорта. Во-вторых, добиться полной прозрачности бизнеса в этой сфере. В-третьих, создать равные условия для всех его субъектов – как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц. В-четвертых, добиться безопасности и качественного сервиса для покупателей. Может ли государство отказаться от достижения хотя бы одной из этих целей? Очевидно, нет.

В то же время мой опыт руководителя Совета по предпринимательству при Президенте показывает: комфортный для бизнеса «выход из палатки» возможен лишь при постоянном взаимодействии представителей государства и делового сообщества. Для этого при общественно-консультативном (экспертном) совете по развитию предпринимательства Минэкономики в феврале 2016 года мною была создана рабочая группа по вопросам деятельности ИП. Важнейший результат этой работы – вовлечение многочисленной и разрозненной группы предпринимателей в конструктивный диалог с госорганами, взаимодействие путем сотрудничества, а не конфронтации.

Чего сейчас я лично ожидаю от бизнеса? Как Министр экономики – чтобы соблюдали законы и платили налоги, как гражданин – чтобы создавали рабочие места и повышали заработную плату, как человек – желаю бизнесу успехов!

– Довольно непростая тема для страны – кредит МВФ. С одной стороны, мы очень нуждаемся в этом займе, с другой – условия получения денег «шоковые» для простых людей. Как здесь найти золотую середину? Можно ли сделать так, чтобы получение этих средств было наименее чувствительным для кошелька граждан?

– Выделение кредита, безусловно, важный вопрос, но, собственно, кредит как таковой не стоит во главе угла. Условия действительно одни из самых выгодных – процентная ставка по нему одна из самых низких в мире. Однако стоит понимать, что программа с МВФ – это не просто кредит. В первую очередь – это сигнал для мирового сообщества, международных организаций, инвесторов о том, что в стране будет проводиться правильная, последовательная макроэкономическая политика. Это повысит привлекательность страны в глазах частных инвесторов и создаст необходимую базу для долгосрочного роста. Вместе с тем в процессе работы с МВФ более ценным для нас является опыт и экспертная поддержка лучших макроэкономистов мира.

При этом мы, безусловно, понимаем, что ряд мер макроэкономической политики, которые рекомендует МВФ, могут быть болезненно восприняты населением в краткосрочной перспективе. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы сделать эти изменения менее острыми и резкими для населения, создать так называемую «подушку безопасности». В этом и состоит наша работа. В настоящий момент мы совместно с экспертами МВФ и Всемирного банка работаем над созданием компенсационных механизмов, а также принимаем меры по совершенствованию системы социальной поддержки. В частности, с октября проводится работа по внедрению механизма адресной социальной поддержки в виде предоставления безналичных жилищных субсидий. Осуществляется совершенствование механизма материальной поддержки безработных. Подготовлен проект Указа, предусматривающий повышение пособия по безработице для граждан, уволенных в результате сокращения штата, ликвидации организаций и по иным уважительным причинам. Разрабатывается система обязательного страхования от безработицы, которую планируется внедрить в 2018 году.

27 декабря Владимир Зиновский отметит двухлетие на посту Министра экономики. До этого его карьера с 1992-го до конца 2014 года была тесно связана с Госкомстатом, который впоследствии стал Министерством статистики и анализа, а позже – Национальным статистическим комитетом.

– Ваша карьера долгое время была связана со статистикой, которую вы называли «зеркалом жизни». Недавно журналисты вам задавали вопрос, связанный с предстоящей переписью населения 2019 года, и было видно, как по-прежнему близка вам эта тема. Вы уже привыкли к тому, что теперь находитесь по другую сторону цифр?

– Статистика – это прежде всего наука, которая выявляет закономерности развития различных явлений. И то, что вы задаете мне вопрос «По-прежнему ли близка мне статистика?» – это тоже своего рода закономерность. Здесь мой ответ останется неизменным: отделить экономику от статистики нельзя – это единое целое.

Статистика показывает нам нашу жизнь цифрами, заставляет обращать внимание на то, что мы раньше могли игнорировать или не замечать. Она – источник (во многих случаях единственный) важной экономической информации, без анализа которой невозможна выработка грамотных эффективных управленческих решений. И она же – инструмент беспристрастной оценки результата их реализации на уровне района, области, государства. За те без малого два года, что я возглавляю Минэкономики, или, как его еще называют, экономический штаб Правительства, я в полной мере ощутил эту взаимосвязь статистики и экономики. Поэтому, организуя работу по выработке идей, методов и путей достижения важнейших макроэкономических показателей, выстраивания инвестиционной политики, совершенствования механизмов государственной поддержки, улучшения деловой активности и развития предпринимательства, я обязан находиться по обе стороны цифр.

«Мне обидно, что сегодня слово «чиновник» звучит как ругательство»

Владимир Зиновский был одним из первых студентов Академии управления при Президенте. И единственным на то время, кто пришел туда учиться из Аппарата Совмина. В 1991 году, когда только было подписано постановление о создании нового учреждения образования, он попросился у тогдашнего председателя Правительства Вячеслава Кебича и получил разрешение на поступление. Группа по специальности «государственное управление», к слову, была одна. Именно из нее впоследствии вышли многие будущие министры – культуры, статистики, здравоохранения.

– Помните свою учебу? На ваш взгляд, уровень экономического образования в стране находится на должном уровне?

– Если талантливыми учеными чаще рождаются, то грамотными управленцами, при всей к этому изначальной склонности, все-таки становятся. Я считаю, что сначала это качество нужно в себе увидеть, затем грамотно развить и только потом реализовать в деле. В начале 90-х с распадом Советского Союза и приобретением независимости белорусская экономика столкнулась с новыми вызовами. Для решения этих проблем государству требовались новые квалифицированные кадры: госслужащие, способные грамотно, с научной точки зрения, управлять предприятиями.

Время было уникальное и очень интересное. Предстояло создавать новую экономику. Мы, первые слушатели Академии управления, понимая, что именно нам предстоит искать решение этой важной и сложной задачи, жаждали знаний. Таким студентом-добровольцем был и я. У нас был уникальный курс, уникальные преподаватели из разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня, четверть века спустя, Академия управления изменилась. В ней стало меньше точечной штучной подготовки специалистов – своего рода элиты управленческих кадров, явно просматривается уклон в сторону большей массовости образования. Тем не менее, это приемлемый и исправно работающий «системный узел», выполняющий функцию подготовки и переподготовки государственных управленцев: около трети сотрудников Министерства обучались там.

Что касается нашего главного экономического вуза – БГЭУ, – он остается основным поставщиком кадров для Минэкономики. Чуть меньше половины наших сотрудников могут с гордостью назвать «нархоз» своей alma mater.

– Вы все время говорите «управленец» или «госслужащий», но ни разу не сказали «чиновник»…

– Признаться, мне немного обидно от того, что сегодня это слово воспринимается как ругательство! Говорят, махнув рукой: «А, эти чиновники!..» А ведь у многих из них два и более высших образования, это люди, готовящие те законы и нормативные акты, которые в конечном итоге направлены на улучшение жизни конкретного человека и всего белорусского народа. Чиновники – это не белые воротнички, получающие какие-то огромные зарплаты. Это слуги народа. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы это слово перестало звучать в уничижительном контексте.

– Наверняка ваш рабочий день начинается с новостей. Какие источники информации выбираете? Традиционные СМИ, интернет?

–Чаще всего мой рабочий день начинается одинаково, можно даже сказать, что есть определенная традиция. И утренние новости – ее полноценная часть. Из источников информации мне наиболее близки газеты. Это стройный порядок заголовков, текстов, пустых пространств, фотографий и иллюстраций, он лучше помогает сосредоточиться, не отвлекает внимание. Газету можно взять в руки, пролистывать вперед и назад. Это небольшое приключение. Из государственных печатных СМИ читаю «Советскую Белоруссию», «Рэспубліку», «Народную газету», из негосударственных – «Экономическую газету», «Комсомольскую правду» и «Народную Волю». Также стараюсь не упускать из вида новости в интернете: свежий обзор ключевых событий в стране и в мире и публикаций, где упоминается Минэкономики, за прошедшие сутки каждое утро попадает ко мне на стол.

Во время беседы Владимир Зиновский угощает нас мягкими имбирными конфетами из Китая. А на вопрос, что чаще всего привозит своим зарубежным коллегам из Беларуси, перечисляет: лен, конфеты, мед. К слову, мед наш очень любят и просят поставлять его на экспорт. По мнению Министра, аграриям стоило бы над этим задуматься.

– Как проводите выходной день? Какие занятия помогают расслабиться?

– Вы, наверное, догадываетесь, что значительную часть выходных дней, как минимум субботы, я провожу на работе. Это объективная реальность и нормальная практика для государственного управленца. А когда день действительно выходной, я провожу его с семьей и уже шесть лет занимаюсь строительством дома. На рыбалку или охоту не хожу. Люблю грибы собирать, но, сами понимаете, в лесу бываю крайне редко.

– Новогодние праздники уже не за горами. Что вы пожелаете нашим читателям и своим коллегам?

– Я хочу пожелать всем нам хорошего настроения, здоровья в каждый дом, большой любви, в том числе и к Родине. Желаю хорошо встретить праздник, и пусть наступающий год будет приятным во всех отношениях!

Полина Конога, «Советская Белоруссия», 10 декабря 2016 г.
(фото – Сергей Лозюк, Министерство экономики Республики Беларусь)