/ / Общественно-политические и в области права
01.07.2015

Без поддержки государства эффективная реализация третейскими судами своей юрисдикционной функции невозможна

29 июня 2015 года на базе Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь состоялся круглый стол, темой которого стали вопросы практики применения Закона Республики Беларусь «О третейских судах».

В обсуждении актуальной темы развития третейского разбирательства приняли участие представители различных государственных органов, в том числе Верховного Суда Республики Беларусь, Союза юристов Беларуси, академического сообщества и действующих на территории Беларуси третейских судов.

Участники дискуссии обсудили теоретико-прикладные основы законодательства о третейском разбирательстве, перспективы его развития, практические сложности, пробелы и противоречия Закона Республики Беларусь «О третейских судах», а также способы привлечения субъектов хозяйствования к заключению третейского соглашения.

С докладом о проблемных вопросах, возникающих при применении Закона Республики Беларусь «О третейских судах», выступил заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по экономическим делам Василий Николаевич Демидович.

Руководитель судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда обратил внимание на закономерную связь между интенсивностью развития коммерческой деятельности и возрастанием вероятности возникновения правовых коллизий между участниками экономических отношений. В условиях же возникающего конфликта важно само наличие эффективных юридических механизмов, способных обеспечить его справедливое и законное разрешение.

Василий Демидович подчеркнул, что рассмотрение и разрешение споров в судах общей юрисдикции до сих пор является главным и основным способом урегулирования правовых конфликтов в Беларуси. Однако, отметил он, – не единственным. С каждым годом растет количество споров, разрешенных с помощью судебных примирителей и внесудебных медиаторов. Помимо этого, одним из наиболее популярных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров является третейское разбирательство.

Закон Республики Беларусь «О третейских судах» положил начало формированию негосударственной юрисдикции системы разрешения споров. По сути, как отметил Демидович, третейское разбирательство – частная процедура. Однако это не означает, что данному виду разбирательства не гарантируется поддержка со стороны государства.

Именно функцию обеспечения законности и возможности реального исполнения решений третейских судов взяли на себя государственные органы. Суды общей юрисдикции, в частности, принимают меры по обеспечению иска, поданного в третейский суд, рассматривают ходатайства об отмене решения третейского суда, рассматривают заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда, осуществляют хранение материалов дел. Наконец, суды активно участвуют в процессе продвижения идеи третейского разбирательства.

В докладе Демидович акцентировал внимание на некоторых проблемах, выявленных в ходе применения Закона Республики Беларусь «О третейских судах».

Один из принципов деятельности третейского суда состоит в обязательности для сторон его решений. Данный принцип означает, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда.

Тем не менее, за период с 2014 по июнь 2015 года в экономические суды областей и города Минска поступило 65 заявлений о выдаче судебного приказа на принудительное исполнение решений третейского суда. По 60 из них – выданы исполнительные документы (судебные приказы), 5 заявлений возвращено в связи с нарушением требований, предъявляемых к форме и содержанию заявления.

За вышеуказанный период в экономические суды были поданы четыре обращения с заявлением об обжаловании решений третейских судов. Три из них возвращены, по результатам рассмотрения четвертого обращения решение третейского суда отменено экономическим судом города Минска. Решение отменено ввиду того, что третейским судом был нарушен один из основополагающих принципов права Республики Беларусь – право каждого на судебную защиту беспристрастным судом. В частности, отмененное решение третейского суда противоречило публичному порядку Республики Беларусь, поскольку было вынесено в незаконном составе суда (председательствующий третейский судья являлся близким родственником сотрудника юридического лица, осуществлявшего функции представителя стороны третейского разбирательства).

Как справедливо отметил докладчик, должно быть обязательное обучение и повышение квалификации лиц, включенных в реестр третейских судей. Качество третейского разбирательства напрямую зависит от уровня профессиональных знаний лиц, его осуществляющих.

Одной из проблем развития третейского разбирательства является низкая осведомленность сторон о компетенции третейских судов, порядке передачи дел на рассмотрение в них. Решить ее можно через последовательную просветительскую работу в этой сфере.

Как необходимое условие дальнейшего развития третейского разбирательства Демидович назвал обеспечение финансовой привлекательности данного правового механизма для субъектов хозяйствования. Предложено в связи с этим установить в третейских судах, действующих на территории республики, единые ставки третейского сбора. «Размер вознаграждения третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и иных обстоятельств дела. Но, если есть реальная заинтересованность в полноценном развитии третейских судов, колоссальных отличий в оплате труда третейских судей в рамках республики быть не должно. Сегодня нашей общей целью является то, чтобы третейское разбирательство стало для субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей выгодным и экономичным средством защиты их прав и законных интересов», — отметил он.

Завершая выступление, Василий Демидович еще раз сделал акцент на необходимости взаимодействия третейских и судов общей юрисдикции в деле обеспечения прав и законных интересов участников третейского разбирательства, его оперативности. «Без поддержки со стороны государства эффективная реализация третейскими судами своей юрисдикционной функции невозможна», — резюмировал он.

По сообщению официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь