/ / Общественно-политические и в области права
13.07.2015

О ходе выполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»

По состоянию на 1 июля 2015 г. в рамках выполнения утвержденных Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь мероприятий по реализации положений Директивы № 4 принято (издано) 193 акта законодательства: 22 закона Республики Беларусь, 41 указ, 5 декретов и 3 распоряжения Президента Республики Беларусь, 73 постановления Совета Министров Республики Беларусь, 7 постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь, 42 ведомственных акта законодательства.

Принятые акты законодательства затронули практически все сферы общественных отношений, начиная от регистрации субъектов хозяйствования и заканчивая процедурами их ликвидации. В частности, они предусматривают:

  • защиту и развитие частной собственности;
  • либерализацию сферы ценообразования;
  • сокращение финансовой отчетности и сведений в ней;
  • упорядочение введения новых форм отчетности и запросов различной информации;
  • совершенствование отношений в сфере антимонопольного регулирования;
  • установление единого порядка проведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами;
  • совершенствование (упрощение и сокращение количества) административных процедур;
  • введение электронной регистрации и совершенствование процедуры ликвидации субъектов хозяйствования;
  • совершенствование механизмов создания и деятельности холдингов;
  • либерализацию регулирования рынка труда;
  • развитие системы оказания государственной поддержки малому предпринимательству;
  • совершенствование отношений в области технического нормирования и стандартизации;
  • совершенствования залогового законодательства;
  • стимулирование эффективной производственной инновационной и инвестиционной деятельности;
  • снижение и оптимизацию налоговой нагрузки;
  • совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
  • совершенствование порядка определения размеров арендной платы по объектам недвижимости;
  • упрощение земельных и арендных отношений;
  • совершенствование порядка распоряжения государственным имуществом;
  • определение правовых основ осуществления аудиторской деятельности;
  • стимулирование реализации товаров;
  • стимулирование развития малого инновационного предпринимательства;
  • гарантирование квот субъектам малого предпринимательства при государственных закупках товаров (работ, услуг);
  • упрощение бухгалтерского учета и отчетности;
  • совершенствование административного и процессуально-исполнительного законодательства;
  • установление возможности использования электронных товарно-транспортных накладных;
  • совершенствования норм инвестиционного законодательства;
  • совершенствование законодательного регулирования отношений в уголовной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, административной и административно-исполнительной сферах;
  • определение порядка обучения в организациях иностранных государств;
  • стимулирование предпринимательской деятельности на территории средних, малых городах и сельской местности;
  • упрощение процедуры регистрации международной технической помощи;
  • оказание консультативной и правовой помощи, финансовой поддержки безработным, организующим предпринимательскую деятельность;
  • регламентацию деятельности общественно-консультативных и экспертных советов;
  • повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В числе наиболее значимых принятых мер, направленных на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию предпринимательского сектора экономики, следует отметить следующие.

Усовершенствован порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования за счет повсеместного введения электронной системы регистрации. С 30 ноября 2014 г. электронная регистрация стала доступной на всей территории Беларуси (ранее – на территории г. Минска). Посредством веб-портала также осуществляются:

  • электронная регистрация изменений (дополнений), вносимых в уставы юридических лиц и свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей;
  • представление документов в электронном виде для согласования: (наименования организации; уведомлений об изменении местонахождения организации; назначении (замене) руководителя;
  • предусмотрена возможность формирования уставного фонда коммерческими организациями в течение года со дня их регистрации;
  • установлен максимальный срок нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации – 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации с правом его продления до 12 месяцев и др.

Значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, упрощены лицензионные требования и условия. В настоящее время лицензируются 37 видов деятельности. При этом Указом № 450 регламентируется порядок лицензирования 34 видов деятельности, 29 из которых включают в себя 200 составляющих работ (услуг). По сравнению с ранее действующим законодательством количество лицензируемых видов деятельности и составляющих их работ (услуг) сократилось примерно на 40 %. Кроме того, вдвое уменьшены сроки совершения лицензионных процедур, оптимизированы перечни лицензионных требований (условий), грубых нарушений законодательства о лицензировании.
Наряду с многочисленными процедурными вопросами по гармонизации налоговой системы с тем, чтобы и налоговое законодательство, и сами процедуры, связанные с налогами, носили главным образом стимулирующий характер для добросовестных субъектов хозяйствования, которые исполняют налоговую дисциплину и обязательства, продолжается работа по совершенствованию налогового законодательства в части уменьшения налоговой нагрузки на бизнес и упрощению налогового администрирования. В частности:

  • с 2012 года снижена общеустановленная ставка налога на прибыль с 24 до 18 %;
  • с 2013 года снижены ставки налога при УСН с 7 до 5 % при применении УСН без НДС и с 5 до 3 % при УСН с НДС;
  • с 2014 года снижена с 8 до 5 % ставка налога, который взимается в виде доплаты при превышении установленного размера выручки индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог;
  • усовершенствован порядок предоставления льгот в отношении ряда налогов, сборов и пошлин;
  • перечень особых режимов налогообложения дополнен новым видом – единым налогом на вмененный доход;
  • с 2015 года увеличен с 8,2 до 9,4 млрд. руб. предельный размер валовой выручки, являющийся критерием, соблюдение которого дает право индивидуальным предпринимателям и организациям, у которых численность работников составляет не более 50 человек, применять УСН без уплаты НДС;
  • сумма валовой выручки, при превышении которой прекращается применение УСН, возросла с 12 руб. до 13,7 млрд. руб.

Определены правовые основы аудиторской деятельности. Уточнен состав субъектов хозяйствования, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. При этом объем выручки организации за предыдущий год, превышение которого является основанием для обязательного аудита такой организации, увеличен с 600 тыс. до 5 млн. евро.

Для адаптации к Международным стандартам финансовой отчетности в Республике Беларусь проводится поэтапное реформирование бухгалтерского учета. Закреплено применение МСФО (первая отчетность общественно значимых организаций – за 2016 год), установлено, что оформление первичных учетных документов в электронном виде равноценно их составлению на бумажном носителе.

В свете реформирования законодательства об инвестиционной деятельности представляется особенно важным уточнение подхода к формам или способам осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.

Законодательно закреплены права, обязанности и гарантии прав инвесторов, способы защиты инвестиций. Отменены критерии признания юридических лиц коммерческими организациями с иностранными инвестициями в целях применения льгот и требования к размерам и срокам формирования ими уставного фонда (ранее – не менее 20,0 тыс. долл. США).

В целях создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики утверждены Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров и план мероприятий по ее реализации. Они предусматривают внедрение в существующую практику хозяйствования и управления новых организационных форм интеграции и кооперации науки, образования, производства и бизнеса, что позволит создать нормативно-правовую базу и обеспечить практическую работу по формированию инновационно-промышленных кластеров в перспективных отраслях экономики.

Расширяется сфера применения электронного документооборота.

Продолжен процесс внедрения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронного документа. Помимо ранее закрепленного права использовать первичные учетные документы не только на бумажном носителе, но и в электронном виде определены условия, при которых электронные накладные признаются созданными, установлен подробный порядок создания, передачи, получения и хранения электронных накладных при взаимодействии с одним EDI-провайдером (оператор электронного документооборота), а также двумя EDI-провайдерами.

Положено начало процессам модернизации системы антимонопольного регулирования:

  • антимонопольное законодательство распространено на рынки финансовых услуг;
  • установлены предельные значения доли рынка и других параметров, определяющих доминирующее положение;
  • на законодательном уровне закреплены критерии запрета вертикальных соглашений, координации экономической деятельности, государственных преференций и дискриминационных условий;
  • усовершенствован с точки зрения оперативности и эффективности механизм контрольной деятельности антимонопольных органов;
  • в законодательстве о торговле впервые появились нормы, направленные на обеспечение конкуренции на рынке розничной торговли с участием торговых сетей и крупных торговых объектов;
  • начата работа по созданию независимой антимонопольной системы Республики Беларусь, состоящей из центрального аппарата и его территориальных подразделений, не подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам.

Уточнены полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль в сфере ценообразования. Контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства о ценообразовании осуществляется органами Комитета государственного контроля, Минторга, а также, как было установлено ранее, Департаментом ценовой политики Минэкономики, областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Утвержден Единый перечень административных процедур. В ходе работы, проводимой под эгидой Минэкономики над данным перечнем, достигнуто не только общее сокращение количества административных процедур (с более чем 1200 до 612), но также обеспечено упрощение порядка их совершения, доступность и прозрачность. На официальном сайте Минэкономики (www.economy.gov.by) создан Единый интернет-ресурс по административным процедурам.

Оптимизирован перечень обязательных для применения первичных учетных документов. Упорядочены процессы введения новых форм отчетности и запросов различной информации. Утверждено 9 форм первичных учетных документов, обязательных к применению, отменено свыше 1600 форм первичных учетных документов, ранее являвшихся обязательными.

Проведена работа по систематизации технических нормативных правовых актов:

  • проведена ревизия в части соответствия их нормам иного законодательства Республики Беларусь;
  • установлен порядок осуществления обязательной сертификации либо регистрации декларации о соответствии продукции с учетом европейских протоколов испытаний без проведения ее испытаний в Республике Беларусь.

Знаковым для бизнеса стало исключение излишнего регулирования рынка труда:

  • применению Единой тарифной сетки придан рекомендательный характер;
  • субъектам предпринимательской деятельности предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников;
  • расширены права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника.

Закреплено право преимущественного приобретения недвижимости субъектами хозяйствования – арендаторами. Субъекты хозяйствования, арендующие не менее трех лет находящееся в собственности Республики Беларусь недвижимое имущество, получили преимущественное право на его приобретение по рыночной стоимости, уменьшенной на сумму понесенных арендатором затрат на улучшение соответствующего имущества, с предоставлением рассрочки оплаты до пяти лет.

Регламентирован порядок расчета размера платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур. Определено, что размер платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением административных процедур. При этом включение прибыли при определении размера платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, не предусматривается.

Осуществлена комплексная корректировка законодательства о страховании. Предусмотрены меры, направленные на рост уровня капитализации страховщиков и повышение их финансовой устойчивости, усиление защиты интересов страхователей, предоставлено право организациям-страхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным лицам.

Установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности. Решены отдельные спорные вопросы, касающиеся процедуры проверок, изменены стили и методы работы контролирующих и надзорных органов с акцентом на упреждение правонарушений.

Закреплен преференциальный режим осуществления предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Предоставлен стандартный пакет льгот финансового, налогового и имущественного характера.

Существенно изменена действующая в Республике Беларусь система государственных закупок, в результате чего субъектам малого и среднего предпринимательства гарантирован доступ к участию в процедурах закупок (10 % от предмета закупки по перечню товаров, определяемых Правительством).

Конкретизированы условия получения индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, государственного пособия семьям, воспитывающим детей. Установлено правило, согласно которому индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, имеют право приостановить соответствующую деятельность на период ухода за ребенком в возрасте до 3 лет для назначения и выплаты им соответствующего государственного пособия.

Либерализированы нормы административного и процессуально-исполнительного законодательства:

  • введены дополнительные основания для освобождения юридического лица от административной ответственности;
  • предусмотрено уменьшение административного взыскания в два раза не только за административные правонарушения против порядка налогообложения, но и за иные виды административных правонарушений при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих обстоятельств;
  • установлено, что в случаях, когда подлежащий конфискации предмет не находится в собственности правонарушителя, к нему вместо конфискации применяется взыскание стоимости такого предмета.

Пересмотрена система административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечена соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда:

  • определено, что не является преступлением обоснованный экономический (деловой) риск в случае, когда цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом;
  • уточнен состав преступного деяния «незаконная предпринимательская деятельность»;
  • конкретизированы правила расчета дохода от такой деятельности;
  • исключено применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении менее тяжкого преступления против порядка осуществления экономической деятельности, расширена сфера применения уголовного наказания в виде штрафа.

В определенной мере расширены границы применения механизма государственной финансовой поддержки.

Субъектам малого предпринимательства предоставлено право на получение государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, компенсации расходов на рекламу организуемых мероприятий в СМИ, а также возможность кредитования долгосрочных (на срок до 7 лет) инвестиционных проектов за счет средств облисполкомов, Минского горисполкома.

Уточнен порядок изменения процентной ставки (с привязкой к ставке рефинансирования Нацбанка) по размещению в депозиты средств местных бюджетов, а также ставок по банковским кредитам, займам и договорам лизинга, заключенным в рамках программ государственной поддержки предпринимательства.

Сформированы условия для дальнейшего развития предпринимательства и деловой инициативы путем внедрения дополнительных инструментов финансирования, а также защиты прав потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.

С 1 января 2015 г. предоставлять микрозаймы могут организации, включенные в реестр микрофинансовых организаций, при этом физическим лицам – только ломбарды и исключительно на потребительские кредиты под залог движимого имущества, другие микрофинансовые организации – на развитие предпринимательской деятельности. Предельный размер микрозайма – 15 тыс. базовых величин. В целях защиты интересов потребителей услуг определены существенные условия договора микрозайма, которые не могут быть изменены микрофинансовой организацией в одностороннем порядке (изменение размера получаемых процентов, запрет на взимание дополнительных (комиссионных) платежей, неустоек (штрафов, пеней), включая за досрочный возврат микрозайма.

Расширен круг лиц, которых индивидуальные предприниматели вправе привлекать к осуществлению своей деятельности:

  • индивидуальным предпринимателям предоставлено право привлекать к предпринимательской деятельности не более трех наемных лиц независимо от родственных связей;
  • сняты ограничения по количеству торговых, обслуживающих и иных объектов, используемых индивидуальными предпринимателями в своей деятельности.

По состоянию на 1 апреля 2015 г. в рамках инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в республике действуют 92 центра поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого предпринимательства. Информация о местонахождении субъектов инфраструктуры и оказываемых ими услугах размещена на официальном сайте Минэкономики (www.economy.gov.by).

В республике созданы благоприятные условия для развития ремесленного дела, что подтверждается устойчивым ежегодным ростом количества физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность.

В 2011 году их количество составляло 5385 человек, в 2012 – 7589, в 2013 – 8083, а по итогам 2014 года – 8776.

Придано новое значение диалогу государственных органов и бизнес-сообщества, что способствует достижению сочетания интересов государственного регулирования и процессов либерализации отношений, возникающих при взаимодействии власти и бизнеса. При органах государственного управления Республики Беларусь функционируют 32 общественно-консультативных (экспертных) совета (ОКС), а также ряд иных совещательных формирований (координационные советы, рабочие группы, экспертно-консультативные) с участием представителей бизнеса, в рамках которых в 2014 году было проведено 152 заседания, в том числе состоялось 93 заседания ОКС.

Реализация последовательного процесса изменения правил ведения бизнеса, направленного на совершенствование делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства, продолжается.

Справочно:

На 1 июля 2015 г. подготовлено и находится на рассмотрении в Правительстве или Национальном собрании Республики Беларусь 5 проектов нормативных правовых актов соответствующего уровня, в их числе: 3 проекта законов Республики Беларусь и 2 проекта указов Президента Республики Беларусь.

Положения данных проектов направлены на обеспечение правовой регламентации государственно-частного партнерства, деятельности хозяйственных обществ, дальнейшее совершенствование отношений в области лицензирования, создание единой антимонопольной системы и другое.