/ / Общественно-политические и в области права
12.04.2016

Нюансы административного процесса. Подвозите попутчика? Не берите с него денег

Эта недавняя история изрядно возбудила общество и сети: около тысячи возмущенных комментариев только на одном форуме! Водитель подвез пассажира и... угодил под протокол транспортной инспекции — за незаконный извоз. Оказывается, пассажир проводил «контрольную закупку» и оставил на заднем сиденье 25 тысяч рублей. Водитель намерен доказывать свою невиновность при помощи адвоката. Оставим это юристу и зададимся вопросами, которые эта история порождает.

Первый. Вот зачем это было нужно транспортной инспекции — в смысле имиджевом и материальном? Она выиграла на этом или не очень-то?

Утверждаю, что белорусские дороги и все те, кто на них работает, включая ремонтников, транспортную инспекцию и ГАИ, имеют заслуженно хорошую репутацию. На днях, к примеру, патруль ДПС «тормознул» меня на бульваре Толбухина. Два экипажа останавливали всех подряд: документы проверяли. Я нервничал: не пройден техосмотр. Но оплачена пошлина за допуск к движению и есть медсправка. Значит, готовлюсь. Инспектор имел полное право меня оштрафовать, но сказал: «Не забудьте о техосмотре. Езжайте. Счастливого пути!» Уронил свой авторитет? Напротив! Еще и настроение поднял. Лучшее средство от дорожного хамства и нарушений ПДД — такие вот джентльмены в погонах. Тактичные и компетентные.

Чуть раньше свой восторг излила в сетях москвичка, которая ехала домой, кажется, из Словакии. На белорусской дороге спустило колесо. Водительница с мужем даже ключа в багажнике не нашли. Телефона автопомощи тоже не знали. Позвонили в милицию ближайшего райцентра, попросили вызвать подмогу. Через 10 минут к ним подъехала... машина ГАИ. Живу рядом, как раз обедал дома, сказал инспектор. И ключ в чужой машине нашел, и колесо сам поменял. Резюме автотуристки: представила, как в подобной ситуации стою на российской дороге и звоню в ГИБДД... Сравнение в нашу пользу!

Столь же похвальные слова можно высказать и в адрес нашей транспортной инспекции — что газета регулярно и делает. Однажды проведя с экипажем полдня, я был впечатлен его профессионализмом и оснащенностью. Машина стояла возле национального аэропорта, а монитор показывал, что по Слуцкому шоссе едет польский «Форд», за которым два нарушения за проезд по платным дорогам... Плата и штрафы немалые — вот где деньги!

Есть еще вариант. Обо всех автовокзалах не скажу, но по перронам тех, на которых пришлось в последнее время бывать (включая и столичные), звучит одно и то же: Могилев, Молодечно, Бобруйск... Пункты назначения бубнят как бы под нос (но чтобы было слышно) водители–нелегалы. Регулярные предупреждения их потенциальным клиентам через вокзальное радио «бордюрщиков» не смущают. Отследить их, остановить на дороге, изобличить, наказать — чтобы другим неповадно было — вот серьезное, достойное для транспортной инспекции дело. Как ни старается Минтранс, а проблема годами не решается. Одних штрафов о–го–го сколько можно навыписывать.

А здесь — всего–то 25 тысяч рублей. Пять талончиков на проезд в городском автобусе! Вскоре, после деноминации, это будут копейки! «Сумма» стоит того ущерба, который инспекция нанесла своему имиджу? Пусть даже аудио– и видеозаписи инцидента не будут приняты судом. Наказанный водитель выложил их в интернете. Многие тысячи людей их просмотрели и прослушали. Преобладающее мнение, если сформулировать мягко, таково: ерундой инспектора занимались. Разделяю.

Административный восторг, как говорил Салтыков-Щедрин, не всегда уместен. Грань между здравым смыслом и абсурдом бывает тонка. Минувшей осенью мы с коллегой, редакционным фотографом, ездили на границу: наш репортаж с пункта пропуска «Лоша» был опубликован в спецвыпуске «Граница». Чтобы быстрее и комфортнее, ехать решили на своей машине, бензин пополам. Бросили жребий — кому быть за рулем. Выходит, что одного из нас (не важно кого) транспортная инспекция должна была оштрафовать за извлечение нетрудовых доходов? Или незаконный извоз? Двое соседей живут за городом. У одного машина, допустим, в ремонте. Он платит за бензин соседу и тот возит его на работу в Минск. Сосед тоже подпадает под статью?

Второй вопрос даже не правовой, а философский: всегда ли полезно бить по рукам? Когда платят тысячи долларов чиновнику, чтобы он в чьих–то интересах обошел закон, — тут никаких сомнений: бить! А если это копейки (пока рубли) за небольшую услугу? Ну принято у нас благодарить! Каждый делает это как умеет. Как не отблагодарить соседа, который со своей кобылой огород тебе вспахал? В деревне, если следовать логике инспекторов, каждого второго можно штрафовать за извлечение нетрудовых доходов или неуплату налогов. Пешеход, которого водитель подобрал в дождь на загородной дороге, может заплатить, например, за ущерб, за мокрое сиденье...

Даже думать не хочу, что мы, опасаясь «контрольной закупки», перестанем подбирать на дорогах голосующих пешеходов. Хотя досадный инцидент именно к тому водителей и побуждает. Впрочем, судя по аудиозаписи, составлявшему протокол инспектору и самому было неловко. Но план есть план?..

И — главное. Белорусы, в большинстве своем, люди отзывчивые и добрые. Всегда готовы прийти на помощь. А такие «эксперименты» (вроде «контрольных закупок» и прочей административной муры) способны озлобить людей, испортить не только настроение, но и национальный характер. Зачем это нам надо? 

Виктор ПОНОМАРЕВ, Советская Белоруссия № 67 (24949) от 12 апреля 2016  г.