/ / Общественно-политические и в области права
23.01.2015

В Национальном пресс-центре 22 января 2015 г. состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году»

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда остановился на содержании принятого 20 января 2015 г. Конституционным Судом послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году».

Председатель Конституционного Суда Миклашевич П.П.

Прошедший 2014 год был ознаменован значимыми событиями – 20-летием Конституции Республики Беларусь и 20-летием деятельности Конституционного Суда.

На основе Конституции, в которой закреплены важнейшие принципы устройства общества и государства, механизм осуществления государственной власти, права и свободы граждан, два десятилетия эффективно развивается и укрепляется Республика Беларусь, обеспечивается установление гражданского и общественного согласия.

1. Конституция Республики Беларусь является основой стратегии устойчивого развития общества и государства. Закрепленные в ней принципы и нормы гарантируют не только права и свободы граждан, но и стабильность конституционного строя, что позволяет определять перспективы развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Эволюционное конституционное развитие базируется на фундаментальных конституционных принципах приоритета прав и свобод человека и гарантий их реализации, взаимной ответственности государства и гражданина, народовластия, разделения государственной власти и взаимодействия ее органов, верховенства права, равенства и справедливости, а также других принципах, прямо закрепленных в Конституции либо вытекающих из ее положений.

В современных условиях динамичное и порой непредсказуемое развитие общественных отношений обусловливает необходимость соответствующего правового регулирования на основе Конституции. Выявление многогранного содержания конституционных принципов, последовательное и целенаправленное их применение к изменяющимся правоотношениям, реализация в законодательстве и правоприменительной деятельности являются необходимыми условиями обеспечения динамизма конституционно-правового регулирования.

2. Конституционный Суд, защищая гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, утверждая верховенство Конституции, формулирует в своих заключениях и решениях правовые позиции, интерпретируя конституционные принципы и нормы применительно к конкретным правоотношениям. Такая деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению эффективности конституционно-правового регулирования, укреплению конституционной законности.

Положения Конституции о Конституционном Суде как органе, осуществляющем контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, получили в 2014 году дальнейшее системное развитие в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также в принятом Законе Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве». При этом усовершенствовано правовое регулирование порядка рассмотрения в Конституционном Суде дел, принятия по ним заключений или решений и их исполнения, совершения участниками конституционного судопроизводства процессуальных действий.

3. Оценивая состояние конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении, Конституционный Суд отмечает положительные тенденции системного обеспечения верховенства Конституции в законодательстве и утверждения конституционного правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни.

Проверенные Конституционным Судом в 2014 году в порядке предварительного контроля 55 законов в целом признаны соответствующими Конституции.

Анализ изученных и рассмотренных Конституционным Судом дел и иных материалов свидетельствует о соблюдении и развитии в законотворческом процессе конституционных принципов и норм, обеспечении верховенства права, повышении эффективности конституционно-правового регулирования.

Выявленные в некоторых законах правовые пробелы, правовая неопределенность и коллизии законодателю рекомендовано устранить при дальнейшем совершенствовании правового регулирования соответствующих отношений.

4. В порядке осуществления последующего конституционного контроля Конституционным Судом в 2014 году по предложению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь было рассмотрено дело о соответствии Конституции некоторых норм Уголовно-процессуального кодекса (положения пункта 7 части 1 статьи 29, части 1 статьи 250, части 1 статьи 279, пункта 1 части 1 статьи 303 УПК).

Поводом послужило инициативное обращение в Палату представителей гражданки, высказавшей мнение, что фактом прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию без согласия близких родственников умершего и его возможными юридическими последствиями существенно затрагиваются честь и доброе имя покойного, а также законные интересы его близких родственников, при этом нарушаются положения статьей 26 и 60 Конституции, закрепляющие презумпцию невиновности и право каждого на судебную защиту.

В заключении по данному делу Конституционный Суд признал отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса не соответствующими Конституции в той мере, в какой они позволяют органу, ведущему уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить производство без согласия его близких родственников, поскольку такое регулирование не позволяет обеспечить реабилитацию умершего с целью защиты его достоинства, чести и доброго имени.

5. Конституционным Судом в 2014 году реализовывались полномочия по принятию решений об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.

Основанием для возбуждения производства по делам данной категории явились поступившие в Конституционный Суд обращения граждан и организаций. На практике такую возможность обращения граждан в Конституционный Суд можно рассматривать как определенную форму прямого доступа к конституционному правосудию.

Так, например:

  • в целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, гарантирования защиты в трудовых отношениях конституционных прав граждан, имеющих семейные обязанности, Конституционный Суд в решении указал на необходимость исключения законодателем в Трудовом кодексе правовой неопределенности, вызванной отсутствием ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые в нем гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей;
  • в целях надлежащей реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение и соблюдения принципа социальной справедливости Конституционный Суд признал необходимым исключить правовую неопределенность и предложил Совету Министров путем принятия соответствующего постановления обеспечить посредством правового регулирования порядка представления и оформления документов для назначения пенсии органами по труду, занятости и социальной защите возможность удостоверения личности в исключительных случаях не только паспортом гражданина Республики Беларусь, но и иными документами.

6. В течение 2014 года исполнено 8 решений Конституционного Суда. Изложенные в них правовые позиции учтены законодателем путем внесения соответствующих изменений и дополнений:

  • Хозяйственный процессуальный кодекс дополнен статьей, предоставляющей право сторонам выбирать примирителя при проведении примирительной процедуры (медиации) (1551);
  • Гражданский процессуальный кодекс дополнен нормами, регулирующими особенности рассмотрения и разрешения жалоб граждан на вынесенное в отношении их предупреждение о возможности направления в ЛТП (параграф 62 главы 29);
  • в Уголовный кодекс внесены изменения и предусмотрена возможность освобождения от наказания или замены наказания более мягким лицу, страдающему иным тяжелым заболеванием, препятствующим отбыванию наказания, независимо от времени возникновения такого заболевания (статья 29).

Выраженные в решениях Конституционного Суда правовые позиции учтены нормотворческими органами в ряде других нормативных правовых актов.

В заключительной части выступления Председателем Конституционного Суда были приведены некоторые выводы и предложения, изложенные в послании.

Во-первых, динамичное развитие социальных и экономических процессов предопределяет необходимость своевременного, а порой и опережающего правового регулирования общественных отношений. При этом следует учитывать, что стабильные фундаментальные конституционные положения о конституционном строе, правах и свободах человека и гражданина являются конституционной основой перспективного и динамичного законодательного регулирования.

При правовом регулировании общественных отношений необходимо в обязательном порядке учитывать основополагающие конституционные принципы приоритета прав и свобод человека, верховенства права, равенства и справедливости, что позволяет последовательно направлять законотворческий процесс на развитие конституционных ценностей и достижение конституционных целей.

Во-вторых, на современном этапе возрастает требование определенности правовых норм, полного и последовательного закрепления нормативной воли, что является важным условием упорядоченности общественной жизни, осознанного подчинения человека и гражданина праву.

Конституционный Суд постоянно обращает внимание нормотворческих органов на необходимость безусловного соблюдения принципа правовой определенности, согласно которому любой нормативный правовой акт должен носить определенный характер, эффективно регулировать правоотношения и содержать меры правового регулирования, имеющие соразмерный характер. При этом необходимо четкое, ясное и недвусмысленное изложение правовых норм, точно устанавливающих требования, предъявляемые к действиям физических и юридических лиц, рамки возможного, должного и запрещенного поведения.

В-третьих, в решениях Конституционного Суда неоднократно указывалось, что закрепленный в международных актах свободный и беспрепятственный доступ к правосудию является достижением современной цивилизации, неотъемлемой составляющей фундаментального конституционного права граждан и юридических лиц на судебную защиту.

Конституционный Суд полагает, что в настоящее время для обеспечения свободного доступа к правосудию законодательные акты, затрагивающие права и свободы граждан, целесообразно издавать на двух государственных языках – белорусском и русском в соответствии с положением статьи 17 Конституции о равенстве двух государственных языков.

В-четвертых, с вступлением Республики Беларусь в Евразийский экономический союз актуализируются вопросы предсказуемости правового регулирования, учета соотношения национального и наднационального законодательства. Поэтому Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость безусловного соблюдения в законотворческом процессе верховенства Конституции, последовательного развития конституционных ценностей и принципов, что позволит достичь гибкого, динамичного, предельно определенного, максимально отвечающего потребностям общества и государства современного правового регулирования.

В-пятых, в целях обеспечения конституционной законности требуется постоянная целенаправленная деятельность всех государственных органов и должностных лиц по организации государственных дел и жизни людей в соответствии с нормами Конституции, а со стороны граждан – добросовестное и ответственное исполнение конституционных обязанностей.

При этом создание надлежащих условий и равных возможностей для реализации прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц является важнейшей функцией демократического социального правового государства, формирование которого последовательно осуществляется в Республике Беларусь.

Во второй части пресс-конференции Председатель Конституционного Суда ответил на вопросы журналистов.