/ / Общественно-политические и в области права
31.03.2015

Марианна Щеткина: «Гендерная политика в Беларуси разбивает «стеклянный потолок» в общественном сознании»

Согласно Докладу о человеческом развитии 2014 года Беларусь входит в 16 стран мира, где индекс человеческого развития женщин равен или превосходит аналогичный показатель среди мужчин. По индексу гендерного неравенства наша республика занимает 28-е место среди 187 стран мира. Следует отметить, что меры по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин являются неотъемлемой частью социальной политики белорусского государства. В стране реализуется уже четвертый Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011–2015 годы. Приоритетное внимание в этом документе уделяется положению женщин в социально-экономической сфере, вопросам репродуктивного здоровья, развитию гендерного образования, профилактике насилия в семье и др. Координирующим органом является Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров, который возглавляет Министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина. В интервью она рассказала о том, какие достижения вывели страну на высокие гендерные позиции и какие сохраняются препятствия для продвижения гендерной политики.

– Высокие позиции нашей страны по гендерному равенству на международной арене имеют важное значение для оценки результатов гендерной политики. Марианна Акиндиновна, что позволило Беларуси войти в топ–16 стран по индексу развития женщин?

– Существенный вклад в индекс человеческого развития женщин вносит их высокий образовательный уровень, который сохраняется уже длительное время. Так, численность обучающихся в учреждениях высшего образования девушек в 2014/2015 учебном году составляет 56,9 %. Среди занятых в экономике доля работающих женщин с высшим образованием составляет 33,9 %, в то время как аналогичный показатель среди мужчин –24,4 %. Среди профессорско-преподавательского состава вузов – 55,7 % женщин.

Согласно страновому анализу Рамочной программы ООН в Беларуси в республике достигнут высокий показатель средней продолжительности обучения – 11,5 года и один из самых высоких показателей ожидаемой продолжительности обучения (15,7 года) среди 28 стран Центральной и Восточной Европы и постсоветских стран.

Второй фактор – более высокая ожидаемая продолжительность жизни женщин, чем мужчин. За последние 10 лет продолжительность жизни в целом увеличилась на 4,1 года. Но вызывает тревогу большой гендерный разрыв этого показателя. К сожалению, забота о своем здоровье еще не стала нормой у сильной половины нашего общества, а это одна из причин преждевременной смертности. Статистика показывает, что уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте более чем в 4 раза превышает уровень смертности женщин, в том числе за счет внешних причин. Это один из резервов для выравнивания индекса развития человеческого потенциала мужчин и женщин.

– В Беларуси действует разветвленная система мер поддержки семьи с детьми. По оценке экспертов, она наиболее комплексная и эффективная на всем постсоветском пространстве. Демографический отзвук мер господдержки – это в первую очередь рост рождаемости.

– В рейтинге стран, благоприятных для материнства и рождения детей, Беларусь в 2013 году занимала 26-ю позицию среди 176 государств мира. Наша республика лидирует среди стран СНГ (Россия – 62-я позиция, Казахстан – 63-я, Украина – 72-я). Очень важно, что созданы равные условия для всех категорий семей и их поддержка усиливается с рождением каждого последующего ребенка. Система поддержки постоянно развивается. Пособиями охвачено более 370 тыс. детей, или 21 % от их общего количества. Значительны и объемы средств, направляемые на финансирование системы пособий, – свыше Br10,8 трлн в 2014 году. Востребована система социального обслуживания семей с детьми: уже стали нормой услуги по кратковременному уходу за детьми, услуги социальной передышки. Ежегодно женщины, достойно воспитавшие пятерых и более детей, награждаются орденом Матери – с 1996 года этой награды удостоены 7 тыс. 755 женщин.

Все это способствует оздоровлению демографической ситуации в стране, укреплению семьи. В прошлом году родились 118,7 тыс. детей – это самый высокий показатель за последние два десятилетия. При этом около 53 % новорожденных – вторые и последующие дети в семьях. Снижается доля детей, рожденных вне брака (с 23,9 % в 2004 году до 16,1 % в 2013-м). Это тоже говорит о том, что белорусские семьи стали крепче, стабильнее.

В фокусе внимания находятся вопросы обеспечения занятости женщин, оказания им социальной поддержки на период поиска работы, профобучения и развития предпринимательства. На протяжении многих лет женская безработица в Беларуси преобладала, как и в большинстве стран мира. Благодаря реализации целенаправленных мер на государственном и региональном уровне гендерный фактор безработицы минимизирован: удельный вес женщин среди безработных постоянно снижается. По статистике, на конец 2014 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных состояли 24,2 тыс. человек, из них 9,1 тыс. женщин, или 37,6 % (для сравнения: на конец 2011 года женщин среди безработных было 54,1 %).

– На ваш взгляд, насколько серьезную роль в продвижении гендерной политики играет Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства?

– Сам статус плана – национальный – имеет важное международное значение. Он подтверждает комплексность и преемственность государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин, реализуемой в рамках целостного национального механизма. Такие национальные планы принимаются более чем в 100 странах мира.

Важно, что формирование нацплана происходит на основе рекомендаций Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Страна будет представлять очередной доклад о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в январе 2016 года. Его рассмотрение Комитетом ООН станет очередным этапом для определения приоритетов следующего национального плана.

Роль координатора по реализации этого документа осуществляет постоянно действующий Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров. Формат его заседаний позволяет обеспечить плюрализм мнений и выработать решения по многим вопросам. Важно, что усилен региональный компонент реализации гендерной политики – в областях страны созданы и работают экспертные рабочие группы. Активно привлекаются общественные объединения, которые непосредственно участвуют в реализации национального плана. Их представители также входят в состав Национального совета.

Мы уже подготовили и направили в Правительство отчет о выполнении в 2014 году Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства.

– Какие достижения 2014 года наиболее значимы, по вашему мнению?

– Мне представилась возможность выступить на первой Обзорной конференции высокого уровня по вопросам гендерного равенства, приуроченной к 10-й годовщине принятия Плана действий ОБСЕ 2004 года по продвижению гендерного равенства.

Опыт нашей страны по реализации гендерной политики вызвал значительный интерес, и в октябре прошлого года состоялся визит в Беларусь специального представителя действующего председателя ОБСЕ по гендерным вопросам Джун Цайтлин. У нее была возможность лично убедиться в том, что озвученные на конференции достижения реализованы на деле. Это серьезный шаг на пути развития международного сотрудничества. Сейчас обсуждается возможность совместных с ОБСЕ проектов по продвижению гендерного равенства.

Являясь полноправным участником международного процесса по достижению гендерного равенства, Беларусь также приняла на себя обязательства по искоренению насилия в отношении женщин. Эта проблема актуальна для всех стран.

Полагаю, что 2014 год стал прорывным в решении вопросов противодействия насилию в семье. И здесь, конечно, важную роль сыграла слаженная и эффективная работа с Министерством внутренних дел, в том числе в рамках реализации проектов международной технической помощи совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси. Приняты кардинально новые нормы в рамках Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», редакция которого вступила в силу в апреле прошлого года. За год органами внутренних дел было вынесено около 400 защитных предписаний. Разработана национальная модель комплексной работы с мужчинами-агрессорами, включающая в себя алгоритм действий по индивидуальной и групповой работе с семейными агрессорами. Инструментарий есть, теперь предстоит грамотно применять его на практике.

Развивается система оказания услуг временного приюта для пострадавших от насилия. Так, за последние два года более чем вдвое увеличилось количество кризисных комнат (с 50 до 105). В прошлом году услугами временного приюта воспользовались 175 человек. Информацию о территориальных центрах социального обслуживания населения, при которых работают кризисные комнаты, можно получить на сайтах Минтруда и соцзащиты и МВД.

По решению демографических задач мы тесно взаимодействуем с Российской Федерацией. С прошлого года работаем над совместным проектом международной технической помощи «Поддержка реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь» при участии ЮНФПА. В настоящее время полным ходом идет разработка новой Нацпрограммы на 2016–2020 годы. Проект позволит привлечь не только финансовую, но и экспертную поддержку ведущих научных учреждений России, в том числе и по гендерным вопросам. Со своей стороны они изучают опыт нашей страны по реализации семейной и гендерной политики. Мы живем в рамках Союзного государства, наши границы прозрачны, поэтому подходы к решению социальных задач должны быть максимально скоррелированы.

Ярким событием прошлого года стало также проведение второго республиканского конкурса «Семья года». Он еще раз продемонстрировал, что только при сбалансированном распределении внутрисемейных ролей достигается благополучие семьи, качественный результат в воспитании детей.

– В Беларуси все больше женщин занимают высокие государственные посты. Это в том числе и результат реализации Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства?

– Это закономерный процесс трансформации общественного сознания, в который Национальный план вносит важный вклад. Одним из его разделов предусмотрены мероприятия по развитию системы гендерного образования и просвещения в стране. Внедрение основ гендерных знаний в учреждениях образования, на курсах повышения квалификации, развитие школ женского лидерства очень важно, поскольку способствует разрушению гендерных стереотипов. Устойчивое выражение «стеклянный потолок» как нельзя лучше демонстрирует границы стереотипного мышления о месте и роли женщины в обществе.

В понимании и восприятии социальных ролей мужчин и женщин важную роль играют средства массовой информации. Большую поддержку оказывает женское движение. Белорусским союзом женщин ежегодно проводится республиканский конкурс «Женщина года», в том числе в номинациях «За лидерство и успешное руководство», «За духовное возрождение» и др. В целом женщины составляют более половины общей численности членов общественных объединений, действует 30 женских общественных объединений.

За последние пять лет возросла роль женщин на уровне принятия решений. Женщины – государственные служащие всех уровней управления составляют 68,5 %, в том числе на должностях руководителя организации или его заместителей – 52,9 %. Женщины занимают пост Заместителя Премьер-министра, первых лиц и их заместителей в министерствах, Национальном статистическом комитете.

Как известно, в Беларуси нет законодательно установленных избирательных квот для женщин. При этом наша страна входит в число 27 стран мира, которые достигли целевого показателя по участию женщин в процессе принятия решений. В Национальном собрании женщины составляют 29,7 %.

Глубоко убеждена, что самое главное – предоставление равных возможностей, а каждый человек, будь он мужчиной или женщиной, сам выстраивает свою судьбу. Непосредственно от каждого из нас зависит, какие в обществе формируются ценностные ориентиры, ведь именно они обеспечивают свободу выбора жизненного пути и разбивают «стеклянные потолки». 

По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)