/ / Общественно-политические и в области права
24.06.2015

Нацбанк в ближайшее время представит предложения по созданию в Беларуси института финансового омбудсмена

Национальный банк в ближайшее время представит предложения по созданию в Беларуси института финансового омбудсмена. Об этом сообщил начальник управления регулирования небанковских операций Нацбанка Дмитрий Набздоров.

Сегодня в Нацбанке эксперт Всемирного банка Дэвид Томас провел семинар о создании и функционировании института финансового омбудсмена. Во время дискуссии на эту тему Дмитрий Набздоров отметил, что озвученные экспертом Всемирного банка подходы к созданию института финансового омбудсмена могут быть использованы при проработке этого вопроса в Беларуси. «Возможно, это будет реализовано в виде предложений Нацбанка или в виде проекта закона», – сказал он.

Финансовый омбудсмен выступает посредником при возникновении конфликтных ситуаций между финансовыми институтами и гражданами. Его услуги являются неофициональной альтернативой судебному рассмотрению дел, они оказываются на безвозмездной основе. При этом финансовый омбудсмен не выполняет контрольно-надзорные функции, однако, как уточнил Дэвид Томас, при систематическом нарушении банком прав клиента омбудсмен вправе информировать об этом регулятора. Он также может оказывать справочные услуги.

Перед обращением к омбудсмену гражданин обращается в финансовое учреждение, к которому у него есть претензии. В течение определенного срока – в разных странах он составляет от 10 дней до 8 недель – учреждение должно дать ответ. Если он не устраивает клиента, то он обращается к финансовому омбудсмену.

Финансовый омбудсмен ежегодно (а в некоторых случаях и чаще) готовит отчеты о своей работе. В отчетах указывается количество рассмотренных дел и время, которое было потрачено на каждое из них. Одна из целей такого отчета – определить типичные проблемы, которые могут в ближайшее время затронуть интересы многих людей. Результаты этой аналитической работы предоставляются правительству, регулятору, финансово-банковскому сектору и потребителям их услуг, и это помогает предупреждать возможные конфликты, считает Дэвид Томас.

Одним из принципиальных вопросов при создании института финансового омбудсмена становится выбор механизма его финансирования. Как правило, на начальном этапе могут быть использованы средства государства, контрольно-надзорных органов, далее обязанность платить определенные пошлины или сборы ложится на плечи поставщиков финансовых услуг. Как пояснил Дэвид Томас, эта плата может быть дифференцирована в зависимости от того, как часто на учреждение поступают жалобы от клиентов.

Во всех странах, где существует институт финансового омбудсмена, его услугами свободно могут воспользоваться все физические лица. В некоторых странах это можно сделать и юридическим лицам. При этом некоторые ограничения для юрлиц все же остаются – например, в Великобритании обратиться к финансовому омбудсмену могут компании со штатом до 10 человек с годовым оборотом не более определенной суммы. Сейчас обсуждается предложение сделать эти услуги доступными для малого и среднего бизнеса. По мнению Дэвида Томаса, скорее всего, такое решение будет принято.

По сообщению БЕЛТА