/ / Общественно-политические и в области права
29.04.2016

Владимир Макей: Будущий глава ООН должен быть сильной личностью

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея радио ООН (21 апреля 2016 г., г.Нью-Йорк)

Владимир Владимирович, Вы обсуждали в рамках Восточноевропейской группы процесс выборов следующего Генерального секретаря. Пожалуйста, расскажите о ходе дискуссии.

Восточноевропейская группа действительно встречалась в неофициальной, неформальной атмосфере. И мы договорились не вырабатывать специальную повестку дня по пунктам, а просто обсудить те проблемы и вопросы, которые кажутся для каждого участника актуальными. Не было запланированной повестки дня. Но, конечно же, вопрос выборов будущего Генерального секретаря ООН находился в центре внимания и в центре нашего обсуждения. Понятно, что существует конкретная процедура выборов Генерального секретаря ООН и мы не можем на Восточноевропейской группе принять такое решение. Но важно было обсудить те кандидатуры, которые уже на слуху, и выслушать мнения коллег по группе. Конечно, мы, как члены Восточноевропейской группы, были бы заинтересованы, чтобы будущий Генеральный секретарь был выходцем из этой группы, из нашего региона. Конечно же, мы считаем, что, если такова будет воля судьбы, будущим Генеральным секретарем может быть и представительница прекрасного пола, потому что принцип гендерного равенства в Организации Объединенных Наций является одним из приоритетных.

В целом дискуссия, хочу сказать, была очень интересна в том плане, что появляется больше транспарентности, прозрачности в процессе рассмотрения кандидатур, которые потенциально могут быть избраны на пост Генерального секретаря. И это самое главное. Мы видим, что происходят какие-то позитивные изменения. Понятно, что не Генеральная Ассамблея на данном этапе решает вопрос выборов Генерального секретаря, решает, в первую очередь, в соответствии с Уставом, Совет Безопасности, постоянные члены Совета Безопасности. Но, тем не менее, наша главная задача на данном этапе, как мне кажется, сделать этот процесс более транспарентным, более прозрачным. И то, что делает сейчас Председатель Генеральной Ассамблеи, мы считаем – это движение в правильном направлении. Когда идет заслушивание кандидатов, когда они отвечают на вопросы, а вопросов таких множество, действительно, появляется больше прозрачности в этом процессе. Ну, а кого изберут – ближайшее будущее покажет.

Еще ведь не все кандидаты заявили о своей готовности принять участие в процессе выборов. Очень активны Балканские страны. А вот что касается постсоветского пространства, Вы случайно не знаете, есть какие-то еще варианты из наших стран? Россия, как постоянный член Совета Безопасности, не может выдвигать никакого кандидата, а вот Беларусь, например, Украина?

Беларусь и Украина могут, конечно, выдвигать своего кандидата. Но мы не планируем делать этого. Потому что мы видим, что сейчас среди потенциальных кандидатов на пост будущего Генерального секретаря есть люди, которые могли бы действительно быть хорошим руководителями этой организации на предстоящий период. Но я думаю, что этот список, список кандидатов, которые известны на сегодняшний день, – он не закончен. И буквально в эти дни я встречался с несколькими людьми, которые говорили, что будут еще дополнительные выдвижения на сей пост. К сожалению, не из нашего, а из другого региона. Но, тем не менее, список этот будет расширяться. Не важно, кто придёт на это пост, – мужчина или женщина, пожилой или молодой кандидат. Очень важно, чтобы это была сильная личность! Там спорят – он должен быть «секретарем» или «генералом». Не важно. Пусть он будет «секретарь», но чтобы он умел руководить этой организацией, чтобы он умел адекватно реагировать на резкое, оперативное изменение ситуации и чтобы умел, опираясь, конечно же, на работу секретариата и на содействие отдельных стран, их постоянных представительств здесь, умел принимать правильные решения в той ли иной ситуации.

Как видим, количество вызовов, стоящих перед планетой, не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Эти вызовы принимают совершенно неожиданный характер. И реагировать на них тоже надо неординарными способами и методами. Здесь должно быть соответствующее политическое, управленческое «чутье» у руководителя этой организации относительно того, как среагировать на те или иные изменения ситуации. Это могут быть и проблемы терроризма, это могут быть проблемы мира и безопасности, наркотрафика и т.д. И надо посмотреть на существующие правила работы. Нельзя допустить того, чтобы принятые когда-то правила оставались раз и навсегда догмой. Возможно, требуется шлифовка каких-то правил с учетом меняющейся ситуации, меняющегося развития в мире.

Уже были проведены беседы с девятью, если я не ошибаюсь, кандидатами. Вы видите среди них кого-то – одного, двух, кто обладает такими лидерскими качествами? Либо Вы надеетесь все-таки на дополнительный приток кандидатов?

Дополнительный приток, я убежден, будет, но даже из этих девяти мы видим, на мой взгляд, как минимум троих потенциальных кандидатов, которые могли бы справиться с этой должностью. И я знаю, что они пользуются большим авторитетом, в том числе и у постоянных членов Совета Безопасности.

Спасибо. Давайте перейдем теперь к теме, которая нашему региону очень близка и нашим слушателям, потому что мы много лет освещали эту тему – я имею в виду чернобыльскую катастрофу. Исполняется тридцать лет этим событиям на следующей неделе. Вы только что открыли очень интересную, теплую, действительно трогающую за душу выставку. Сегодня Вы обсуждали вместе с главами государств и правительств цели устойчивого развития. В этой связи хотела бы Вас попросить немножко рассказать о перспективах развития чернобыльского региона, о том, на какую помощь от Организации Объединенных Наций Вы рассчитываете в этом плане.

Действительно, мы вчера открыли выставку, посвященную Чернобыльской трагедии. Через пару дней исполнится тридцать лет с момента этой трагедии. Мы в Беларуси проводим международную конференцию по этому поводу, и в ней будет участвовать Администратор ПРООН госпожа Хелен Кларк. Кстати, она будет встречаться с Президентом. Руководством Беларуси не так давно было принято решение наградить ее орденом Франциска Скорины за тот вклад, который она вносит в развитие нашего региона и нашей страны. Мы благодарны Организации Объединенных Наций, и, в частности, ПРООН за этот вклад.

Что касается этого траурного события – открытия выставки по случаю Чернобыльской катастрофы, я хочу сказать, что это событие было весьма символичным. Почему? Потому что американский фотограф, Филипп Гроссман, приехал в Украину, сделал там ряд потрясающих фотографий, каждая из которых является просто шедевром. Выставку организовали белорусы, при помощи российских партнеров, находящихся здесь, в Америке, и в открытии выставки участвовали представители и руководство Организации Объединенных Наций. Уже сам этот круг обстоятельств, представительность участников говорит о том, что мы на такие вещи, на такие трагедии должны реагировать вместе. Вместе должны отвечать на вызовы, которые возникают перед нами. Поэтому для меня это символично.

Что касается этого печального события тридцатилетней давности, то, конечно же, на каком-то этапе для нас, для международного сообщества, главным было получение и оказание гуманитарной помощи районам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. Как Вы знаете, Беларусь больше всех пострадала от этой аварии. Семьдесят процентов радиоактивных осадков выпали на нашу территорию. Двадцать три процента – почти четверть территории – оказалась зараженной радиоактивным осадками. Сто сорок тысяч человек были отселены с этой территории, и сегодня там практически пустынная огороженная зона – зона отчуждения. Но тем не менее мы для себя уже тогда поставили задачу постараться восстановить эти районы, и наши ученые работали над этим. Вместе, конечно же, с представителями международных организаций, вместе с представителями развитых стран и всех желающих помочь.

Мы в Беларуси затратили за тридцать лет более двадцати миллиардов долларов на устранение последствий чернобыльской катастрофы. По линии ООН мы получили большую помощь, мы благодарны Организации Объединенных Наций, – это порядка 85 миллионов долларов. Ряд стран-доноров оказали нам содействие, и тоже это исчисляется десятками миллионов долларов. Но я буду говорить откровенно – все-таки, основную тяжесть, основное бремя несет наша страна.

Нам удалось кое-что сделать. Мы помаленьку стараемся отвоевать у радиации эти зараженные земли, выращивать на них определенные растения, сельскохозяйственные культуры, которые не впитывают радиацию, которые могут быть использованы для производства кормов или употребления в пищу.

Да, сейчас идут споры между экологами, учеными о том, что это не так, какие-то элементы остаются в этих продуктах питания и т.д. Но мы тщательно контролируем уровень радиации в этих районах, уровень радиации в этих продуктах питания, и у нас установлен очень четкий, системный радиационный контроль за качеством продуктов.

Мы уже набрали определенный опыт преодоления последствий этой аварии на Чернобыльской АЭС вместе, я подчеркиваю – вместе, с коллегами из других стран. Это вместе и с японцами, вместе с представителями Западной Европы и Соединенных Штатов Америки. Это очень важно.

Поэтому сейчас мы уже не говорим об оказании гуманитарной помощи. Мы говорим о долгосрочном сотрудничестве в контексте обеспечения устойчивого развития этих регионов. Это очень важно. И мы рассчитываем, что на предстоящей конференции в Минске мы будем говорить именно об обмене опытом, о том, что нам нужно сделать, чтобы преодолеть эти негативные последствия чернобыльской аварии, да и подобных аварий в других регионах и как не допустить их в будущем.

И здесь, опять же возвращаясь к этому символизму, нам нужно действовать вместе, только вместе.

Спасибо. И последний вопрос, ну и конечно такой «объемный». Он связан с Вашим участием в этой неделе высокого уровня. В ООН приняты беспрецедентные меры безопасности, как это бывает во время сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Завершается спецсессия Генеральной Ассамблеи по наркотикам, мы знаем, что Вы выступали. Сегодня обсуждался ход выполнения целей устойчивого развития на ближайшие 15 лет, Вы только что выступили там. И завтра состоится подписание Парижского соглашения по климату. Это такие крупные мероприятия, которые определяют повестку дня и мирового сообщества на ближайшие годы, и конкретных стран. Я бы хотела Вас попросить немножечко рассказать, скажем так, по очереди, о приоритетах Беларуси в преодолении наркоугрозы, о перспективах выполнения целей устойчивого развития. Что для Вас является приоритетным? Они ведь имеют общий характер, для каких-то стран что-то актуальнее, чем что-то другое. А что касается климата, это вообще общечеловеческая проблема. И тоже хотелось бы узнать, есть ли у Беларуси план по противодействию, смягчению изменения климата?

Знаете, вопросы настолько обширны, что на них можно отвечать несколько часов, но я постараюсь кратко по очереди высказаться по каждой теме.

Наркотики. Для Беларуси эта проблема актуальна, как и для всего международного сообщества. Актуальна еще и потому, что мы являемся транзитным государством, мы находимся на стыке между нашим главным союзником – Россией и странами Европейского союза, имеем общую границу. Имея открытую границу с Россией и странами СНГ, мы чувствуем рост угрозы нелегальной наркоторговли. Очень много попыток вывести в Европу, на Запад наркотические вещества, которые происходят из азиатского региона. Но в последнее время мы отмечаем и рост попыток провести синтетические наркотики из Западной Европы на Восток. Как я уже сказал, мы находимся на стыке, и мы, конечно же, должны учитывать этот фактор и предпринимать соответствующие адекватные меры.

На уровне Президента два раза уже этот вопрос рассматривался, был принят два года назад, в 2014 году, специальный декрет, который ужесточал принятие мер по линии правоохранительных органов против торговцев наркотическим зельем, против тех, кто распространяет, против тех, кто организовывает каналы доставки. Конечно же, этим декретом был принят и ряд мер, связанных с усилением профилактической работы, особенно среди подрастающего поколения. Это позволило нам добиться в определенной мере улучшения ситуации.

В 2015 году число преступлений, связанных с наркотиками, у нас не только остановилось, было заморожено, но и несколько снизилось. Конечно же, мы не должны самообольщаться на сей счет. Потому что мы видим, что в последнее время наркоторговля активно развивается и есть реальная угроза, что Беларусь будет подвержена большей активности со стороны торговцев этим зельем. Поэтому мы продолжаем и будем продолжать предпринимать соответствующие действия.

Но для этого, как нам кажется, нужно, во-первых, сделать так, чтобы само общество, люди не воспринимали наркотики как что-то естественное, создать нетерпимое отношение к наркотикам в обществе. Это нужно делать, в первую очередь, в семье, поэтому мы так активно выступаем за сохранение традиционных семейных ценностей. Это нужно делать в школе, поэтому воспитание – это тоже одна из наших главных приоритетных задач.

Бороться с наркотиками нужно вместе. Здесь важна скоординированная работа между отдельными странами, между различными организациями. Мы, кстати, являемся участниками всех трех наркотических конвенций, соответствующей политической декларации, плана действий, и мы воспринимаем эту работу очень серьезно.

Поэтому для нас неприемлемы попытки «либерализировать» отношение к наркотикам, когда некоторые страны пытаются сказать, что, мол, есть какие-то «легкие» наркотики, давайте их легализуем, хотя бы для медицинских и научных целей, а для «плохих», «тяжелых» наркотиков мы «зеленый свет» давать не будем. Такие подходы для нас абсолютно неприемлемы. Это наркотик, и мы не должны ни в коей мере либерализировать режим по отношению к этим веществам.

Конечно же, мы видим, что в последнее время появляются новые виды активных психотропных веществ. Мы у себя на национальном уровне оперативно, моментально принимаем адекватные законодательные меры, которые запрещают новые виды наркотиков. Надо добиться, чтобы такая оперативная адекватная реакция была и на международном уровне. Мы готовы делиться своим опытом с нашими партнерами. Но задача очень серьезная. Хорошо, что в эти дни здесь проходит такое серьезное обсуждение на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Что касается целей устойчивого развития, которые были приняты на саммите в прошлом году, их всего 17, то эти цели полностью совпадают с приоритетами нашей внутри- и внешнеполитической деятельности. Мы их полностью поддерживаем. Кстати, предыдущие цели устойчивого развития, которые были приняты еще в 2000 году, Беларусь выполнила заранее, досрочно. Мы намерены так же поступать и по отношению к предстоящей программе действий.

Мы уже внесли предложения Президенту о назначении национального координатора по вопросам достижения целей устойчивого развития. Я думаю, в ближайшие дни решение будет принято. Это важно, потому что он будет координировать деятельность как внутри страны, так и взаимодействие с международными организациями, с нашими внешними партнерами. Созвучно с целями устойчивого развития ООН мы на национальном уровне приняли Национальную программу устойчивого развития до 2030 года, она перекликается с теми принципами, которые заложены в программе деятельности ООН.

Мы считаем, что здесь надо сделать так, чтобы не ограничиваться каким-то формальными лозунгами, формальными заседаниями ради заседаний, обсуждениями каких-то перспектив. Нужно поставить во главу угла, в центр нашего внимания конкретного человека, конкретный народ, конкретную страну и работать четко, ориентированно, целеустремленно на благо этого конкретного человека. Поэтому здесь надо уходить от лишней бюрократии, которая, к сожалению, свойственна нашей организации – Организации Объединенных Наций. Здесь надо уходить от этого формализма, от кучи бумаг, а работать конкретно и предметно. Мы готовы тоже внести свой вклад в этот процесс.

И, конечно же, надо действовать сообща всем. Нас более 190 стран в организации, но почему-то из этого процесса, более активного участия в реализации Целей устойчивого развития, исключаются страны со средним уровнем дохода – группа стран, к которым принадлежит и Беларусь. Но это более ста стран, это большинство населения на планете, это треть общемирового валового внутреннего продукта, это четверть экспорта и импорта. Что еще важно – мы имеем опыт перехода от слаборазвитого уровня к более «продвинутому» уровню, поэтому мы являемся и носителями определенного опыта. Поэтому нельзя исключать страны со средним уровнем дохода из этого процесса.

И еще, что очень важно. Нам нужно сконцентрировать все имеющиеся возможности, ресурсы, скажем так, «в одних руках» и, может быть, создать какой-то центр координации по использованию этих ресурсов, которые будут направлены на Цели устойчивого развития, важные для слаборазвитых, для развитых и высокоразвитых стран. Но это должен быть четкий, одноканальный поток управления этими возможностями и ресурсами.

Что касается Парижского соглашения о климате, нам только что сообщили, что ожидается беспрецедентное количество подписантов в первый день открытия для подписания документа. Будет побит рекорд 1982 года, когда конвенцию по морскому дну подписали 119 стран сразу. То есть мы идем на рекорд завтра. Беларусь в Вашем лице поставит свою подпись. Я хотела в этой связи спросить насчет ваших планов противодействия изменению климата. В Беларуси, как мне кажется, совершенно потрясающая природа, огромное количество деревьев, озер, рек, животных. Казалось бы, вроде бы беспокоиться особенно не о чем. Но, тем не менее, что для Вас значит изменение климата и противодействие последствиям?

Во-первых, мы будем рады, что Беларусь будет присутствовать среди подписантов завтрашнего соглашения по климату. Это позволит, может быть, войти и в книгу рекордов Гиннеса [смеется]. А что для нас значит? Значит очень многое, потому что Беларусь не какая-то находящаяся «под стеклянным куполом» страна. Мы живем на этой планете, мы ощущаем на себе все изменения, связанные с климатом, с экологией и т.д. Знаете, мы на юге нашей страны уже начали выращивать арбузы, как это раньше было в Украине. Это говорит о том, что действительно происходят климатические изменения, и они серьезные. Мы должны очень серьезно задуматься, если мы хотим сохранить нашу планету, как принято говорить, для будущих поколений.

Поэтому Президентом было принято решение – однозначно в день подписания соглашения Беларусь должна быть представлена на этом мероприятии. Мы рады, что завтра мы будем среди подписантов. Беларусь вносила, вносит и намерена вносить свой вклад в борьбу с изменением климата. Это очень важно.

Мы не очень были довольны Киотским протоколом в свое время, потому что считаем, что этот документ не давал достаточно каких-то экономических стимулов для того, чтобы соблюдать соответствующие правила, нацеленные на сдерживание роста температуры и на уменьшение выбросов вредных газов. Мы с 1990 года по настоящее время на треть уменьшили выброс вредных газов в атмосферу, хотя при этом наш валовой внутренний продукт вырос в два раза. Мы в три раза уменьшили энергоемкость нашего ВВП. Более того, мы приняли дополнительные обязательства уменьшить выброс вредных газов на 28 процентов с 1990 года. Мы готовы вносить свой вклад в то, чтобы эти изменения климата не ощущались, и чтобы не было вообще этих климатических изменений.

Есть еще один очень важный вопрос. Он связан с энергетической составляющей изменения климата и перспективой использования «чистой» энергетики. Знаете, для того, чтобы подтолкнуть страны к тому, чтобы они пользовались «чистой» энергетикой, надо тоже создать определенные стимулы. Это связано, конечно же, и с материальными и техническими ресурсами. Поэтому здесь надо нам садиться и всем вместе думать, как выстроить единую стратегию действий. Может быть, стоило бы задуматься о том, чтобы сделать единую многостороннюю энергетическую повестку дня для всех стран. Это, возможно, было бы одной из важных задач нашей организации. Я уверен, что очень многие откликнулись бы на такое предложение, и это тоже внесло бы свой вклад в борьбу с изменениями климата.

Я хотела бы у Вас, Владимир Владимирович, спросить еще, каким образом удалось Беларуси на треть сократить выбросы с девяностого года. Я, честно говоря, даже не слышала [об этом]. Это звучит очень впечатляюще.

За счет внедрения современных технологий, за счет модернизации ряда наших производств, а Президентом была поставлена задача модернизировать все заводы, все крупные предприятия. И мы это достаточно успешно сделали в последние годы.

Знаете, что еще немаловажно. Экология – это такая штука, о которой нужно заботиться постоянно. Человек думает, что он царь природы, что он может творить все, что угодно. Отнюдь нет. Мы должны с трепетом относиться к природе и окружающей среде, к экологии. То, что мы и делаем у нас в стране.

Допустим, мы к 2030 году намерены довести площадь, покрытую лесами до 41 процента. Сейчас она в Беларуси чуть меньше сорока процентов. У нас буквально неделю назад закончилась так называемая «неделя леса», которая в Беларуси в апреле организовывается ежегодно. И в рамках этой «недели леса» предприятия, отдельные люди высаживают саженцы для того, чтобы восстановить леса и способствовать улучшению экологической ситуации. Хочу сказать, что Министерство иностранных дел ежегодно участвует в этой неделе, и мы в этом году даже перевыполнили норму.

Тем самым Беларусь тоже вносит свой вклад в оздоровление экологической обстановки в Европе, в регионе. И я думаю, что это тоже очень важное направление для всего мира.

Владимир Владимирович, огромное Вам спасибо. Я очень рада, что Вы так много времени нам уделили. Спасибо огромное и удачи Вам. Поздравляю Вас с Днем Матери-Земли, потому что завтра, 22 апреля, вот такой вот праздник потрясающий. Всяческих успехов, желаю, чтобы упрочились позиции стран со средним уровнем доходов, благодаря, действительно, позитивному взгляду на свое место, на реалистичную оценку роли сотрудничества. Мне кажется, что если бы все страны вот так относились к семье, к тому, что происходит здесь, не держались своих каких-то интересов, то действительно мир был бы лучше.

Спасибо Вам. Я абсолютно согласен с Вами. Надо быть более искренним, более терпимым и не просто формально говорить о том, что мы думаем о будущем, а действительно задуматься над этим. Беларусь – это ответственный и надежный партнер для всех, – и для отдельных государств, и для международных организаций, в том числе для Организации Объединенных Наций.

Мне очень неловко так громко говорить, но и один из лучших партнеров радио ООН. Потому что у нас всегда самые интересные и замечательные интервью, нам всегда уделяют время на всех уровнях и в этом, конечно, большая заслуга белорусского характера на самом деле.

По сообщению официального сайта Министерства иностранных дел Республики Беларусь
(фото - радио ООН)