/ / Общественно-политические и в области права
18.03.2015

«Курьез с дверью» <em>(Аэлита Сюльжина, «Советская Белоруссия» от 18 марта 2015 г.)</em>

С началом весны в двух районах Минска стартовала экспериментальная реформа ЖКХ. Дело хорошее, нужное и давно ожидаемое. Однако вот что беспокоит и чего пока не видно в проектах большой коммунальной новостройки.

Вот если я, к примеру, забуду оплатить счет за коммунальные услуги в феврале, то начиная с 26 марта мне ежедневно в бесспорном порядке будут выставлять пеню. 0,3 процента от суммы задолженности, или 109,5 процента годовых. Сумма вполне ощутимая и, я бы даже сказала, воспитательно–емкая. И, заметьте, никаких тебе судов и исков не требуется. Деньги решают все.

А теперь давайте повернемся на 180 градусов и посмотрим, а какие же подобные санкции могу я, вы или ваш сосед предъявить коммунальным службам? Не рассуждая голословно, позволю себе препарировать пример. Хотя скорее курьез из редакционной почты. Минчанин Виктор К. решил врезать новый замок в дверь своей квартиры. Как и положено, по телефону оставил заявку диспетчеру ЖЭСа. Явился мастер. «Плотник делал все очень медленно и неудачно. Складывалось впечатление, что взялся за дело в первый раз: не всегда верно угадывал назначение некоторых инструментов», – квалификация специалиста вызвала замешательство у хозяина. Безрезультатно провозившись с замком и дверью несколько часов, человек с чемоданчиком инструментов... ушел. Но обещал вернуться. Завтра.

Пикантность ситуации ощущаете? Старый замок в двери демонтирован, нового нет и – приближается ночь. Хоть страна у нас и криминогенно благополучная, однако ночевать с открытой дверью как–то уж очень неспокойно и неуютно. И тем более: как завтра идти на работу, бросив квартиру незапертой? Но разве можно такими мелочами испугать нашего человека?! Виктор мужественно выдержал тест на стойкость. Но мастер и назавтра не вернулся. После 17.00 следующих суток заказчик не на шутку взволновался. Вторая «воробьиная ночь» с открытой дверью – это уж слишком! «Мастер не придет, – убила надежды диспетчер, – у него уже закончился рабочий день». Бедолаге с раскуроченной дверью ничего не оставалось, как экстренно нанять работника коммерческой службы. За полчаса и 400 тысяч рублей, то есть практически в 10 раз дороже, чем это брался сделать ЖЭС, задача была выполнена.

Пострадавший потребитель направил квитанцию с приложением описания истории по всей цепочке ЖКХ – от начальника ЖЭСа до министра. В установленные сроки получил ответы. ЖРЭО провело служебное разбирательство. За невыполнение заявки работнику ЖЭСа снижена премия. Также уменьшен размер поощрения (ведь премия, как трактуют толковые словари, это одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой–либо области деятельности) старшему мастеру, а директору ЖЭСа указано на усиление контроля за подчиненными. А что до компенсации гражданину причиненных неудобств, то по этому поводу нашему герою рекомендовано обратиться в суд. Да, к слову, в итоге выяснилось, что вставлять замок в дверь приходил не столяр и не плотник, а... кровельщик. Профильного специалиста в те дни в ЖЭСе просто не было...

Итак. Заказчик пострадал и финансово, и морально. А ЖЭС, не выполнивший обязательств? В полном «шоколаде». Сэкономил на зарплате двух сотрудников. А где пеня, штрафные санкции или, скажем, неустойка за каждый час исполнения заказа? Зачем посылать человека в суд? Суд – это спор. А если спора нет?! Почему не предусмотреть бесспорные санкции на случай некачественного и недобросовестного исполнения обязательств? Ощутимые и воспитательные, как и пеня за просрочку коммунальных платежей. Но следом возникает вопрос: кто эти меры будет предъявлять? Не сам же пострадавший?

С этой функцией справилась бы жилищная инспекция, необходимость создания которой, кстати, обсуждалась в процессе заседаний рабочей группы по реформе ЖКХ. Реформаторов испугала необходимость генерации дополнительной структуры в условиях сокращения госаппарата. Хотя напрасно. Жилищная инспекция просто незаменима в качестве независимого эксперта, допустим, если вашу жилплощадь затопил сосед сверху и необходимо составить протокол и смету, или надо оценить качество ремонта подъезда, если жильцы отдали деньги и недовольны результатом. Жильцу всегда будет не хватать профессионализма в отстаивании своих прав в противостоянии целой системе ЖКХ. Подкованный инспектор мог бы помочь.

Аэлита Сюльжина, «Советская Белоруссия» № 51 (24681) от 18 марта 2015 г.
.