/ / Общественно-политические
05.04.2016

Итоги работы первого дня девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва

Депутаты сформировали рабочие органы девятой сессии Палаты представителей. Руководителем секретариата сессии избрана член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Филиппович Г.В. Счетную комиссию возглавил член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дудкин С.В.

Утверждена повестка дня девятой сессии Палаты представителей, которая включает 40 вопросов. По мере готовности законопроектов она будет дополняться.

В ходе заседания депутаты рассмотрели 14 вопросов.

В первом чтении принято шесть законопроектов.

Законопроект «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь»

Законопроект «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о недрах»

Законопроект «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите растений»

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле»

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»

Законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь»

Законопроект «Об экспортном контроле»

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз»

Законопроект «О ратификации Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по совместному проекту по ликвидации запасов компонентов жидкого ракетного топлива»

Законопроект «О ратификации Соглашения о реализации в 2015 –– 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»

Законопроект «О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан»

О Декрете Президента Республики Беларусь от 21 января 2016 г. № 1 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь»

Законопроект «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» представил Министр обороны Республики Беларусь Равков А.А., с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Межуев А.В.

Проектом Закона предусматривается утверждение новой Военной доктрины Республики Беларусь в связи с изменением военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь, расширением спектра источников военных угроз Республике Беларусь, уточнением подходов по определению военных опасностей для Республики Беларусь. При этом сохранен оборонительный характер Военной доктрины.

Военная доктрина будет способствовать снижению уровня возникновения угрозы развязывания агрессии против Республики Беларусь, поддержанию стабильности и недопущению дестабилизации обстановки в стране.

В частности, Военной доктриной предусматриваются:

  • определение основных потенциальных либо реально существующих внутренних и внешних военных опасностей;
  • уточнение основных направлений реализации военной политики государства в целях предотвращения и нейтрализации военных опасностей;
  • четкое обозначение перечня мер, которые будет предпринимать Республика Беларусь для обеспечения своей военной безопасности в мирное время и в период нарастания военной угрозы;
  • изменение подходов к определению характера современных военных конфликтов, участницей которых прямо или косвенно может стать Республика Беларусь;
  • декларация союзнических обязательств Республики Беларусь по оказанию военной помощи в рамках Союзного государства и Организации Договора о коллективной безопасности, участие в миротворческих операциях;
  • корректировка задач и основных направлений развития оборонного сектора экономики, порядка осуществления международного военно-технического сотрудничества.

Для придания ясности нормативных правовых предписаний и формирования правильной правоприменительной практики в законопроекте раскрывается содержание таких терминов, как «военная безопасность», «военная опасность», «военная организация государства», «военная политика», «военная угроза», «военное строительство (строительство военной организации государства)», «военно-политическая обстановка», «военный конфликт», «война», «вооруженный конфликт», «источник военной угрозы», «локальная война», «незаконное вооруженное формирование», «крупномасштабная война», «оборонная инфраструктура», «оборонный сектор экономики», «период нарастания военной угрозы», «региональная война», «стратегическое сдерживание». 

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Ковхуто А.М. доложил о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о недрах», с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Шостак П.Н.

Проект Закона разработан в целях совершенствования норм Кодекса Республики Беларусь о недрах с учетом практики его применения, исключения коллизий и пробелов в регулировании, оптимизации функций органов государственного управления в области использования и охраны недр, приведения Кодекса в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь.

Проект Закона, в частности, предусматривает:

  • упрощение процедур продления срока пользования недрами и предоставления геологического отвода юридическим лицам при их реорганизации в части исключения необходимости направления местным исполнительным и распорядительным органом на повторное согласование в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ранее согласованных документов;
  • закрепление компетенции Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области использования и охраны недр, в том числе в части осуществления государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, согласования проектов консервации, расконсервации и ликвидации горных выработок;
  • увеличение с 3 до 10 лет срока пробной эксплуатации месторождений углеводородов, а также с 5 до 10 процентов объема пробной добычи углеводородов относительно предварительно оцененных запасов. Данные изменения обусловлены тем, что информации, собранной за три года геологического изучения недр, бывает недостаточно для составления технологической схемы разработки и ввода в промышленную эксплуатацию месторождений углеводородов. Продление срока пробной эксплуатации таких месторождений позволит получить дополнительную информацию за счет бурения новых скважин и проведения сейсмических работ;
  • установление мер, направленных на предотвращение торфяных пожаров на разрабатываемых месторождениях торфа. Проектом Закона устанавливается запрет на добычу торфа на впервые переданных в разработку месторождениях, если они не оборудованы гидротехническими сооружениями, обеспечивающими оперативный подъем воды в осушительных системах в случае возгорания торфа либо при угрозе такого возгорания, а также поддержание существующего гидрологического режима поверхностных водных объектов и водного режима земель (почв) на особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подлежащих специальной охране, прилегающих к подготавливаемым к разработке или разрабатываемым месторождениям торфа;
  • закрепление компетенции Минприроды по утверждению обязательных для соблюдения норм и правил рационального использования и охраны недр путем принятия технических нормативных правовых актов;
  • исключение из Кодекса нормы, предусматривающей необходимость возмещения недропользователями, которым предоставлен горный отвод, понесенных государством затрат на проведение геологоразведочных работ, поскольку практика реализации данной нормы показала, что в качестве недропользователей, которым в разработку передаются разведанные за государственный счет месторождения полезных ископаемых, выступают государственные организации и хозяйственные общества, более 50 процентов акций которых находятся в государственной собственности. Источники возмещения понесенных государством затрат у таких организаций, как правило, отсутствуют;
  • сокращение количества видов планируемых работ по геологическому изучению недр, о проведении которых недропользователь обязан уведомить Минприроды;
  • отмену обязанности недропользователя составлять и согласовывать ежегодный план развития горных работ в случае добычи торфа и сапропелей, жидких и газообразных горючих полезных ископаемых, подземных вод, иметь геолого-маркшейдерскую службу, а также передачу функции согласования ежегодного плана развития горных работ от Минприроды уполномоченной государственной организации, подчиненной Минприроды;
  • дополнение Кодекса статьей, которой предусматривается создание стратиграфической комиссии при Минприроды, уполномоченной рассматривать стратиграфическую схему Республики Беларусь до ее утверждения указанным Министерством, в целях составления и использования единой национальной стратиграфической основы в виде стратиграфической схемы Республики Беларусь, ее гармонизации с международными нормами, установления единых требований по вопросам стратиграфии, возникающим при проведении работ по геологическому изучению недр на территории республики;
  • приведение Кодекса в части размещения и захоронения радиоактивных и токсичных отходов в соответствие с законами Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «Об обращении с отходами»;
  • приведение Кодекса в соответствие с Водным кодексом Республики Беларусь.

А.М.Ковхуто также выступил по проекту Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (содокладчик –– член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Чекан С.В.).

Главная цель данного проекта Закона — создать правовую базу для повышения эффективности системы планирования и обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь.

Проектом Закона вводятся новые положения, регулирующие вопросы проведения государственной экологической экспертизы предпроектной (предынвестиционной) документации на возведение и реконструкцию объектов, проведения оценки воздействия на окружающую среду на предпроектной (предынвестиционной) стадии, стратегической экологической оценки проектов государственных, региональных и ведомственных стратегий и программ, градостроительных проектов общего планирования.

В целях обеспечения требований о логичном построении текста нормативного правового акта вопросы стратегической экологической оценки, а также оценки воздействия на окружающую среду вынесены в отдельную главу.

В качестве принципиальных изменений, вводимых законопроектом, следует отметить изменение субъекта, проводящего государственную экологическую экспертизу. Вместо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды государственную экологическую экспертизу предлагается проводить организациями, уполномоченными этим Министерством, на платной основе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Проектом Закона вводятся термины «стратегическая экологическая оценка», «экологический доклад по стратегической экологической оценке».

Законопроектом предлагается проводить стратегическую экологическую оценку в отношении проектов программ, содержащих нормы, регулирующие отношения в области природопользования (в том числе недропользования), обращения с отходами, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, энергетики, туризма, проектов, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений в них, градостроительных проектов общего планирования, за исключением генеральных планов поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проектов, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений в них. Также предусмотрен перечень объектов, для которых стратегическая экологическая оценка не проводится.

С учетом практики правоприменения уточнены объекты, для которых проводится государственная экологическая экспертиза. Из перечня объектов государственной экологической экспертизы исключаются проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Срок проведения государственной экологической экспертизы предлагается установить не более одного месяца со дня поступления документации, соответствующей требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Принятие проекта Закона будет способствовать расширению прав граждан и юридических лиц на благоприятную окружающую среду.

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите растений» депутатам представил заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Гракун В.В. Его дополнил в своем выступлении член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Волков М.М.

Законопроектом уточняются термины «защита растений» и «карантин растений», «государственный фитосанитарный контроль», «особо опасные вредные организмы», «тарная (упаковочная) этикетка», «экономический порог вредоносности», разграничиваются такие понятия, как «мероприятия по защите растений» и «карантинные фитосанитарные мероприятия», уточняются объекты отношений в области карантина и защиты растений, определяются обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении обеззараживания или уничтожения подкарантинных объектов.

В законопроекте урегулированы вопросы финансирования карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений.

Кроме того, проектом Закона предусматриваются:

  • упразднение некоторых полномочий Совета Министров Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в области карантина и защиты растений;
  • определение порядка проведения государственной регистрации средств защиты растений в части токсиколого-гигиенической оценки средств защиты растений;
  • установление особых требований при реализации средств защиты растений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю средствами защиты растений;
  • введение лицензирования на такой вид деятельности, как оптовая торговля средствами защиты растений;
  • запрет применения средств защиты растений с тарной (упаковочной) этикеткой, содержание которой не соответствует установленным требованиям, без документов, подтверждающих их качество, а также с нарушением регламентов применения средств защиты растений;
  • введение нового вида документа, выдаваемого по результатам проведения карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции;
  • обеспечение форменной одеждой должностных лиц уполномоченных органов, осуществляющих государственный фитосанитарный контроль (надзор).

Содокладчиком Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Гаева А.А. по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Юркевич А.И.

Законопроект направлен на приведение Кодекса Республики Беларусь о земле в соответствие с нормами ряда нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь.

Так, законопроектом более детально определяется компетенция местных исполнительных и распорядительных органов в сфере регулирования земельных отношений, а также Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, который, в свою очередь, обязан установить порядок деления, слияния земельных участков, уточнить порядок по изменению границы земельного участка, определять виды землеустроительных мероприятий, выполняемых подчиненными организациями по землеустройству, расположенными на соответствующей территории.

Кроме того, законопроектом предусматриваются:

  • возможность изъятия земельного участка при замене застройщика и предоставления этого участка новому застройщику без проведения аукциона и внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка;
  • запрет изменения целевого назначения земельных участков до истечения восьми лет со дня государственной регистрации жилых домов, возведенных на этих земельных участках, в случае, когда они предоставлены гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также запрет на изменение вида вещного права на земельные участки, находящиеся у граждан Республики Беларусь в аренде с внесением платы за право заключения договора аренды, на право пожизненного наследуемого владения в отношении земельных участков, предоставленных указанной выше категории граждан либо для коллективного садоводства;
  • приоритет фиксированной границы земельного участка над нефиксированной границей земельного участка;
  • формирование в определенном порядке перечней свободных (незанятых) земельных участков и участков для реализации инвестиционных проектов;
  • сохранение права на служебный земельный надел, предоставленный до вступления в силу действующего Кодекса Республики Беларусь о земле, за членами семьи работника, проходящего альтернативную службу.

Законопроектом уточняется ссылка в Кодексе на законодательство об охране и использовании недр и предусматривается дополнение положением о том, что создание новых садоводческих товариществ, дачных кооперативов в пригородной зоне г. Минска не допускается, за исключением случаев их создания в результате реорганизации действующих садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Кодекс также дополняется некоторыми положениями, касающимися выполнения условий отвода земельного участка, особенностей отчуждения земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и расположенных на них объектов, взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, уточнения терминов и определений понятийного аппарата, и др.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» представила заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Шевченко С.А. Содокладчиком по данному вопросу выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мякинник А.П.

Законопроектом изменена сфера действия Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества», а именно исключены положения, регулирующие порядок декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными обязанными лицами, представляющими декларации в соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Перечень имущества, подлежащего обязательному декларированию, дополнен объектом недвижимого имущества «машино-место».

Усовершенствован порядок проведения контрольных мероприятий в сфере декларирования гражданами доходов и имущества.

Закрепляются права налоговых органов как на истребование декларации о доходах и имуществе, так и проведение сопоставления расходов и доходов не только за полный, но и за неполный календарный год.

Установлен пресекательный срок представления физическими лицами пояснений об источниках доходов при установлении налоговыми органами фактов превышения расходов над доходами.

Принятие законопроекта позволит усовершенствовать порядок предоставления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе по требованию налоговых органов, осуществления налоговыми органами контрольных мероприятий в сфере декларирования, конкретизировать права и обязанности физических лиц при представлении деклараций.

В первом и во втором чтении депутатский корпус рассмотрел законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь», о котором доложил Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Вакульчик В.П. С содокладом по проекту Закона выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Михалькова Л.С.

Законопроектом предусмотрено введение уголовной ответственности за участие на территории иностранного государства в вооруженных формированиях противоборствующих сторон либо в вооруженном конфликте, а также установление уголовной и административной ответственности за экстремистскую деятельность, совершение правонарушений, связанных с предметами, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ (так называемыми коктейлями Молотова). Кроме того, законопроект содержит ограничения по владению предметами, которые могут быть использованы в качестве коктейлей Молотова, а также актуальное изложение терминов и их определений по вопросам противодействия экстремизму.

Происходящие в ряде стран события свидетельствуют, что одним из основных факторов, способствовавших возникновению и росту радикально-националистических и религиозных экстремистских организаций, явились функционировавшие группировки, клубы, лагеря экстремистской направленности. В связи с этим предлагается установить уголовную ответственность за действия, связанные с созданием и финансированием деятельности экстремистских формирований.

Парламентарии также рассмотрели три законопроекта во втором чтении.

С докладом по проекту Закона «Об экспортном контроле» выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л., который отметил, что подготовка проекта Закона обусловлена необходимостью обеспечения полноты правового регулирования и разрешения проблемных вопросов, выявленных в процессе применения Закона Республики Беларусь от 6 января 1998 года «Об экспортном контроле».

Так, в целях исключения различного толкования при применении на практике термина «посредническая деятельность» в его определении установлено, что под содействием осуществлению внешнеторговой деятельности в отношении объектов экспортного контроля понимается в том числе предоставление за плату информационных услуг относительно данных объектов или лиц, осуществляющих их ввоз и (или) вывоз в рамках внешнеторговых договоров.

Перечень терминов, применяемых в законопроекте, дополнен термином «юридические лица», которые определены как организации с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Уточнено понятие «физические лица». Помимо граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лица без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, к физическим лицам отнесены указанные лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей.

В целях выполнения требований Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» и создания условий для доведения перечней специфических товаров (работ, услуг) до сведения всех заинтересованных в проекте Закона содержится норма, предусматривающая размещение перечней специфических товаров (работ, услуг) в открытом доступе на официальном сайте специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля в глобальной компьютерной сети Интернет.

В своем выступлении по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Лазовская Г.Б. сообщила, что данный законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере информационной безопасности детей с учетом необходимости приоритетного обеспечения защиты прав ребенка в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь».

В ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении проект Закона доработан в части введения запрета на распространение на территории Республики Беларусь информационной продукции, в том числе произведенной за пределами Республики Беларусь, без присвоения ей знака возрастной категории, за исключением отдельных ее категорий.

Более четко определен круг субъектов, на которых возлагается обязанность присваивать информационной продукции знак возрастной категории. В частности, предлагается установить, что знак возрастной категории присваивается отечественной информационной продукции ее производителями, а информационной продукции, распространяемой посредством культурных мероприятий, — организаторами этих мероприятий.

Предусматривается также, что для распространения на территории Республики Беларусь зарубежной информационной продукции, не имеющей знака возрастной категории, который присваивается в порядке и в соответствии с критериями, установленными Правительством Республики Беларусь, распространители этой продукции вправе самостоятельно присвоить ей знак возрастной категории.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Сопикова А.Н. представила на рассмотрение парламентариям проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз». Законопроект подготовлен в целях обеспечения согласованности норм отдельных законов Республики Беларусь и Декрета Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2015 г. № 1 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь» по вопросам организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.

Кроме того в ходе заседания депутаты рассмотрели три проекта закона о ратификации международных соглашений.

О проекте Закона «О ратификации Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по совместному проекту по ликвидации запасов компонентов жидкого ракетного топлива» доложил Министр обороны Республики Беларусь Равков А.А. Его выступление дополнил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Оболенский Е.В.

Соглашение заключено в целях создания правовых условий для обеспечения процесса утилизации высокотоксичных компонентов жидкого ракетного топлива, которое больше не применяется в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Существующие в Республике Беларусь средства хранения запасов компонентов ракетного топлива являются технически исправными, однако находятся в эксплуатации и постоянном взаимодействии с компонентами ракетного топлива свыше 30 лет, что требует их более частого и дорогостоящего технического обслуживания.

В республике отсутствуют безопасные и экономически целесообразные способы утилизации (переработки) компонентов жидкого ракетного топлива на перерабатывающих предприятиях.

В связи с этим по инициативе Министерства обороны Республики Беларусь было достигнуто соглашение с ОБСЕ об оказании Республике Беларусь международной финансовой и технической помощи в ликвидации имеющихся запасов ракетного топлива.

Реализация совместного проекта с ОБСЕ позволит:

  • снизить риски для безопасности Республики Беларусь, связанные с наличием излишествующих запасов компонентов жидкого ракетного топлива;
  • вывезти с территории Республики Беларусь некондиционные компоненты жидкого ракетного топлива, находящиеся на хранении в Вооруженных Силах Республики Беларусь, и обеспечить их безопасную утилизацию;
  • минимизировать финансовые затраты республики по утилизации некондиционных компонентов жидкого ракетного топлива;
  • повысить уровень экологической безопасности страны.

Министр по налогам и сборам Республики Беларусь Наливайко С.Э. представил проект Закона «О ратификации Соглашения о реализации в 2015 –– 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». С докладом по законопроекту от Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике выступила член этой комиссии Остапюк Е.И.

Соглашением определяется порядок введения маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками на территории государств –– членов Евразийского экономического союза. Также Соглашением предусматривается наделение Совета Евразийской экономической комиссии полномочиями утверждать перечень товаров, подлежащих маркировке контрольным (идентификационными) знаками, и введение для юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, обязанности маркировки товаров, включенных в перечень, контрольными (идентификационными) знаками.

С момента вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии об утверждении перечня запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территории государств –– членов ЕАЭС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, включенных в перечень, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного порядка. Кроме того, помещение товаров, включенных в перечень, под таможенные процедуры реимпорта и выпуска для внутреннего потребления должно осуществляться при наличии контрольных (идентификационных) знаков на таких товарах.

Соглашением определены случаи нераспространения требований по маркировке контрольными (идентификационными) знаками товаров, включенных в перечень; предусматривается предоставление права субъектам хозяйствования осуществлять маркировку контрольными (идентификационными) знаками товаров, включенных в перечень, на территории государств –– членов ЕАЭС в специализированных складских помещениях; вводится обязанность по информированию в электронном виде компетентного органа государства –– члена ЕАЭС, на территории которого зарегистрированы субъекты хозяйствования, об изготовлении, реализации и использовании контрольных (идентификационных) знаков.

Также Соглашением предусматривается обязанность для компетентных органов государств –– членов ЕАЭС совместно с иными контролирующими и правоохранительными органами осуществлять контроль за оборотом товаров, включенных в перечень, а также предусмотреть в национальном законодательстве ответственность за нарушение требований данного Соглашения.

Ратификация Соглашения позволит усилить контроль за оборотом товаров на территории государств –– членов ЕАЭС, в том числе ввозимых с территории государств –– членов ЕАЭС.

О проекте Закона «О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан» парламентариев проинформировал заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А., с содокладом выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л. 

Цель договора — зафиксировать высокий уровень белорусско-пакистанских отношений в политической, торгово-экономической, инвестиционной, военно-технической, научно- технической, образовательной, культурной, информационной и других сферах, а также укрепить правовую основу для их развития.

Положениями Договора закреплены обязательства сторон не допускать использования своих территорий в целях любой вооруженной агрессии друг против друга. Стороны обязуются предпринимать совместные усилия для сохранения и укрепления мира и стабильности в Евразии, превращения региона в зону мира, безопасности и устойчивого развития, совместного процветания и гармонии.

Договором предусмотрено, что стороны будут предпринимать усилия по развитию и укреплению контактов между парламентами обеих стран.

В соответствии с Договором стороны будут обеспечивать благоприятные условия для развития взаимовыгодного двустороннего экономического сотрудничества и гарантируют охрану права собственности и имущества юридических и физических лиц другой стороны на своей территории в соответствии с национальным законодательством.

Стороны будут укреплять доверие и расширять двустороннее сотрудничество в военной и военно-технической сферах, а также расширять обмены между спецслужбами и правоохранительными органами и активно осуществлять сотрудничество в противодействии терроризму и экстремизму во всех их проявлениях, в борьбе с трансграничной организованной преступностью, незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и других видов транспорта, нелегальной миграцией, торговлей людьми, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, радиоактивных, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия.

Стороны будут содействовать созданию условий для эффективного сотрудничества в сфере фундаментальных и прикладных наук, совместной разработки и внедрения передовой техники и технологий, а также для развития прямых связей и совместных инициатив ученых, научно-исследовательских институтов, научно- производственных объединений.

О Декрете Президента Республики Беларусь от 21 января 2016 г. № 1 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь» депутатам рассказал заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Маманович П.А. (содокладчик –– член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Кубракова Л.П.).

Декрет № 1 подготовлен в целях совершенствования порядка обращения взыскания и реализации заложенного движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования и переданного в залог коммерческой микрофинансовой организации, и предусматривает корректировку Декрета Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 3 «О некоторых вопросах залога имущества».

Так, Декретом № 1 устанавливается, что коммерческая микрофинансовая организация в случае невозвращения суммы микрозайма в срок, установленный договором, исполнение обязательств по которому обеспечено залогом движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, сумма оценки которого не превышает 100 базовых величин, по истечении месячного срока после наступления дня возврата суммы микрозайма, установленного договором, вправе самостоятельно обратить взыскание на такое имущество без обращения в суд и реализовать его в соответствии с установленным порядком.

Правила самостоятельного обращения взыскания на движимое имущество, предназначенное для личного, семейного или домашнего использования, которым обеспечено исполнение обязательств по договору, и его самостоятельной реализации коммерческой микрофинансовой организацией определяются Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь.

Вместе с тем данный порядок обращения взыскания и реализации имущества не распространяется на драгоценные металлы и драгоценные камни, особенности реализации которых определяются законодательством Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 5 апреля 2016 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото - сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь)