/ / Общественно-политические и в области права
22.08.2016

Заключение интеграционного соглашения между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом возможно к середине 2020-х

Необходимо наращивать усилия по нормализации и развитию отношений Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с выходом в долгосрочной перспективе на всеобъемлющее интеграционное соглашение. К такому выводу пришли Центр интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития (ЕАБР) и Международный институт прикладного системного анализа (IIASA, Австрия) в докладе «Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения», опубликованном по результатам совместного проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств».

В реализации концепции общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока есть два горизонта планирования – краткосрочный и долгосрочный.

«В краткосрочной перспективе необходима инвентаризация отношений между ЕС и РФ. Но не менее важно добиться признания европейской стороной Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии для начала официального диалога между двумя союзами», – отмечается в докладе.

Обязательным условием прекращения нынешнего противостояния является решение базовых политических проблем. Однако усилия в этом направлении должны быть подкреплены концептуальным анализом и поиском практических способов развития экономических отношений между ЕС и ЕАЭС, уверены эксперты.

Авторы доклада исходят из допущения о будущем возвращении отношений между ЕС и Россией в конструктивное русло и появлении возможности отмены взаимных санкций. «Необходимо долгосрочное видение и планирование в отношениях ЕС – ЕАЭС», – говорится в докладе. Эксперты ЦИИ ЕАБР полагают, что заключение интеграционного соглашения между двумя союзами станет возможным к середине 2020-х годов. «Для этого необходимо уже сейчас на экспертном уровне определить перспективную повестку и подвести аналитический фундамент под будущие переговоры», – отмечается в докладе со ссылкой на директора ЦИИ ЕАБР Евгения Винокурова.

Предполагаемое соглашение о сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС должно быть всеобъемлющим с учетом широты охватываемых проблем, объема и структуры отношений и степени взаимосвязанности между двумя интеграционными объединениями. Такое соглашение может охватывать множество сфер взаимодействия – от торговли товарами и услугами до свободы передвижения капитала, безвизового режима, развития трансграничной и транзитной инфраструктуры, технического регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности.

В докладе представлены краткое описание результатов обсуждения этих сфер потенциального сотрудничества ЕС – ЕАЭС и предварительные предложения. Они выработаны в процессе проведения шести круглых столов высокого уровня, объединивших представителей Европейской комиссии, ЕЭК, государственных органов и ведущих экспертов стран ЕС и ЕАЭС.

В частности, в вопросах торгового режима эксперты полагают, что это соглашение, чтобы быть выгодным для всех договаривающихся сторон, не должно сводиться только к созданию зоны свободной торговли (обнуление или снижение импортных пошлин). «Логика следующая: классическая зона свободной торговли не выгодна ни России, ни Казахстану – ведь обе эти страны экспортируют преимущественно сырье. В силу структуры торговых потоков Россия и Казахстан не заинтересованы в свободном торговом режиме с ЕС в узком смысле, – говорится в докладе. – Уступки в сфере торговли товарами должны быть компенсированы встречными уступками и прогрессом в других сферах. Особое внимание должно быть уделено нетарифным барьерам: последствия снятия нетарифных барьеров могут быть намного более значимыми, чем последствия снижения импортных пошлин».

Эксперты уверены, что вопрос энергетической безопасности является фундаментальным и для ЕС, и для ЕАЭС. В случае ЕС речь идет о стабильности предложения (безопасность источников энергоносителей и транзитной инфраструктуры, справедливые и предсказуемые цены), в случае России и Казахстана – о стабильности спроса, в случае транзитных стран – о стабильности доходов и поставок. Кроме того, все участники процесса заинтересованы в обеспечении безопасности окружающей среды и устойчивости энергетических систем.

В вопросах транспорта и инфраструктуры очевидна необходимость модернизации и дальнейшего развития основных евразийских транспортных коридоров (автомобильных и железнодорожных) до 2030 года. «Есть многочисленные технические варианты совмещения железнодорожных систем 1520 и 1435 (ширина колеи). Кроме того, имеется огромный потенциал развития общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных волоконно-оптических линий связи, – отмечается в докладе. – Ключевую роль в обоих случаях играют вопросы нормативного регулирования, безопасности и капиталовложений».

Особое внимание уделяется вопросу мобильности населения. «В долгосрочной перспективе конечной целью выступает введение безвизового режима. Кроме того, реальны организация крупномасштабных академических обменов и решение проблемы мобильности трансграничных пенсионных потоков. Вместе с тем вопрос трудовой миграции в контексте отношений ЕС – ЕАЭС на данном этапе поднимать преждевременно», – считают эксперты.

Отчет подготовлен по итогам реализации первого этапа международного проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств». В 2017 году планируется начать второй этап проекта с фокусом на проведение большого массива исследований по сближению ЕС и ЕАЭС при учете фактора отношений с Китаем и другими крупными азиатскими партнерами.

По сообщению БЕЛТА