/ / Общественно-политические и в области права
04.06.2015

Проект Кодекса Беларуси о культуре: более 200 страниц без аналогов во всем мире

Проект Кодекса Беларуси о культуре недавно поступил в Палату представителей. Разработка документа была инициирована Советом Министров, а его идейным вдохновителем в свое время стал экс-министр культуры, а ныне посол Беларуси во Франции Павел Латушко. В ближайшее время начинается рассмотрение проекта кодекса парламентариями, попутно в документ могут вноситься корректировки. Об особенностях проекта кодекса, который пока не имеет аналогов в мире, вместе с корреспондентом БЕЛТА рассуждала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Наталья Кучинская.

«Анализ актов законодательства зарубежных стран, проведенных Министерством культуры Беларуси, не выявил примеров кодификации законодательства о культуре, и проект кодекса, который предлагается для рассмотрения в парламенте, не имеет аналогов на постсоветском пространстве», – заметила депутат. При этом, по ее словам, законодательство стран–участниц СНГ в определенной степени приблизилось к возможной кодификации с учетом наличия взаимосвязанных тематических законов. Например, парламентские комиссии России и Азербайджана отмечают в перспективе возможность разработки кодексов о культуре – схожих с тем, что уже разработан в Беларуси.

Дело в том, что в Беларуси отношения в сфере культуры регулируются значительным количеством нормативных правовых актов различной юридической силы, что создает трудности в плане применения их на практике. Вместе с тем нормативные правовые акты действуют продолжительный период времени, носят устойчивый характер и апробированы на практике. «Анализ отечественного законодательства позволяет сделать следующий вывод: у нас накоплена достаточная нормативная правовая база и имеется возможность вычленения обобщающих норм, в связи с чем созданы все условия для кодификации законодательства о культуре», – сказала депутат.

По мнению парламентария, кодекс как принципиально новый документ имеет несомненные преимущества перед нормативными правовыми актами других видов. «Принятие Кодекса о культуре станет итогом процесса формирования национального законодательства в этой сфере», – считает Наталья Кучинская. Так, по ее словам, проект кодекса не является простым объединением действующей законодательной базы. «Министерством культуры проведена серьезная ревизия существующего законодательства, проанализирован зарубежный опыт. В проекте представлены нормы, которые нашли применение на практике и носят стабильный характер, сокращено количество отсылочных норм, унифицирована и уточнена терминология, исключены устаревшие нормы», – пояснила зампредседателя Постоянной комиссии.

Предлагаемый проект кодекса включает в себя нормы более 60 нормативных правовых актов различной юридической силы, из них 7 законов, 4 указа Президента Республики Беларусь, около 20 постановлений Правительства и около 30 нормативных правовых актов Минкультуры. В итоге на выходе у разработчиков получился документ объемом в 229 страниц. Он включает в себя общую и особенную части, состоит из 5 разделов («Основы правового регулирования в сфере культуры», «Субъекты культурной деятельности», «Культурные ценности», «Культурная деятельность» и заключительные положения) и 257 статей.

Предмет правового регулирования кодекса – общественные отношения, которые возникают при создании, охране, пользовании, распространении и возвращении культурных ценностей, а также правовые, экономические, социальные и организационные основы госполитики в сфере культуры.

Так, раздел первый – «Основы правового регулирования в сфере культуры» – содержит базовые нормы правового регулирования общественных отношений в этой сфере и состоит из 6 частей. «Существенных изменений в сравнении с действующим законодательством раздел не содержит», – заметила Наталья Кучинская. Вместе с тем, например, предусмотрено расширение круга лиц, которые относятся к субъектам культурной деятельности. Это не только граждане (в том числе работники культуры и творческие работники), коллективы художественного творчества, творческие союзы и организации культуры, но также спонсоры и меценаты культуры, учреждения образования, научные и другие организации и подразделения юридических лиц, которые осуществляют культурную деятельность.

«Исходя из современных приоритетов по созданию дополнительных условий привлечения в экономику страны инвестиций на основе государственно-частного партнерства, в проекте кодекса закреплены основные направления сотрудничества в сфере культуры госорганов с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями и государственные меры по осуществлению такого сотрудничества», – отметила собеседница.

В разделе втором – «Субъекты культурной деятельности» – нашли отражение новации по совершенствованию механизмов взаимодействия с белорусами зарубежья, т.е. обозначены меры по их поддержке в сфере культуры. Кроме того, упрощен порядок подтверждения статуса творческого работника, согласно которому этот статус может подтверждаться творческим союзом соответствующего профиля независимо от того, является ли творческий работник членом этого союза или нет.

Как отдельные субъекты культурной деятельности в проекте документа обозначены спонсоры культуры (юридические лица и ИП), которые на условиях и в порядке, обозначенных Президентом, предоставляют безвозмездную (спонсорскую) помощь, а также меценаты культуры (физические лица), которые делают пожертвования в соответствии с Гражданским кодексом.

Раздел третий – «Культурные ценности» – содержит ряд новаций по вопросам, которые связаны с историко-культурными ценностями. Например, уточнен и значительно сокращен перечень критериев для придания статуса историко-культурной ценности. Проектом кодекса обозначен и порядок проведения археологических исследований. Предусмотрено, что археологические исследования (в том числе поиск археологических объектов и археологических артефактов) осуществляется научными организациями или музеями на основании разрешения (открытого письма) Национальной академии наук Беларуси. Разрешение выдается гражданам, которые работают на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора в научной организации или музее.

«В настоящее время существует проблема так называемых черных копателей, из-за чего мы вынуждены принять меры по предупреждению их деятельности», – заметила Наталья Кучинская. Дело в том, что «черные копатели» своими действиями разрушают культурный слой и лишают возможности пополнения музейных фондов археологическими артефактами и проведения научных исследований, что, соответственно, препятствует установлению истинных фактов развития белорусской истории.

В этой связи в одной из глав впервые прописано, что профессионально и случайно выявленные археологические артефакты подлежат передаче в госсобственность. «Для защиты таких артефактов их гражданский оборот на территории страны запрещен, за исключением приобретения, дарения, обмена археологических артефактов госорганизациями, которые занимаются научно-исследовательской и музейной деятельностью», – подчеркнула парламентарий.

В разделе четвертом – «Культурная деятельность» – нашли свое отражение нормы, которые регулируют правоотношения по направлениям культурной деятельности. Здесь содержатся нормативные предписания, которые действуют уже длительное время и не требуют существенных изменений.

Помимо прочего, Наталья Кучинская обратила внимание на один интересный момент: проектом кодекса предусмотрена регламентация порядка проведения классификации фильмов (вместо существующей госрегистрации) и ведение государственного регистра фильмов. «Так, согласно проекту эти функции будет осуществлять Министерство культуры либо организация, уполномоченная этим ведомством», – пояснила депутат. В данном случае имеется в виду, что индексы, которые сейчас присваиваются фильмам для определения порядка их пользования, заменены возрастными категориями («12+», «16+» и т.д.). Одновременно предусмотрено, что критерии отнесения фильмов к конкретным возрастным категориям устанавливаются Минкультуры. «Такая мера направлена на гармонизацию норм законодательства, посвященных вопросам контроля за распространением информации, которая причиняет вред здоровью и развитию детей», – добавила собеседница.

При этом, по ее словам, в ходе предварительного рассмотрения проекта кодекса в Парламенте в Постоянную комиссию по образованию, культуре и науке поступили предложения и замечания, которые не затрагивают его концепцию. Например, Министерство юстиции предлагает закрепить нормативное предписание о ведении реестра творческих союзов Министерством культуры. Такое предложение возникло, исходя из необходимости практической реализации норм декрета от 2 апреля 2015 года №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Это связано с тем, что для признания творческого работника участвующим в финансировании госрасходов его статус должен быть подтвержден творческим союзом, откуда вытекает необходимость ведения реестра данных союзов.

«Исходя из собственного опыта законотворческой деятельности, комиссии по образованию, культуре и науке предстоит большая и длительная работа как в осмыслении содержания конкретных норм проекта кодекса, так и в редакционно-техническом плане», – предположила депутат. Она считает, что в работе над таким серьезным документом спешки быть не должно, чтобы через год после принятия Кодекса о культуре те субъекты культурной деятельности, которые будут реализовывать его положения на практике, не указывали на необходимость корректировки отдельных норм.

При этом уже в ближайшее время в Парламенте планируется сформировать рабочую группу, которая будет заниматься подготовкой к рассмотрению положений проекта кодекса к первому чтению. «Думаю, целесообразно широко обсуждать этот документ в СМИ, проводить круглые столы со специалистами. Наша постоянная комиссия открыта для предложений граждан», – подчеркнула депутат.

Впрочем, по ее прогнозам, на практике документ начнет работать не так скоро – сперва в него планируется внести некоторые коррективы, затем он будет рассмотрен и принят Палатой представителей в двух чтениях, одобрен Советом Республики, после чего – направлен на подпись Главе государства. По ее предположению, все эти процедуры могут занять не менее года.

При этом проект кодекса уже согласован с 48 заинтересованными госорганами, в том числе общественными организациями. В заключении Национального центра законодательства и правовых исследований говорится, что проект соответствует Конституции и законодательству, международным договорам Беларуси, согласуется с нормами нормотворческой техники. Проект прошел криминологическую экспертизу, которая подтвердила, что нормы, реализация которых может вызвать криминологические риски, не выявлены. «Мы начинаем работать над очень важным документом – по сути, Конституцией в сфере культуры», – резюмировала Наталья Кучинская.

По сообщению БЕЛТА