/ / Общественно-политические и в области права
11.06.2015

11 июня 2015 года состоялось очередное заседание седьмой сессии Палаты представителей

11 июня 2015 года состоялось очередное заседание седьмой сессии Палаты представителей, на котором депутатский корпус рассмотрел 4 законопроекта в первом чтении, 8 –– во втором, в том числе 5 –– о ратификации международных соглашений, а также принял к сведению Декрет Президента Республики Беларусь.

Проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь» к рассмотрению в первом чтении представил парламентариям Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О., с содокладом по законопроекту выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Михалькова Л.С.

Основными задачами проекта Закона является приведение в соответствие с решениями Главы государства положений Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Хозяйственного процессуального и Гражданского процессуального кодексов Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также их совершенствование с учетом правоприменительной практики.

Одной из существенных новелл законопроекта является расширение полномочий суда второй инстанции и с учетом этого введение института апелляционного производства. Кроме того, уточняются полномочия государственного обвинителя в судебном разбирательстве, предусматривается упрощение процедуры судопроизводства по делам ускоренного производства, регламентируется использование систем видеоконференцсвязи в уголовном процессе и др.

В целях принятия мер по обеспечению эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность предлагается ужесточение административной ответственности за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности.

Законопроектом предусматривается предоставление полномочия должностным лицам таможенных органов на составление протоколов об административных правонарушениях. Также предлагается упростить процедуры рассмотрения хозяйственных и гражданских дел.

Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Вакульчик В.П. выступил с докладом по проекту Закона «О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» (содокладчик –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сенькевич Э.А.).

Законопроект подготовлен в целях унификации уголовного законодательства государств –– членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия контрабанде, а также совершенствования норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений против государства, иных норм Кодекса с учетом практики его применения.

Предлагаемые изменения и дополнения статей Уголовного кодекса Республики Беларусь и Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь подготовлены на основании анализа деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь и следственно-судебной практики; направлены на обеспечение неотвратимости уголовного преследования и наказания за совершение ряда общественно опасных деяний, повышение эффективности применения мер уголовно-правового характера в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Коррективы, вносимые в законодательство, направлены на:

  • устранение пробела в правовом регулировании ответственности за совершение преступлений против государства и преступлений, связанных с разглашением государственной и служебной тайны;
  • унификацию уголовного законодательства государств –– членов ЕАЭС в сфере противодействия контрабанде, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, сильнодействующих, ядовитых веществ, оружия, боеприпасов и иных объектов экспортного контроля;
  • совершенствование норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений против государства, осуществление деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

В связи с расширением числа составов преступных деяний, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, предлагается наделить таможенные органы полномочиями по осуществлению дознания по признакам таких составов преступлений.

О проекте Закона «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в Овальном зале Дома Правительства рассказали Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Журавская В.И.

Проектом Закона определяется механизм применения к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, мер дисциплинарной ответственности в зависимости от того, в собственности какой административно-территориальной единицы находится имущество организации, в отношении работников которой применяются соответствующие меры дисциплинарной ответственности, установленные Декретом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и иными законодательными актами.

Кроме того, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» дополняется нормами, предусматривающими, что председатель исполкома базового уровня и глава местной администрации в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, согласовывают кандидатуры на должности руководителей либо заместителей руководителя расположенных на соответствующей территории организаций либо их структурных подразделений, иных работников данных организаций, осуществляющих организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности, в случае назначения на указанные должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения.

О.Л.Слижевский также выступил с докладом по проекту Закона «О внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях по вопросам ответственности за нарушение законодательства об административных процедурах». С содокладом по этому вопросу выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Береснева Е.П.

Проект Закона разработан с целью установить административную ответственность за неправомерные отказы государственного органа (иной организации) в осуществлении административной процедуры либо истребование документов и (или) сведений, которые должны запрашиваться данным государственным органом (организацией) самостоятельно, а также предоставить уполномоченным должностным лицам облисполкомов (Минского горисполкома) права составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства об административных процедурах.

Уполномоченные должностные лица областных и Минского городского исполнительных комитетов наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях по статье 9.26 «Нарушение законодательства об административных процедурах» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В соответствии с действующим законодательством дела об административных правонарушениях по указанной статье рассматривают только должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В этой связи пунктом 1 статьи 2 законопроекта судья районного (городского) суда наделяется правом рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 9.26 КоАП в случаях составления протоколов по ней должностными лицами областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Во втором чтении парламентарии приняли проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе», с докладом о котором выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Ковалевич Л.Н. В частности, он отметил, что законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с предупреждением размещения (распространения) рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом рекламы иных товаров (работ, услуг), организаций и граждан и направлен на повышение эффективности мер по предупреждению и преодолению пьянства, алкоголизма и табакокурения, снижение уровня потребления алкоголя и табака населением, уменьшение негативных последствий их потребления для общества.

Кроме того, законопроектом предусматривается приведение терминологии Закона «О рекламе» в соответствие с требованиями иных законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Кузьмич А.Ф. представил на рассмотрение во втором чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных биржах».

Законопроектом расширяется понятие «биржевой товар», к которому предлагается относить работы и услуги, что позволит использовать механизм биржевых торгов для установления реальных рыночных цен на такие услуги (работы) и применения биржевых технологий для ускорения процедуры заключения договоров.

В целях устранения барьеров и ограничений взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынки государств –– членов Евразийского экономического союза предусматривается возможность участия иностранных юридических лиц в биржевых торгах в качестве биржевых брокеров.

Определяется также дополнительная функция товарной биржи — организация и развитие биржевой логистической деятельности. Биржевая логистика позволит формировать цену товара с учетом расходов на его перевозку, а также получать информацию о качестве товара, находящегося на складском хранении, и организовывать его экспертизу.

В проекте Закона закрепляется порядок регистрации внебиржевых сделок, что является распространенной международной практикой. Требования по регистрации в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» внебиржевых сделок, а также предоставления информации о них по ряду товарных позиций металло-, лесо- и сельхозпродукции закреплены в ряде постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Устанавливается административная ответственность за непредоставление или предоставление недостоверных сведений о внебиржевой сделке. Правом составления протоколов по факту такого административного правонарушения наряду с органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь наделяются и органы Министерства торговли Республики Беларусь.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» парламентариев проинформировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Морхат М.В. Он, в частности, отметил, что законопроект направлен на популяризацию и формирование уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь с учетом опыта правового регулирования порядка их использования в зарубежных государствах, а также на приведение Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «О государственных символах Республики Беларусь» в соответствие с предписаниями более поздних законодательных актов.

В ходе заседания парламентарии рассмотрели ряд законопроектов о ратификации международных договоров.

О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года» сообщил Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сенько Ю.А. (содокладчик –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л.).

Протоколом предусмотрено дополнение Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств терминами «документ о происхождении товара» и «проверяющий (верифицирующий) орган».

Протоколом также излагается в новой редакции ряд пунктов Правил: уточняются условия применения режима свободной торговли; устанавливается порядок перерасчета суммы валюты в доллары США, когда общая стоимость товаров задекларирована в валюте, отличной от доллара США; уточняются документы, представление которых необходимо при выдаче уполномоченным органом сертификата о происхождении товара формы СТ-1 после вывоза товара.

Заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Концевая И.В. представила на рассмотрение парламентариев проекты законов «О ратификации Общего регламента Всемирного почтового союза, Всемирной почтовой конвенции и Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции», а также «О присоединении Республики Беларусь к Соглашению о почтовых платежных услугах». С содокладом по законопроектам выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Оболенский Е.В.

Новые редакции Общего регламента Всемирного почтового союза, Всемирной почтовой конвенции и Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции, а также новая редакция Соглашения о почтовых платежных услугах были приняты на XXV Всемирном почтовом конгрессе в г. Дохе 11 октября 2012 года.

Внесение корректив в эти документы направлено на совершенствование организационной структуры Всемирного почтового союза. В них уточняются и расширяются полномочия ряда органов ВПС –– Административного совета, Совета почтовой эксплуатации, Консультативного комитета, а также Международного бюро.

Внесение изменений и дополнений направлено также на совершенствование международной почтовой службы, связанное с распространением использования автоматизированной обработки почтовых отправлений письменной корреспонденции.

В новой редакции Соглашения о почтовых платежных услугах даются определения денежного перевода наложенного платежа и срочного денежного перевода, уточнена обязанность стран –– членов Всемирного почтового союза в обеспечении конфиденциальности и порядка использования и защиты персональных данных, функции и обязанности Совета почтовой эксплуатации и назначенных операторов в области качества услуг, установлена ответственность назначенных операторов перед пользователями услуг.

Кроме того, внесены изменения уточняющего характера в соответствии с правовыми нормами, применяемыми Всемирным почтовым союзом. Соглашение о почтовых платежных услугах регулирует почтовые платежные услуги на основе систем, позволяющих обеспечить взаимодействие сетей назначенных операторов стран –– членов Всемирного почтового союза. В настоящее время в рамках этого Соглашения осуществляется обмен почтовыми денежными переводами с 22 странами –– членами ВПС.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Армения об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Республики Армения при уставных и других органах Содружества Независимых Государств в Республике Беларусь» выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Гурьянов А.Е., с содокладом –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Фесак В.Д.

Соглашение, подписанное в г. Ашхабаде 20 ноября 2014 года в целях дальнейшего укрепления и развития дружественных отношений и сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Армения, предусматривает, что Республика Беларусь соглашается с тем, что на ее территории учреждается Представительство Республики Армения при уставных и других органах Содружества Независимых Государств. Учреждение и деятельность Представительства Республики Армения при уставных и других органах Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь не создают дополнительных расходов для Республики Беларусь.

Представительство Республики Армения, его глава, члены персонала Представительства (дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала), члены семей, живущие вместе с членами дипломатического и административного персонала, частные домашние работники дипломатического и административно-технического персонала, помещения, документы и архивы Представительства пользуются на территории Республики Беларусь такими привилегиями и иммунитетами и несут такие обязательства, которые определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. Указанные привилегии и иммунитеты не распространяются на лиц, являющихся гражданами Республики Беларусь.

Первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь Заборовский А.М. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Валюшицкий В.И. выступили с докладами по проекту Закона «О ратификации Рамочного соглашения между Республикой Беларусь и Северной экологической финансовой корпорацией».

Северная экологическая финансовая корпорация создана в качестве международного финансового учреждения, действующего на основании Договора между Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией о Северной экологической финансовой корпорации от 6 ноября 1998 года.

Рамочное соглашение было подписано 20 января 2015 года в г. Лондоне в целях создания правовой основы для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в процессе использования финансовых средств, предоставляемых корпорацией для осуществления проектов, представляющих интерес для Республики Беларусь и государств — членов корпорации.

Соглашением определяются принципы такого сотрудничества, статус корпорации, ее представителей и имущества, а также льготный режим налогообложения. Все операции и сделки, осуществляемые корпорацией в соответствии с Соглашением, и доходы в связи с предоставляемым ею финансированием в Республике Беларусь освобождаются от налогов. Исключение составляют налог на прибыль (доходы) в виде дивидендов, а также налоги, взимаемые в виде одного из условий совершения в отношении корпорации государственными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий. Корпорация освобождается на территории Республики Беларусь от обязанности по удержанию и перечислению в бюджет любых налогов, подлежащих удержанию у источника. Кроме того, при перемещении активов на территорию Республики Беларусь в целях реализации проектов, по которым достигнута договоренность, корпорация освобождается от уплаты всех налогов, взимаемых таможенными органами, и к активам не применяются меры нетарифного регулирования.

Соглашение также закрепляет гарантии юридическим лицам, действующим на территории Республики Беларусь и пользующимся финансированием со стороны корпорации, или юридическим лицам, в отношении которых корпорация обладает обеспечительными правами, право на приобретение и перевод иностранной валюты в целях оплаты процентов, основной суммы кредита и выполнения иных финансовых обязательств по отношению к корпорации.

Юридические лица, пользующиеся финансированием со стороны Корпорации, или юридические лица, в которых корпорация имеет долю участия или обеспечительный интерес, пользуются на территории Республики Беларусь таким же режимом, который предоставляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и двусторонними международными договорами Республики Беларусь о взаимном содействии и защите инвестиций.

Кроме того, Соглашением предусматривается предоставление привилегий и иммунитета корпорации, а также ее представителям и сотрудникам.

В ходе заседания был также принят к сведению Декрет Президента Республики Беларусь от 2 июня 2015 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь». Документ представила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щёткина М.А., с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Кокаш В.В.

Документом вносятся корректировки в Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений».

Акт Главы государства разработан с учетом правоприменительной практики в целях дальнейшего развития и совершенствования правовой базы в сфере осуществления деятельности профессиональных союзов.

В частности, исключено требование о наличии не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) для создания и деятельности там профессионального союза. В соответствии с нормами Декрета для этого необходимо не менее 10 учредителей (членов), работающих (обучающихся) на соответствующем предприятии, в учреждении, организации.

Отдельные предписания Положения о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций) приведены в соответствие с действующим законодательством.

Реализация положений Декрета упростит условия для создания профессиональных союзов, будет способствовать наиболее полной реализации защиты профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов работников.

Следующее заседание седьмой сессии Палаты представителей состоится 26 июня 2015 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь