/ / Общественно-политические и в области права
07.04.2016

Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности подготовлен очередной выпуск рубрики «Вопрос-ответ»

В новом выпуске рубрики «Вопрос-ответ» судьи коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда достоверно ответили на актуальные вопросы, касающиеся одной из самых сложных категорий споров.

«Вопрос-ответ»: выпуск № 2 /2016 (№14)

Координатор рубрики — заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь
Жанна Борисовна Шкурдюк.

Информационный партнер рубрики – журнал «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие»

Раздел 1. Промышленная собственность и средства индивидуализации участников гражданского оборота

Раздел 2. Авторское право и смежные права

Раздел 1. Промышленная собственность и средства индивидуализации участников гражданского оборота

Вопрос:

Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 года № 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» в Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года «О товарных знаках и знаках обслуживания» в редакции Закона от 27 октября 2000 года внесен целый ряд изменений и дополнений. В частности, Закон дополнен новой статьей 9-1., касающейся публикации сведений о заявке. Хотелось бы получить разъяснения о необходимости и значимости такой новации.

Ответ:

Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 № 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» в Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 «О товарных знаках и знаках обслуживания» в редакции Закона от 27 октября 2000 года внесен целый ряд изменений и дополнений.

Данный Закон был официально опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 14.01.2016, вступает в силу (за исключением отдельных положений) через шесть месяцев после официального опубликования — 15.07.2016г.

Закон дополнен статьей 9-1. Публикация сведений о заявке, в соответствии с которой:

1.Сведения о заявке, прошедшей предварительную экспертизу, по результатам которой принято решение о принятии заявки к рассмотрению, публикуются на официальном сайте патентного органа в глобальной компьютерной сети Интернет в течение двух месяцев с даты принятия такого решения. Перечень публикуемых сведений определяется патентным органом.

2. После публикации сведений о заявке любое лицо вправе ознакомиться с этой заявкой и прилагаемыми к ней документами. Порядок ознакомления с заявкой и прилагаемыми к ней документами, а также выдача их копий устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Уместно напомнить, что несмотря на то, что в Беларуси в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы практически самые различные виды условных символов, действующий Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» в редакции от 09.07.2012 № 389-З содержит конкретные (абсолютные и иные, относительные) основания, при наличии которых патентным ведомством может быть отказано заявителю в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

В соответствии со статьей 4 «Абсолютные основания для отказа в регистрации» Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»:

1. Не допускается регистрация товарных знаков:

1.1. не имеющих признаков различия;

1.2. вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

1.3. являющихся общепринятыми символами и терминами;

1.4. состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также времени, места и способа их производства или сбыта;

1.5. представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

2. Обозначения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения.

3. Положения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, могут не применяться в отношении обозначений, которые на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака фактически приобрели различительный характер в результате использования.

4. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.

5. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

5.1. являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;

5.2. представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

5.3. противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали.

В соответствии со статьей 5 «Иные основания для отказа в регистрации» названного Закона:

1. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1.1. зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

1.2. товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров Республики Беларусь, в отношении однородных товаров;

1.3. товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь в установленном Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь порядке, в отношении любых товаров.

2. Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в пункте 1 настоящей статьи, допускается при условии представления письменного согласия владельца такого знака.

3. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товара, охраняемым в Республике Беларусь, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

4. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Республике Беларусь фирменным наименованием (отдельными элементами такого наименования), право на которое в Республике Беларусь возникло у другого лица ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

5. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные:

5.1. промышленному образцу, право на который в Республике Беларусь принадлежит другому лицу, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленным на регистрацию товарным знаком;

5.2. названию известного в Республике Беларусь произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если право на соответствующее произведение возникло ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

5.3. названию зарегистрированного в Республике Беларусь средства массовой информации, без разрешения его учредителя (учредителей) в отношении однородных товаров;

5.4. фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Республике Беларусь лица, без согласия этого лица или его наследников.

6. Известность указанных в подпунктах 5.2 и 5.4 пункта 5 настоящей статьи объектов и лиц определяется патентным органом на дату приоритета обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака.

В силу статьи 10 вышеназванного Закона экспертиза заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения проводится по завершении предварительной экспертизы.

В ходе экспертизы заявленного обозначения проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным статьей 4 и пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона.

Подобное ограничение проверки соответствия заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения требованиям, предусмотренным статьей 5 Закона, нередко приводило и приводит к нарушению прав третьих лиц — обладателей прав на фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, прав на промышленный образец, на произведения науки, литературы и искусства, учредителей средств массовой информации и др.

Отсутствие у экспертов патентного ведомства на стадии проведения экспертизы соответствующей информации о возможном нарушении прав третьих лиц при предоставлении правовой охраны обозначению в качестве товарного знака лишает их возможности уже на этом этапе в полном объеме учесть законные права и интересы таких лиц и отказать заявителю в предоставлении правовой охраны заявленному им в качестве товарного знака обозначению.

Обращаем внимание также на то, что Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 № 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» соответствующие изменения внесены также в статьи 4, 5 и 10 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 «О товарных знаках и знаках обслуживания»:

В статье 4:

в пункте 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:»;

в подпункте 1.4 слова «состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых» заменить словами «доминирующее положение в которых занимают знаки и (или) указания, используемые»;

в пункте 2 слово «пункте» заменить словами «подпунктах 1.1 — 1.3 и 1.5 пункта»;

дополнить статью пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Условия, при которых обозначения, знаки и (или) указания занимают доминирующее положение, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.»;

в пункте 3 слова «различительный характер» заменить словами «различительную способность»;

в пункте 5:

в подпункте 5.1 слово «изготовителя» заменить словом «производителя»;

в подпункте 5.3 слова «публичному порядку» заменить словами «общественным интересам».

В статье 5:

в пункте 3 слова «за исключением случая, когда такое обозначение включено» заменить словами «а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового и обладающим более ранним приоритетом, за исключением случая, когда такие наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение включены»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

4.1. промышленным образцом, право на который в Республике Беларусь принадлежит другому лицу, если этот промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленным на регистрацию товарным знаком;

4.2. наименованием охраняемого в Республике Беларусь селекционного достижения, право на которое в Республике Беларусь возникло у другого лица ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

4.3. охраняемым в Республике Беларусь фирменным наименованием (отдельными элементами этого наименования), право на которое в Республике Беларусь возникло у другого лица ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.»;

в пункте 5:

подпункт 5.1 исключить;

в подпункте 5.4 слово «имени» заменить словами «собственному имени (отчеству, если таковое имеется)»;

из пункта 6 слова «патентным органом» исключить.

В Законе Республики Беларусь от 05.01.2016 № 352-З не обойдена вниманием и статья 10 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания».

В нее внесены дополнения, расширяющие полномочия патентного ведомства и обязывающие его на стадии экспертизы заявленного обозначения проверить отсутствие оснований для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака, установленных не только статьей 4 и пунктом 1 статьи 5 Закона, но также пунктом 3 статьи 5, однако это незначительное расширение обязанностей эксперта, касающееся дополнительной проверки основания для отказа в регистрации, предусмотренного пунктом 3 статьи 5 Закона, в полном объеме проблему не снимает и не является гарантией от возможных нарушений прав третьих лиц при регистрации товарных знаков. Не снизит оно и нагрузку на Апелляционный совет патентного ведомства, уполномоченный рассматривать возражения против произведенных регистраций по основаниям, которые не были предметом рассмотрения экспертов на стадии экспертизы заявленного обозначения.

Разработчики, дополняя Закон новой статье 9-1, не преследовали цели лишь формального информирования третьих лиц о поступивших в патентное ведомство и принятых к рассмотрению заявках о регистрации обозначений в качестве товарных знаков.

Важность данной новации состоит в том, что публикация патентным ведомством сведений о заявках предоставляет возможность заинтересованным лицам ознакомиться с заявками, прилагаемыми к ним документами и в случаях, когда, по их мнению, последующей регистрацией обозначений в качестве товарных знаков могут быть затронуты их законные права и интересы, проинформировать патентное ведомство о возможном нарушении прав, воспрепятствовав на стадии проведения экспертизы осуществлению регистраций с нарушением законодательства.

Эффективность подобной новации, видится, может существенно повыситься путем дополнения ведомственных актов Национального центра интеллектуальной собственности положениями, четко регламентирующими:

  • порядок и сроки ознакомления заинтересованных лиц с заявками и прилагаемыми к ним документами,
  • принесения возражений против регистрации обозначений в качестве товарных знаков,
  • перечень доказательств, прилагаемых к возражениям в подтверждение нарушения прав,
  • порядок учета и правовые последствия принесения возражений.

Вопрос:

Обществом с ограниченной ответственностью в марте 2016 года подан в суд одного из государств ближнего зарубежья иск к иностранному юридическому лицу о досрочном, с 2 апреля 2014 года, прекращении на территории этого государства правовой охраны словесного товарного знака в отношении некоторых классов товаров и услуг в связи с его неиспользованием правообладателем без уважительных причин непрерывно в течение трех лет — с 1 апреля 2011 по 1 апреля 2014 года. Дату досрочного прекращения определили с учетом того, что с января 2015 года наша фирма уже использует на территории этого государства без разрешения правообладателя знака для маркировки своей продукции обозначение, сходное до степени смешения с его товарным знаком. Узнав о поданном заявлении, правообладатель предложил нам отказаться от иска в связи с его добровольным намерением обратиться в мае 2016 года с заявлением в патентное ведомство о прекращении правовой охраны знака в связи с отказом от нее. Общество подобный вариант устраивает, однако мы опасаемся, что правообладатель может заявить к нам притязания в связи с нарушением его исключительного права в период с января 2015 года до момента прекращения правовой охраны знака по заявлению.

Хотелось бы узнать, какова судебная практика коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси в подобных ситуациях? Допускает ли она возможность отказа истца от иска в случае добровольного отказа от правовой охраны знака путем подачи ответчиком заявления в патентное ведомство и не будут ли нарушаться в связи с этим законные права и интересы истца?

Ответ:

Судебная практика коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси к решению подобного вопроса в каждом конкретном случае подходит индивидуально и взвешенно, поскольку в разных ситуациях отказ от иска и прекращение судом производства по делу по иску о досрочном полном или частичном прекращении правовой охраны товарного знака может влечь различные правовые последствия для истца, начавшего использование чужого средства индивидуализации до подачи иска в суд.

Суд допускает такую возможность прекращения производства по делам в случаях истечения трехлетнего срока неиспользования знаков ответчиками незадолго до обращения истцов с исками в суд (в пределах от 1 до 3 месяцев), и заявления истцами требований о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков с этого момента, с момента подачи иска в суд или с момента вынесения судом решения. В подобных ситуациях права и интересы истца, начавшего использование чужого товарного знака, при прекращении производства по делу не будут нарушаться.

Если же истцом заявлены требования о досрочном прекращении правовой охраны с более ранней даты в пределах трехлетнего срока исковой давности (например, требование заявлено в октябре 2015 году с просьбой досрочно прекратить правовую охрану знака с октября 2013 года) и при этом после октября 2013 года истец фактически начал несанкционированное использование знака ответчика, то суд не приветствует такие договоренности сторон о возможном отказе истца от иска в случае добровольного отказа ответчика от правовой охраны знака путем подачи заявления в патентное ведомство.

Это связано с тем, что подача ответчиком в период нахождения дела в производстве суда в патентное ведомство заявления о добровольном отказе от правовой охраны знака, прекращение правовой охраны знака на основании письменного заявления и последующее аннулирование регистрации знака в описанной выше ситуации может быть осуществлена после октября 2015 года. Тогда же у истца фактически возникает и основание заявить ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу. Удовлетворение такого ходатайства истца и прекращение в этой связи производства по делу (ноябрь-декабрь 2015 года) не лишают ответчика по белорусскому законодательству права заявить притязания к истцу и требовать защиты прав на товарный знак в связи с его несанкционированным использованием истцом в период с октября 2013 года до момента прекращения правовой охраны знака.

Раздел 2. Авторское право и смежные права

Вопрос:

Действительно ли в Беларуси ужесточена административная ответственность за нарушение авторских прав и за что конкретно могут привлечь к административной ответственности? Может ли быть признано нарушением авторских прав хранение в складских помещениях нелицензионных кассет с аудиовизуальными произведениями?

Ответ:

Действительно с 4 апреля 2016 года в Беларуси ужесточена административная ответственность за нарушение авторских прав, однако это не единственные изменения в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Действующий Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях содержал следующую редакцию состава, включающего нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 9.21. Нарушение авторских, смежных и патентных прав

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации,

на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации,

а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Лаконичность статьи 9.21. КоАП затрудняла привлечение к ответственности за незаконное распространение контрафактной продукции, за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав в сети Интернет либо иной информационной сети, ее нормы не согласовывались с нормами Гражданского кодекса и статьи 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Законом Республики Беларусь от 4 января 2016 года N 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально — исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года и Процессуально — исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.

Статья 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях изложена в следующей редакции:

«Статья 9.21. Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности

1. Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин,

на индивидуального предпринимателя — от двадцати до пятидесяти базовых величин,

а на юридическое лицо — от тридцати до ста базовых величин.

2. Хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания -

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

на индивидуального предпринимателя — от тридцати до семидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

а на юридическое лицо — от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

3. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности -

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

а на юридическое лицо — от ста до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

Закон в этой части вступил в силу с 4 апреля 2016 года.

1. В новой редакции изложено название статьи 9.21. с целью приведения используемой терминологии в соответствие с Гражданским кодексом и Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

2. В 1-ой части статьи введена ответственность за присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них.

3. Статья дополнена частью 2-ой, предусматривающей ответственность за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

В этой связи с 4 апреля 2016 года хранение в складских помещениях контрафактных (нелицензионных) аудио- или видеокассет, СD, DVD, компьютерных программ с целью их распространения будет признаваться нарушением авторского права или смежных прав и влечь административную ответственность.

4. В 3-й части статьи (бывшая часть 1) введена более строгая ответственность за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности (в том числе с помощью глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети) путем определения в санкциях низших пределов штрафов.

5. В санкциях 2 и 3 частей предусмотрена альтернативная конфискация предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, что позволит предотвратить повторное вовлечение предмета административного правонарушения в гражданский оборот.

Подобные изменения будут способствовать повышению уровня охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и сделают защиту исключительных прав более эффективной, будут способствовать реализации международных обязательств Республики Беларусь в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, послужат серьезным аргументом при вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию.

«Вопрос-ответ»: выпуск № 2 /2016 (№14)

По информации официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь