/ / Общественно-политические и в области права
21.10.2015

Автошколы: вольница заканчивается

Министерство транспорта всерьез взялось за автошколы. Помочь в борьбе с теми, кто привык лишь наживаться на курсантах, предоставляя сомнительного качества услуги, должен типовой договор. Перейти на него автошколы должны уже в декабре.

Принять единый тип договора было решено после череды жалоб на жадные до чужих денег автошколы. Павел Бречко, начальник отдела безопасности транспортной деятельности Минтранса, рассказывает случай: одна из минских автошкол значительно снизила стоимость обучения. Естественно, туда сразу же устремились желающие сесть за руль. Когда же дело дошло до пересдач (а там повторно экзаменовался почти каждый второй курсант), вдруг оказывалось, что возможность сдать зачет стоит 400 тысяч. «Таким образом, автошколы возвращались к единой на рынке сумме, а снижение стоимости обучения было лишь некрасивым маркетинговым ходом», — комментирует Бречко. Для того чтобы не допустить этих и других финансовых подножек, было принято решение о переходе к единому типу договоров.

Это имеет большое значение, считают в министерстве, потому что и сегодня важный юридический документ, который подписывает курсант, порой составляет буквально полстранички, на которых — ни прав, ни обязанностей. Случись спорная ситуация, курсанты начинают писать во все возможные инстанции, тяжба затягивается на долгое время. С типовым договором, разработанным в Минтрансе, все будет ясно и понятно.

Еще один момент — взаимоотношения между курсантом и преподавателем. Девушки на форумах клеймят наглых и хамоватых инструкторов. Те, в свою очередь, не всех учеников жалуют, среди них тоже встречаются грубияны. Поступали подобные обращения и в Минтранс. В итоге решено прописать в типовом договоре обязанности обучающегося и исполнителя (автошколы) о вежливом и доброжелательном отношении друг к другу.

В документе определены разделы, менять которые владельцы учебных заведений могут только по согласованию сторон. Речь о ценах, взаимоотношениях между руководством и курсантами, дополнительных услугах и многом другом. Теперь ушлым бизнесменам, которые раньше могли не проинформировать курсантов о стоимости дополнительных услуг при обучении, сделать это не удастся. «Перед автошколами будет стоять выбор: или повысить качество оказания услуг, перейдя на новые требования министерства, либо уйти с этого рынка», — уверен в пользе новации Павел Бречко. Пострадает ли от этого рынок? Эксперты считают, что нет. Автошкол в стране сегодня даже больше, чем требуется. В Минтрансе говорят, что иногда их владельцы (причем не только в Минске, но и в областях) жалуются на недостаточное количество курсантов.

В постановлении Совмина, которое призвано отрегулировать деятельность автошкол, кроме этого, прописали необходимость подключить их к системе ЕРИП. Дополнен пункт об охране труда в автошколах: если раньше за нарушение техники безопасности руководителей могли просто оштрафовать, то теперь ответственность намного серьезнее — вплоть до остановки деятельности.

В Минтрансе напомнили, что согласно указу Президента в следующем году все автошколы будут обязаны установить в машины видеорегистраторы, чтобы исключить спорные вопросы во время внутренних экзаменов.

Светлана Исаенок, «Советская Белоруссия» № 203 (24833) от 21 октября 2015 г.