/ / Общественно-политические и в области права
23.01.2015

Подведены итоги работы экономических судов Республики Беларусь в 2014 году

21 января в ходе расширенного совещания экономической коллегии Верховного Суда Республики Беларусь подведены итоги деятельности экономических судов страны за прошедший 2014 год.

Как было отмечено, в целом деятельность экономических судов в 2014 года характеризовалась существенным увеличением количества поступивших обращений и изменениями в структуре обращений по видам производств.

Так, в экономические суды поступило порядка 153,6 тысяч обращений (в 2013 году — 119,9 тысяч), из которых порядка 148,7 тысяч – первичные и 4,8 тысячи — в порядке обжалования принятых судебных постановлений. Увеличение по сравнению с 2013 составило 28 %.

В структуре первичных обращений, поступивших в экономические суды, по видам производств 73,4 % составляет приказное производство; 18,1 % — исковое производство; 6,7 % — производство по делам об административных правонарушениях; 1,8 % — заявления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

В 2013 году поступившие в экономические суды обращения в порядке приказного производства составляли 68,4 %, исковое производство — 20,1 %, производство по делам об административных правонарушениях — 9,4 %, заявления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) — 2,2 %.

Анализ данных структуры обращений по видам производств при общем увеличении поступающих в экономические суды обращений на протяжении 2012–2014 г.г. свидетельствует о планомерном увеличении доли обращений в порядке приказного производства и, как следствие, снижении удельного веса обращений в порядке искового производства.

Среднемесячная нагрузка на судью экономического суда области (города Минска) без учета председателей судов и вакантных должностей судей по поступившим процессуальным документам составила 136 дел.

В 2013 году данный показатель составлял 101 дело.

Рассмотрение исковых заявлений (заявлений) в порядке искового производства

Для рассмотрения в порядке искового производства в экономические суды поступило порядка 26,9 тысяч исковых заявлений (заявлений) (далее – заявлений), что на 16 % больше, чем в 2013 году (23,2 тысяч заявлений).

Из общего количества рассмотренных дел 18 % составляли неимущественные споры, 82 % — имущественные. При этом основную категорию дел по неимущественным спорам составляют дела о проверке законности ненормативных правовых актов, споры, возникающие из отношений учредительства. По имущественным спорам — о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам купли-продажи и поставки, подряда.

Удовлетворяемость исковых заявлений по системе экономических судов составляет порядка 62 % от рассмотренных.

Рассмотрение заявлений о выдаче определения о судебном приказе

Количество поступивших в суды заявлений в порядке приказного производства увеличилось почти в 1,4 раза (с 79,1 тысяч до 109,2 тысячи) и составило 73,4 % от общего количества первичных обращений (в 2013 году данный показатель составлял 68,4 %). Тенденция увеличения количества обращений в экономические суды в порядке приказного производства сохраняется на протяжении последних четырех лет.

Показатель удовлетворяемости заявлений указанной категории по системе экономических судов составляет 87 % от общего числа рассмотренных.

Рассмотрение заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве)

В общей структуре обращений дела об экономической несостоятельности (банкротстве) составили 1,8 %.

Количество поступивших в суды заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) в 2014 году увеличилось на 7 % в сравнении с 2013 годом. Рост количества принятых к производству дел указанной категории составил 9,5 % (с 1917 до 2101 дела).

В 2014 году экономическими судами завершены производства по 1702 делам об экономической несостоятельности (банкротстве), что на 4,5 % меньше, чем за аналогичный период 2013 года (1782 дела).

Рост остатка неоконченных дел об экономической несостоятельности (банкротстве) составил 30 % по сравнению с количеством соответствующих производств на конец 2013 года. Количество дел, ликвидационное производство по которым превышает 12 месяцев, увеличилось по итогам года на 8 % в сравнении с аналогичным показателем 2013 года (с 239 до 259 дел), что свидетельствует о повышении сложности соответствующих дел и снижении интенсивности проведения ликвидационных производств по делам указанной категории.

В 2014 году в производстве экономических судов на 24 % увеличился остаток социально значимых дел об экономической несостоятельности (с 32 в 2013 году до 42 производств). Количество дел, по которым введена процедура санации, увеличилось на 36 %.

В 2014 году судами вынесено 22 частных определения на основании статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

В структуре обращений в экономические суды в 2014 году дела об административных правонарушениях составляют порядка 6,7 %.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поступивших материалов об административных правонарушениях уменьшилось на 8,6 % (с 10,7 тысяч до 9,7 тысяч).

Основными категориями рассматриваемых дел являются дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,1-1,4 статьи 12.7 КоАП РБ «Незаконная предпринимательская деятельность» — 44,8 % от всех рассмотренных, частью 4 статьи 12.17 КоАП РБ «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» — 34,6 %, ст.12.35 КоАП РБ «Нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками) — 12,8 %.

Производство прекращено по 115 делам или 1,3 % от всех рассмотренных.

Урегулирование споров в примирительной процедуре

  • Завершено процедур — 8.670 (9.332, уменьшение 7 %);
  • Урегулировано споров — 5.792 (5.738, уменьшение 1 %);
  • Процент урегулированных споров от завершенных процедур — 67 %.

На совещании были озвучены основные рекомендации по дальнейшему совершенствованию организации работы экономических судов областей (города Минска).

В частности, как отметил заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по экономическим делам Василий Демидович, председатели экономических судов должны проанализировать эффективность выполнения требований постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 2 «Об эффективности работы судов по реализации Послания Президента Республики Беларусь о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь и мерах по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», от 30 июля 2014 г. № 7 «Об эффективности принимаемых судами мер по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и задачах по повышению уровня организации и обеспечения судебной деятельности».

Кроме того, экономические суды должны обеспечить постоянный мониторинг соблюдения сроков рассмотрения дел, совершения отдельных процессуальных действий, изготовления и отправки сторонам судебных постановлений, продолжить работу по сокращению количества отложений и перерывов.

В работе судей не должно быть необоснованного затягивания рассмотрения дел. Для этого следует систематически изучать организацию работы судей по подготовке дел к судебному разбирательству, принимать меры к повышению эффективности подготовительных судебных заседаний; анализировать качество альтернативных способов разрешения споров, принимать меры к сокращению неэффективных процедур примирения.

Также экономическим судам рекомендовано уделять особое внимание качеству работы судей первой инстанции, совершенствовать систему анализа и мер реагирования на ошибки, выявляемые при пересмотре дел вышестоящими инстанциями.

Особое внимание экономические суды должны уделять совершенствованию механизмов рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве). При рассмотрении таких дел суды должны обеспечивать принципиальную позицию по вопросам досудебного оздоровления, оценки действий должностных лиц, руководителей, допустивших банкротство предприятий, оценки качества работы антикризисных управляющих, выполнение требований Закона об экономической несостоятельности (банкротстве) в части направления частных определений и других мер реагирования.

В качестве рекомендаций прозвучало и предложение о необходимости обеспечения неукоснительного соблюдения требований Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г.  № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», Инструкции по делопроизводству, локальных актов суда при ведении делопроизводства, рассмотрений и подготовки ответов на обращения, поступающие в суд, норм процессуального законодательства, профессиональной этики и должностных обязанностей при рассмотрении дел и осуществлении иных функций работниками суда.