/ / Общественно-политические и в области права
12.04.2016

Рейды инспекторов ГАИ. О байках, техосмотре, превышении скорости, документах и переделках.

Почти детективный случай произошел на днях в Минске. Инспектор ГАИ попытался остановить мощный мотоцикл «Сузуки» с загнутым — чтобы не разобрать — номерным знаком. Не тут–то было! Лихач дал по газам и скрылся в ближайшем дворе. Но и милиционеры не лыком шиты. Довольно быстро вычислили мотоцикл на стоянке возле магазина, а в нем среди покупателей и водителя. 18–летний юнец оказался без прав. Потому и попробовал скрыться. Теперь придется отвечать по всей строгости, составлено три протокола о нарушении законодательства. И слава богу, что на сей раз дело закончилось только этим.

Уже который день мотоциклисты в Минске находятся под особым вниманием ГАИ. Что и понятно: резонансное ДТП, в котором погибли два молодых человека, а им еще бы жить и жить, побуждает к действию. Напросились в экипаж дорожно–патрульной службы и мы, журналисты. За рулем старший инспектор ГАИ УВД Мингорисполкома капитан милиции Александр Шмаенков. Через пару минут езды в потоке на улице Притыцкого замечаем ярко–красный спортивный мотоцикл без номеров. Неужто повторится случай с «Сузуки»? Александр филигранно маневрирует в плотном потоке и на перекрестке, когда загорелся красный, виртуозно вписывает патрульную машину поперек полосы, перекрывая путь мотоциклисту. Впрочем, тот и не пытается скрыться.

— Документы у него в порядке, — комментирует после проверки Александр Шмаенков. — Едет ставить машину на учет, потому пока без номера. Но могло быть по–всякому, потому принимаем соответствующие меры. Какие нарушения чаще всего допускают мотоциклисты? Любят пронестись с ревом по центральным улицам летней ночью, когда люди отдыхают с открытыми окнами. Следом в милицию сыплются звонки с требованиями найти и наказать. Из других нарушений особенно опасны превышение скорости, так называемый конфликт левого поворота, езда на заднем колесе. Некоторые пытаются скрыться, используя мощь и маневренность своего мотоцикла. Погоня за нарушителем всегда сопряжена с риском и для него, и для окружающих. Бывало, что и от меня уходили...

Но только не в этот день! Мы снова замечаем на магистрали подозрительный байк. Синий «Кавасаки» оснащен номерным знаком... американского штата Пенсильвания! Водитель лет 30 останавливается по требованию инспектора. Начинается проверка. Если верить документам, перед нами квалифицированный водитель со стажем, и надо же — допустил сразу несколько нарушений. Оказывается, машина почти год как не поставлена на учет после приобретения, хотя на это отпущено 10 суток. Второе нарушение вроде бы несерьезное — права на управление только мотоциклом с объемом двигателя 125 кубических сантиметров. А у «Кавасаки» — 750.

— Разница в управлении машинами легкого и тяжелого классов очень большая, — не согласен Александр Шмаенков. — Во втором случае мотор мощнее, чем у иных «Жигулей», а колеса всего два. Сотню может набрать всего за несколько секунд. Надо знать, как управляться с таким «конем».

Инспектор из подъехавшего следом экипажа ГАИ садится за руль мотоцикла, и все вместе отправляемся на штрафстоянку оформлять протоколы — их будет два. Наказание грядет строгое. За несвоевременную постановку на учет (повторно) штраф полагается от 2 до 5 базовых величин. За езду фактически без прав — до 20. Конкретно решат в ГАИ по месту жительства водителя. Он же сам только и вздыхал:

— Ну и влип!

— А почему не проверили наличие водительской медицинской справки? — интересуюсь у Александра. — Вменяемость некоторых «гонщиков», прямо скажем, вызывает сомнения.

— Проверка этого документа предусмотрена законодательством лишь в определенных случаях. Другое дело что водитель не имеет права выезжать на дорогу, не пройдя медкомиссию и не получив соответствующую справку.

Естественно, не обошлось без обсуждения ужасного происшествия, в котором сгорели двое парней–мотоциклистов. Инспектор по понятным причинам воздержался от комментариев — идет следствие. А вот водители, особенно старшего поколения, которые предпочитают гонкам на опасных спортбайках размеренную езду на тяжелых комфортабельных «Харлей Дэвидсон», эмоций не скрывали. Пару таких «харлеев» Александр Шмаенков остановил, так сказать, для сравнения — ехали они строго по правилам, четко обозначенные на дороге светом фар, с документами тоже все в порядке. 47–летний Хэнк, как он представился, за рулем с 12 лет. Наверное, знает о езде на мотоцикле все:

— 99 процентов ДТП совершает молодежь на спортбайках, мы их называем пуляльщики. Что касается смертельного случая на перекрестке, то я там недавно проезжал, уже поставили светофорную секцию, чтобы потоки транспорта не пересекались. Неужели надо было ждать чьей–то смерти, чтобы это сделать?

Примерно в это же время на минских улицах находилась еще одна наша журналистская бригада. Ожидая нарушителей, заговорили о мотохулиганах, которые не дают спать обитателям главных проспектов и улицы Романовская Слобода в частности. С наступлением сумерек жалобы жильцов на рев моторов сыплются одна за другой.

— Стремясь сделать свой байк более модным, молодежь переделывает его в гаражах. Вставляют резонаторы, модернизируют выпускную систему, от чего рев мотоцикла становится более громким. Делать это либо категорически запрещено, либо разрешено, но только с согласия отделения технадзора ГАИ. Иногда просто разгоняются на нижней передаче, и от этого мотор рычит, — объясняет старший инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Андрей Капчан.

Пройти техосмотр с переделанным мотоциклом не могут, так и гоняют без документов. Отсюда основные нарушения, помимо несоблюдения скоростного режима, — отсутствие техосмотра, регистрации и водительского удостоверения необходимой категории. На выявление этих нарушений и делают упор госавтоинспекторы, которые являются для мотоциклистов своего рода дисциплинирующим фактором.

Переоборудование мотоцикла приравнивается к неисправности. Самоуправство грозит штрафом до 1 базовой, при повторном нарушении в течение года от 2 до 5 базовых. Плюс штраф за отсутствие техосмотра.

Владимир Бибиков, Инна Горбатенко, «Советская Белоруссия» № 67 (24949) от 12 апреля 2016 г.