/ / Общественно-политические и в области права
18.02.2015

Правительство Беларуси в 2015 году планирует бороться с ценовыми сговорами, работать над общими рынками ЕАЭС, активнее готовиться к вступлению в ВТО

Проект программы деятельности Правительства на 2015 год вскоре должен быть представлен парламентариям. В документе, который имеется в распоряжении агентства БЕЛТА, отражены ключевые направления работы, поставлены задачи и прописаны механизмы их реализации.

Макроэкономическая стабилизация. В этой части стоят задачи по сдерживанию инфляции, восстановлению доверия к национальной валюте и дедолларизации экономики. Срочные рублевые депозиты по-прежнему должны быть более доходными по сравнению со вкладами в иностранной валюте.

Для этого Правительство намерено придерживаться жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, гибкого курсообразования. Приоритет в государственном кредитовании будет отдаваться проектам с высокой степенью готовности, экспортно ориентированным и быстроокупаемым проектам.

Инфляция. В 2016–2020 годах рост потребительских цен должен быть ниже 10 % в год. Правительство будет предпринимать усилия, чтобы потребительский рынок был насыщен товарами и услугами по доступным ценам. Регулирование деятельности субъектов хозяйствования, доминирующих на рынках, и естественных монополий будет улучшаться.

Решать эти задачи Правительство намерено путем мониторинга ситуации с ценами на потребительском рынке. Планируется развивать механизм внутренних интервенций для балансировки спроса и предложения без резкого роста цен. Будут оперативно проводиться антимонопольные расследования для пресечения ценовых сговоров. Тарифы на ЖКХ (кроме тарифа на капремонт) планируется ежеквартально индексировать в размерах, не превышающих темпов роста зарплаты.

Финансовая устойчивость государства подразумевает своевременное погашение внутренних и внешних долгов, улучшение налогового администрирования. В этой связи Правительство планирует разработать процедуры утверждения, оценки эффективности и контроля предоставления налоговых льгот, аналогичных программам прямых расходов. Согласно проекту программы расходы республиканского и местных бюджетов, за исключением социальных, будут оптимизированы для исполнения внешних обязательств.

Баланс внешней торговли и диверсификация экспорта. Основные задачи внешнеэкономической политики –переориентировать товарные потоки на новые рынки, сохранив присутствие на традиционных. Необходимо также повысить эффективность системы стимулирования экспорта, увеличить доступность экспортного кредитования и страхования.

В этой части проектом документа предусмотрено продление действия Указа от 24 сентября 2009 г. № 466 на 2015–2016 годы. Планируется разработать Национальную программу поддержки и развития экспорта на 2016–2020 годы. На макроуровне заявлено соотношение между экспортом товаров и объемом промпроизводства не ниже 65 %.

Ожидается, что «Белэксимгарант» совместно с экспортными кредитными агентствами государств – членов ЕАЭС («Эксар» (Россия), «КазЭкспортГарант» (Казахстан), «ЭСАА» (Армения) создаст перестраховочный экспортный пул. Планируется также принимать меры для снятия тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле.

В 2015 году Беларусь намерена расширять внешнеэкономическое сотрудничество и интеграционные процессы. Приоритетным останется развитие экономической интеграции в ЕАЭС, Союзном государстве и СНГ. Так, на евразийском пространстве планируется системно поработать над ликвидацией изъятий и ограничений на рынках стран – участниц ЕАЭС, над созданием общих подходов к скоординированной промышленной и агропромышленной политике, а также над концепциями формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем в проекте программы обозначен и ряд других векторов сотрудничества. Это, например, ЕС и Китай (планируется участие в проекте «Экономического пояса Шелкового пути»), а также Индия, ОАЭ, Катар, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.

Беларусь намерена усилить взаимодействие с МВФ, Группой Всемирного банка, ЕБРР, расширить участие в программах ООН по развитию человеческого потенциала. Планируется также перейти к активной фазе подготовки проекта итогового доклада, который устанавливает пакет обязательств Беларуси как члена ВТО. Кроме того, предлагается возобновить сотрудничество с Европейским инвестиционным банком.

Инвестиционная политика будет нацелена на концентрацию ресурсов на проектах с высокой степенью готовности. Структуру использования инвестиций планируется изменить в пользу средств производства (машин, оборудования и технологий).

В центре внимания будет развитие Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Белорусская сторона намерена оказывать содействие, в том числе в части строительства стартовой зоны первого этапа, финансирования внешней инфраструктуры, привлечения резидентов и инвесторов.

Для повышения эффективности использования инвестиций в Беларуси планируется разработать стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций до 2020 года, подготовить проект Закона о государственно-частном партнерстве. В текущем году в Беларуси планируется усовершенствовать механизмы финансирования государственных программы и мероприятий. Для этого Правительство намерено подготовить проект госрешения, предусматривающего внедрение новой системы распределения средств, отмену заявительного принципа при формировании госпрограмм, создание равных условий для получения субсидий на возмещение затрат по инвестпроектам на конкурсной основе.

В области структурной политики белорусское Правительство намерено улучшить систему государственного регулирования экономики, повысить эффективность работы госпредприятий, в том числе через повышение инициативности и ответственности руководителей.

Для этого может быть подготовлен законопроект о государственном индикативном планировании и прогнозировании социально-экономического развития Беларуси. Не исключено разделение функций государства как регулятора и как собственника. Планируется также принятие новой редакции Закона о борьбе с коррупцией. Одновременно предусматриваются меры для повышения профессионализма госслужащих, их мотивации на достижение качественных результатов.

Что касается повышения эффективности управления госсобственностью, то планируется принять концепцию управления государственным имуществом в Республике Беларусь до 2020 года. Согласно проекту программы ожидается добровольное объединение в холдинги предприятий, выводимых из-под ведомственного контроля.

В проекте программы прописаны основные направления отраслевой политики, в том числе нефтехимического, топливно-энергетического комплексов, деревообработки, АПК и фармпромышленности. Особое внимание уделено развитию предпринимательства, сферы услуг, научной, научно-технической и инновационной деятельности. Отдельные главы документа посвящены региональной политике, сохранению и укреплению человеческого потенциала, обеспечению экономической безопасности страны. 

По сообщению БЕЛТА