/ / Общественно-политические и в области права
23.10.2015

Комитет госконтроля Беларуси и Счетная палата России обсудили отчет Совета министров Союзного государства об исполнении его бюджета за 2014 год

22 октября 2015 года на совместном заседании коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь и коллегии Счетной палаты Российской Федерации рассмотрены вопросы исполнения бюджета Союзного государства за 2014 год. Заключение подготовлено в соответствии с положениями Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, а также планами работы контролирующих органов. Главный вывод, сделанный на совместном заседании: данные отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства как по доходам, так и в целом по расходам подтверждаются (все показатели представлены в российских рублях).

Вместе с тем на 01.01.2015 остатки средств бюджета Союзного государства составили 1 777 746,1 тыс. рублей (1 016 683,2 тыс. рублей – на счете в Федеральном казначействе России, 761 062,9 тыс. рублей – на счете в Главном государственном казначействе Минфина Беларуси) и увеличились с начала года в 1,2 раза. Это свидетельствует о недостаточной эффективности расходования бюджетных средств, основной причиной которой является наличие целевых остатков, образовавшихся на счетах бюджетополучателей в связи с невыполнением программ в установленных объемах, несвоевременного утверждения программ Союзного государства, невостребованного резервирования средств под финансирование новых программ и др.

Проверкой также подтверждаются данные Отчета о предоставленных Постоянным Комитетом Союзного государства бюджетных кредитах и их погашении на 1 января 2015 года. Вместе с тем проведенная Постоянным Комитетом в 2013 – 2014 годах работа по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов не принесла ожидаемых результатов. Например, предложенная российскими Минфином и Минэкономразвития реструктуризация задолженности по кредитам ЗАО «Центральная компания Межгосударственной финансово-промышленной группы «БелРусАвто» не состоялась. На момент проверки соглашения о проведении реструктуризации не подписаны.

Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о необходимости повышения качества управления государственными финансами Постоянным Комитетом Союзного государства.

Комитет госконтроля Беларуси и Счетная палата России констатируют: в 2014 году имели место отдельные недостатки в организации и исполнении бюджета Союзного государства, вызванные, в том числе, пробелами в правовой базе Союзного государства, регламентирующей бюджетный процесс.

Хотя проверкой исполнения доходов бюджета Союзного государства и подтверждаются данные отчета Совмина Союзного государства за 2014 год, в то же время фактически полученные дополнительные доходы (23 864,8 тыс. рублей, или 0,4% от плана) не были востребованы на финансирование новых программ и мероприятий, а, например, доходы, полученные ТРО Союза в 2014 году от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, превысили плановые назначения в разы, что свидетельствует о неточном прогнозировании доходов и необходимости повышения качества их планирования.

Значительных затрат потребовали проекты Союзного государства в рамках совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, проекты в сфере сельскохозяйственного производства, информационных технологий, культуры и искусства и других.

Кассовые расходы бюджета Союзного государства недовыполнены на 13,9%, в основном, по программе «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» (в связи с низкой исполнительской дисциплиной госзаказчика Минсельхоза России кассовое исполнение составило 26%), программе «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012 – 2016 годы» (концерном «Белнефтехим» не обеспечено перечисление головному исполнителю ОАО «Формаш», кассовое исполнение составило 59,2%).

Анализ расходов бюджета Союзного государства на 2014 год показал, что исполнение бюджета в части расходов главных распорядителей средств союзного бюджета осуществлялось на достаточно высоком уровне. Более того, расходы главных распорядителей (Роскосмос, Рослесхоз, Роспотребнадзор, ФСБ, Минздрав, МЧС, Минсельхоз и Федеральное медико-биологическое агентство России, Госпогранкомитет, МЧС и Национальная академия наук Беларуси) были увеличены за счет дополнительных доходов, в том числе и остатков.

В 2014 году за счет остатков средств бюджетов Союзного государства прошлых лет финансировались расходы на создание в Светлогорском районе Гомельской области памятного знака, посвященного операции «Багратион»; проведение мероприятия Союзного государства «Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России», другие мероприятия.

В 2014 году кассовое исполнение расходов бюджета Союзного государства, как и прежде, осуществлялось недостаточно равномерно. Счетная палата и Комитет госконтроля обращали внимание на это и подчеркивали, что выделение значительных финансовых объемов в конце года негативно сказывается на уровне исполнения бюджета Союзного государства и эффективности использования бюджетных средств.

Среди недостатков при реализации программ Союзного государства контролирующие органы неоднократно отмечали отсутствие у государственных заказчиков внутриведомственных распорядительных документов об организации их исполнения. В настоящее время сохраняется сложная, длительная процедура согласования итоговых отчетов о выполнении программ. Так, в октябре 2014 года Советом Министров Союзного государства утверждены итоговые отчеты государственных заказчиков о выполнении 5 программ, срок реализации которых закончился в 2012 – 2013 годах.

По-прежнему есть замечания по учету и управлению собственностью Союзного государства. Порядок обособленного учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства на территории Российской Федерации, до настоящего времени Минэкономразвития России не подготовлен.

Коллегиями контролирующих органов принято во внимание, что в 2015 году по результатам проверок исполнения бюджета Союзного государства за 2014 год, проведенных на объектах контрольных мероприятий, по которым выявлены нарушения, возвращено в бюджет Союзного государства 9 272,7 тыс. рублей (на 1 октября 2015 года). Рассмотрев вынесенные на обсуждение материалы, Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь внесли ряд предложений, предписаний и представлений Совету Министров Союзного государства и его Постоянному Комитету.

По сообщению официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь