/ / Общественно-политические и в области права
06.11.2015

Сегодня граждане многие свои судебные вопросы могут решить, не выходя из дома

В Плане нации «100 конкретных шагов» предусмотрено обеспечение верховенства закона, внедрение целого комплекса информационных новинок, ориентированных на повышение прозрачности и мобильности судебных, а также сопутствующих им процессов. Все это позволит при обращении населения в суд сделать этот процесс максимально комфортным, понятным, сообщает Zakon.kz.

На VI Съезде судей Глава государства поставил перед судебными органами задачи по дальнейшему совершенствованию законодательства о судопроизводстве, снижению нагрузки на судей и активному использованию информационных технологий в работе судов. В целях реализации этих задач, Верховным Судом запущен электронный информационный сервис «Судебный кабинет». Данный проект является одним из наиболее перспективных информационных сервисов, внедренных высшим судебным органом для работы с населением в 2014 году, он реализован на официальном сайте Верховного Суда.

«Судебный кабинет» направлен на упрощение подачи заявлений в суд, экономию времени граждан и юридических лиц, оперативность, доступность и прозрачность судебной системы, а также на упрощение судопроизводства посредством электронного взаимодействия с использованием электронных ключей.

«Судебный кабинет» - это единое окно доступа к онлайн сервисам и услугам судебных органов, посредством которого гражданин, его представитель или адвокат в любое удобное ему время, не выходя из дома, офиса через сеть Интернет может отправить заявление (обращение), жалобу и ходатайство в электронном виде, оплатить государственную пошлину в онлайн режиме, просмотреть судебный документ, статус дела, распечатать судебный акт и контролировать процессуальные сроки. Преимущества его заключаются в том, что заявления, жалобы и другие документы можно подать в суд в любое время суток, имея компьютер, электронную цифровую подпись и интернет, при этом отправитель моментально получает талон об отправке документа в электронном виде с указанием суда (адресата), сторон, дату и время отправления.

Для подачи в суд электронных документов посредством сервиса «Судебный кабинет» необходимо зарегистрироваться и авторизироваться в сервисе «Судебный кабинет». Авторизация осуществляется с помощью ИИН или БИН и пароля, а при подаче документов представителем юридического лица - посредством БИН.

Для граждан, не имеющих доступа к интернету, в холлах зданий ЦОНов организованы уголки самообслуживания, где операторы оказывают им консультативную и практическую помощь при подаче электронных заявлений (обращений), жалоб и ходатайств посредством сервиса. Также ведется активная работа по установке билбордов на оживленных улицах и проспектах в городах республиканского и областного значений о работе электронного сервиса «Судебный кабинет», интернет-ресурса Верховного суда, о возможности подачи в ЦОНах заявлений о проставлении апостиля на официальном документе, исходящем из судебного органа.

Участники судебного процесса могут самостоятельно контролировать соблюдение процессуальных сроков при рассмотрения дела, а при их нарушении позвонить и сообщить в Единый Call-центр 1401 Верховного суда, который поможет оперативно устранить недостатки в работе судов. Таким образом, пользователи «Судебного кабинета» приходят на судебное заседание в назначенное время, экономя свое время и средства на проезд.

За 9 месяцев этого года в суды Алматинской области посредством сервиса «Судебный кабинет» в электронном виде подано 10746 документов, в том числе 9842 исковых заявлений, 721 обращение, 122 апелляционных и 61 кассационная жалоба.

Внедрение в деятельность судов современных информационных технологий - одна из основных задач по обеспечению широкого доступа населения к судебной деятельности. Для этого залы судебных заседаний оснащаются системами аудио-видео фиксации с возможностью проведения дистанционных судебных заседаний посредством видеоконференцсвязи.

Внедрение информационных технологий в уголовное судопроизводство, использование видеоконференцсвязи способствуют повышению результативности и качества производства по уголовным делам, соблюдению процессуальных сроков, обеспечению безопасности участников уголовного процесса и исключению других рисков при этапировании осужденных, а также минимизации расходов бюджетных средств.

Кроме того, применение технических средств аудио-видеофиксации судебного заседания, видеоконференцсвязи повышает уровень открытости и доступности правосудия, оптимизирует работу судов, экономит бюджетные средства и средства участников судопроизводства, повышает качество протокола судебного заседания.

Так, за 9 месяцев этого года с применением системы аудио- и видеофиксации рассмотрены 9136 дел, из них по 4700 гражданским делам, по 1088 уголовным делам, 3348 административным делам. Между тем, за аналогичный период 2014 года рассмотрено всего 7245 дел, что на 1891 дело меньше, чем в нынешнем году. Примечательно, что во всех судах области удалось изжить и нарушения процессуальных сроков рассмотрения дел.

Также понизилась нагрузка на судей специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматинской области, куда с начала года поступило 100 уголовных дел, из которых в подавляющем большинстве (97) приговор вынесен.

По сообщению Zakon.kz