/ / Общественно-политические и в области права
12.04.2016

Обман с доставкой. Как из жильцов выманивают деньги: регулировка окон, прочистка труб, фильтры воды

Многие думают, что мошенников легко встретить на рынке. Или они поджидают разинь в интернете. Вполне вероятно: притаились за газетными объявлениями. А дома? Ведь вы в полной безопасности, дверь на замке. Вы правда верите в это? Но нежелательные гости все чаще нынче у вас на пороге. И это вы совершенно добровольно, поддавшись на уговоры и посулы, подписываете все, что скажут, и отдаете им деньги, потом кляня себя на чем свет стоит. Тем, кто следит за темой, впору составлять собственную классификацию «маркетинговых» волн.

Помните, некоторое время назад недобросовестные коммерсанты «впаривали» нам фильтры для воды, маскируясь под работников «Водоканала» или демонстрируя пенсионерам да домохозяйкам шоу с химреактивами? Мол, смотрите, какая грязь попадает в ваши чайники и кастрюли. Кстати, рекламировали и «золотые» по цене кастрюли, заманивая в офис под предлогом бесплатного медицинского обследования, которое сводилось к взвешиванию на многофункциональных весах, и глупым лекциям о вреде избыточной массы тела и здоровом питании. Но вот очередной оригинальный сценарий.

В середине марта в квартире пенсионера Ивана Бусла из Минска раздался звонок. Приятный женский голос сообщил, что в доме проводится плановое техническое обслуживание окон ПВХ. Пенсионерам бесплатно. «Вы согласны?» — вкрадчиво поинтересовалась собеседница у Ивана Павловича. «Я, естественно, согласился», — говорит 80–летний старик, который проживает с супругой такого же уважаемого возраста. В назначенный час к пенсионерам прибыл представитель некоего ООО, внимательно выслушал пожилых людей, которые, не подозревая подвоха, выложили ему кучу проблем с окнами. «Даже попросил мое пенсионное и инвалидное удостоверение, — вспоминает Иван Бусел. — Правда, подержал в руках и вернул, не пометив ни номера, ни даты выдачи. И предложил заключить договор на регулировку окон общей стоимостью 757 тысяч рублей. Идя на поводу у своей жены, я бумагу подписал». Через несколько дней к старикам прибыл мастер. Практически с пустыми руками — с двумя баллончиками аэрозоля. «Осмотрев окна, — докладывает очевидец, — он побрызгал содержимым возле ручки, во фрамугах. На каждую операцию ушло не более 5 минут. На заполнение акта сдачи–приемки выполненных работ — вдвое больше». Итого: семейный бюджет пенсионеров в течение часа сократился на очень приличную для них сумму.

Надо отметить, что большая часть жизни пострадавшего прошла при СССР, когда цены и тарифы регулировались и устанавливались государством. Вот и обратился пенсионер в «СБ» с просьбой дать ему ответ: кто, когда и где утверждал расценки на оказание услуг мошенников из ООО? Боюсь, что ответом очень огорчу читателя. На сайте компаний, специализирующихся на регулировке и ремонте пластиковых окон ПВХ, расценки такие. Регулировка оконной створки — 120 тысяч рублей, изменение ее геометрии — 130 тысяч, замена уплотнительной резинки — 30 тысяч и так далее. Услуги за 700 тысяч нет. Выходит, обманули вас, Иван Павлович. Втерлись в доверие. В сухом же остатке имеем: договор человек подписал добровольно, деньги отдал собственноручно. Какие к кому могут быть претензии?

Кстати, в Министерство жилищно–коммунального хозяйства периодически стекаются подобного рода жалобы. Геннадий Акстилович, начальник управления по работе с обращениями граждан и СМИ, привел еще несколько актуальных примеров навязывания услуг по прочистке труб, обслуживанию замков. «Сотрудники ЖЭСов и ЖЭУ к оказанию подобного рода услуг не имеют никакого отношения. Помните, диспетчеры эксплуатирующих жилье организаций и службы 115 в Минске никогда не будут вам звонить и предлагать что–то отремонтировать или поменять в квартире. Напротив, чтобы заказать услугу, надо оставить заявку. У каждого электрика, сантехника или плотника, который переступит ваш порог, в обязательном порядке будет удостоверение».

Что к этому можно добавить? Банальное: будьте бдительны, думайте, кому и зачем вы отдаете деньги. И если вдруг в вашем жилище раздается телефонный звонок и приятный голос предлагает провести интернет, подключить новые каналы, сменить счетчики или приобрести какой–нибудь якобы супернеобходимый для вас пылесос, то лучше просто положить трубку сразу или выслушать только из вежливости. На другом конце провода, к примеру, может оказаться потенциальный вор, который пытается выведать, когда вас не будет дома. Скажете, исключительный случай? Но общим местом у нас, похоже, становится то, что множество фирм и компаний готово оказать вам такие услуги, из–за которых кошелек похудеет не меньше, чем после встречи с грабителем.

Аэлита СЮЛЬЖИНА, Советская Белоруссия № 67 (24949) от 12 апреля 2016 г.