/ / Общественно-политические и в области права
22.12.2015

Два берега одной реки

Отношения кошки с собакой известны испокон веков: одна когтями старается глаза выцарапать, вторая зубами страшно клацает… Такими же эмоциональными антагонистами исторически являются девелоперы и ретейлеры, особенно небольшие. Уже который год наш продвинутый бизнес, выступающий за конкуренцию, невмешательство государства в ценообразование, своими перманентными предложениями точит камень арендных ставок. Упорно стучится во все государственные ведомства с одной и той же идеей: каким-то образом законодательно ограничить плату за недвижимость. Отмести все экономические, рыночные, конкурентные и коммерческие обоснования и установить на уровне, который хочется платить арендаторам.

Возможно, когда-то, лет десять назад, такое административное вмешательство и требовалось. Действительно, в 90-х да и в начале 2000-х торговых площадей катастрофически не хватало. Предложение офисных и магазинных квадратных метров тогда не успевало ни за ростом потребительского спроса и оборота, ни за улучшением материального положения граждан. Действительно, были для девелоперов золотые годы, когда можно было за помещения выставлять почти любую цену. И ее платили. Тогда-то и ввели определенные ограничительные барьеры для владельцев торговых центров и рынков, чтобы сбить совершенно необоснованные ставки. Некоторое время действовала хитрая законодательная норма: их согласовывали с местными советами предпринимателей. Правда, тогда рынок недвижимости захлестнули «серые» схемы, коррупция, оплата наличными…

Милиция вылезала из мундиров, сражаясь с этим злом, но до конца искоренить его так и не удалось. Правда, и ситуация на рынке изменилась: количество площадей выросло почти в два раза, пришел период настоящей и неподдельной конкуренции. И в 2012 году после долгих и непростых обсуждений был принят Указ №150, который снял многие ограничения по ставкам аренды для частных субъектов хозяйствования. Кстати, тогда проект нормативного документа согласовали со всеми предпринимательскими общественными объединениями. Представитель каждого из них торжественно оставил свой автограф.

Для государственных площадей Указ предусматривает достаточно четкую формулу расчета цены. Правда, тогда эксперты предупреждали бизнес-сообщество: сами закладываете в нормативный акт бомбу замедленного действия. Фиксация арендной платы-то приятна на растущем рынке. Предлагали тогда посмотреть на Россию. Там уже начиналось падение спроса, продавцы и владельцы помещений активно искали новые формы взаимодействия. В частности, отвязывались от фиксированной арендной ставки, а привязывали плату за «квадраты» от оборотов ретейла либо прибыли. Словом, новые экономические условия заставили всех участников российского рынка проявить великую гибкость. Но белорусское законодательство, кстати по инициативе самих же бизнес-союзов, сегодня не дает широкого поля для маневра.

Те же представители предпринимательского сообщества уже несколько по-иному смотрят на вещи. Штурмуют напрямую и косвенно Государственный комитет по имуществу разнообразными предложениями. В том числе требуют законодательного закрепления сногсшибательного дисконта арендных ставок на торговые площади, которые находятся в государственной собственности.

Весьма странный подход: все вопросы решать административными руками. Тем более торговые центры — государственные и частные — охотно идут на уступки. Тот же ТЦ «Столица» готов предоставлять разнообразные скидки. Правда, не на все площади и не всем клиентам. Но давайте посмотрим на вещи здраво: на торговом центре висит серьезный валютный кредит, который необходимо погашать. Поэтому девелоперы независимо от формы собственности готовы пододвигаться по ценам до предела возможности. И к скидкам их не надо подталкивать государственной рукой. Сегодня центры заполнены всего лишь на 80%, и предпосылок для роста количества арендаторов не просматривается. Соответственно, говорить сегодня о наглости владельцев торговых помещений не приходится.

Конечно, торговля нынче переживает не самые простые времена. Нет ни былых оборотов, ни прибылей, ни рентабельности. Тут уже торговым предпринимателям необходимо не просто лоббировать нормативный «наезд» на девелоперов, а всерьез подумать о жизнеспособности своего подхода к бизнесу. Издержки обладают одним свойством: их нельзя снижать до бесконечности. Есть какой-то разумный предел. По арендным ставкам он, судя по всему, уже достигнут. Если и остался зазор, то очень небольшой. А вот почему падают продажи, таким вопросом задаться не пробовали? Возможно, ассортимент не отвечает сегодняшним представлениям потребителей, цены не устраивают, сервис, качество, отсутствие рекламы…

Кстати, владельцы торговых площадей не стоят на месте. Есть ТЦ, в которых арендаторам даже полугодовые каникулы предлагают. К переговорам же готовы все. Другой вопрос, что цена — всегда величина компромиссная. К тому же нужно обосновать причины, почему необходим дисконт. Сложная ситуация на рынке не аргумент. Она у всех непростая. Но в магазинах же покупателям отдают товар по цене, указанной на этикетке, а не по той, которую он хочет заплатить.

Вообще, отыграться на низких ставках на государственную недвижимость — это элегантная попытка перенести свои проблемы на бюджет. Скажем, у того же ТЦ «Столица» кредит 8 миллионов долларов. Если его прижать по ставкам, он не сможет расплачиваться с банкирами. Из каких источников покрывать убытки? Так или иначе — из государственных. Да, можно согласиться, что ставки «Столицы» не самые низкие. Но у арендаторов сегодня масса вариантов. В «Купаловском», который находится тоже в хорошем месте — на станции метро «Октябрьская», цена «квадрата» намного ниже. Конечно, переезжать не хочется. Но бизнес-то на то и бизнес, чтобы быть мобильным, а не скидывать все проблемы на государство и пытаться их решить административным ресурсом.

Бесконечный остаток

Всегда считал себя человеком широких экономических взглядов. Я могу не ходить в соседнюю сосисочную или в бутик дорогущей одежды, якобы от лучших портных Парижа и Милана, но не исключаю, что эти торговые объекты кому-то по душе, карману и попадают в их потребительские предпочтения. К вещевым рынкам и выставкам уже давно отношусь скептически: ну не нравятся мне тамошние вещи и подходы. Не нравятся — и не хожу. Но их работники умеют же достать. В прямом и переносном смысле этого слова. Стенания индивидуальных предпринимателей, а точнее ее части, просто уже осточертели. И даже обозлили. Так и хочется сказать фразой Психа из культового сериала «Физрук»: «90-е закончились». Все живут уже по-другому. Все. Не хотите — ради бога. Но почему страна и законодательство должны подстраиваться под горстку людей, которые почему-то гордо именуют себя предпринимателями?

Активисты торговых индивидуальных предпринимателей говорят эмоционально, красочно, сочно повествуя о своих многочисленных проблемах. Вот только насколько их жалобы реальны? Или часть предпринимателей уже который год пытается убедить всех принять желаемое за действительное? Ведь чего хотят гомонливые ИП? Чтобы на них не распространялись законы. Или почти не распространялись. И тогда, мол, они смогут работать. Но даже не по понятиям, а как придется.

Темой «несчастных» индивидуальных предпринимателей занимаюсь уже настолько давно, что становится скучно в ней копаться. Но ради чистоты эксперимента прошелся по некоторым столичным рынкам и торговым точкам. Да, января многие ждут с опасениями и настороженно. Но не по причине необходимости иметь документы. У многих из опрошенных мною предпринимателей они уже давно есть. Как достали? Никаких секретов и сверхвысоких коммуникационных технологий не требуется. Просто работать надо с реальными производителями или их дистрибьюторами. Конечно, если закупаться контрафактом, то, кроме какой-нибудь филькиной грамоты, никто не выдаст документов. Но, уважаемые, не надо приобретать товар в подворотне, и все будет в порядке.

Вторая извечная песня акына, что в Беларуси нет оптовых баз, — тоже сказки в пользу «серого» рынка. Полистайте каталоги: в стране есть оптовые представители практически всех известных брендов. Бери — не хочу. И опять же все бумаги выдают по первому требованию. Прозвонил несколько таких компаний. Менеджеры по продажам и маркетологи пожимают плечами: сотрудничать они готовы с любым субъектом хозяйствования, независимо от величины. Но индивидуальные предприниматели у них товар практически не берут. Некоторые делают хитрый финт: приобретают, скажем, несколько пар, выставляют их на витрине… И служат настоящие торговые марки как щит для проверяющих и приманка для потребителей. А реализуют-то кроссовки и ботинки, сшитые в неизвестной подворотне. Где это тайное место находится — одному богу известно. Нынче, скажем, в той же Турции наметилась целая отрасль: безродную Юго-Восточную Азию перемаркировывать под свои, в принципе, неплохие торговые марки и «толкать» в страны, в которых не сильно заботятся о своих потребителях.

Проблема-то не только в безопасности продукции. Хотя и таковая имеется: разных ядовитых химикатов и веществ нынче хватает. Конечно, к мгновенной смерти не приведет, если «фонящую» рубашечку поносишь. Но и здоровья это не прибавит: какими болячками и хворями такой гардеробчик вылезет впоследствии — очень сложный вопрос. Но есть же еще один нюанс: обман потребителей. Пройдешь иной раз по рынку, у всех свитера, майки, джинсы сплошь и рядом производства то Италии, то Чехии, на худой конец говорят, что фабричная «Польша» или «Турция». Реклама, рассчитанная явно на потребителей, которые и за границей-то ни разу не были. Довелось мне пару раз побродить по развалам аутлетов под Римом и Миланом. С превеликим трудом удалось найти брюки и водолазку, выпущенные именно на Апеннинском полуострове в единичном экземпляре. Все крутые и знаменитые на весь свет торговые марки отшиваются где-нибудь в Шри-Ланке и соседних государствах. Откуда столько европейской одежды берется на наших рынках?! Или на отечественных развалах отучились говорить даже призрак правды?! Кстати, наши предприниматели утверждают: мол, приобретают товар в России, у оптовика никаких документов на него нет — как же они угадывают происхождение вещей? Нестыковочка получается между заявлениями предпринимателей на своих собраниях и за прилавком.

Да, в европейских странах обычно не требуют никаких сертификатов у розничных продавцов. Но там действуют жесточайшие законы по охране интеллектуальной собственности. И за этим строго следят эскадроны юристов, представляющих интересы международных корпораций. Что самое примечательное, в отношении охраны интеллектуальной собственности фактически действует принцип презумпции виновности. Если продаешь продукцию известных брендов, докажи, что приобрел ее у официального импортера, дистрибьютора, представителя. Не окажется в наличии документального подтверждения — неизбежен поход в суд, безжалостный и беспощадный. За реализацию, а тем более производство контрафакта выписывают умопомрачительные штрафы. А в некоторых случаях и на скамью подсудимых можно сесть. Поэтому, уважаемые «индивидуалы»-митинговщики, если в Беларуси включить европейское законодательство на полную катушку, то в колониях-поселениях места могут закончиться уже к обеду.

В целом удивляют «рыночные» активисты, которые периодически несут несусветную чушь. Например, что за полтора года торговцы не могут остатки распродать. Богатые люди, если могут на десятки месяцев оборотку замораживать. Или все-таки втихаря не надо было ввозить новые партии тайными тропами?! Но про это активисты молчат, как будто они самые умные и никто не догадается. Лучше бы не занимались демагогией, а посмотрели правде в глаза и делом занялись.

Документы — далеко не основная и не главная проблема розничного рынка. Основная сложность — падение покупательского спроса. И не только падение, а переориентация потребителя на другую категорию товаров. Плюс белорусский потребительский рынок сегодня перенасыщен самыми разнообразными предложениями, в стране стремительно развиваются сетевые форматы. И если раньше они «сидели» только в столице и областных центрах, сейчас устремились в регионы. Посмотрите элементарную статистику: доля продаж на рынках падает с каждым годом уже лет семь. Даже когда сертификаты были не нужны.

Вполне откровенно и объективно обрисовал недавно ситуацию сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Егоров на заседании Совета по развитию предпринимательства. В своей речи он констатировал: в новых условиях сотни предпринимателей будут вынуждены закрыться. И добавил: возможно, они уже и не нужны, но проблема — куда деться людям?! Это действительно непростой вопрос. Перекосы и многочисленные преференции, к сожалению, взрастили целый класс людей, которые, по сути, ничего и не умеют. Разве что купить «левый» товар, накинуть несколько сотен процентов, сесть на стульчик в палатке и уныло ждать покупателя. Да, в постдефицитные времена такой бизнес проходил, но нынче пришла его величество конкуренция. Настоящая, жесткая, бескомпромиссная. Кстати, в развитых государствах до 40% малых и микропредприятий живут меньше года. Когда-то белорусское торговое предпринимательство спасали безудержный рост доходов населения и потребительский спрос. Нынче и с доходами стало сложнее, да и люди уже ширпотреба «накушались», отвыкли от дефицита, более разборчивы в своем выборе. И кому-то явно придется уходить с рынка. Поэтому замечательные выраженцы «гласа народа» лучше бы не митинговали и лоббировали «серые» схемы торговли, а приложили хотя бы чуть-чуть усилий, чтобы повысить конкурентоспособность своих подшефных ипэшников. Или продумывали бы схемы их трудоустройства. Более актуальная проблема. Кстати, в той же Польше блошиные рынки уже несколько лет как вымирают. Словом, наша страна включается в нормальный цивилизованный рыночный процесс. Необратимый по своей сути, хотят это признавать некоторые представители бизнеса или нет.

Оптом дороже выйдет

Трудно подсчитать, сколько раз за два года наша газета писала о грядущей сертификации завозимой индивидуальными предпринимателями продукции лег-прома — в десятках публикаций рассматривались все сложные и спорные моменты этого нововведения. Выступали представители власти, бизнес-союзов, сами предприниматели. Их мнение было услышано — сроки введения сертификации переносились и отодвигались. Казалось бы, за это время можно было всем подготовиться к работе в новых условиях. Получилось ли? Если не все и не у всех, то почему?

Субъекты малого и среднего бизнеса Гродненщины продолжают пополнять бюджет. В целом предприимчивые граждане работают неплохо: и себя обеспечивают, и в госказну налоги платят. Однако до сих пор многие индивидуальные предприниматели так и не смогли перестроиться на «цивилизованный режим работы». На рынках Гродненщины сплошные распродажи, а каждый второй ипэшник обещает закрыть дело сразу после нового года.

В Гродно два крупных рынка, где можно полностью обновить гардероб или купить недостающие детали к нему. Это рынки «Южный» и «Корона». Последний хорош тем, что его обустроили на месте пустующих заводских помещений. Любую вещь можно примерить в тепле и комфорте. Зато «Южный» считается оптовым, поэтому цены там немного ниже. Последние месяцы на всех рынках города происходят перемены. К худшему. Даже в выходные дни многие павильоны стоят закрытыми, а те, что работают, не могут похвастаться новинками. Продавцы пожимают плечами, дескать, распродаем остатки. Председатель общественного совета предпринимателей рынка «Корона» Лариса Тимошинина озабочена происходящим:

— В трех торговых залах уже 100 свободных мест. Покупателей завлечь нереально, потому что мало кто привозит новые партии товара. Распродать бы то, что есть. С января каждый второй высказал намерение уйти и расторгнуть договор аренды. Нам обещали создать оптовые базы, но то, что предлагается там сегодня, очень дорого. Да и выбор невелик. Разве может быть на базе 7 наименований товара? Мы уже потеряли часть покупателей. Те, кто одевался у нас, поехали за покупками в Польшу. Там в магазинах и на рынках остаются деньги наших покупателей. Сама вожу товар из Москвы уже десятки лет и уже на глаз могу определить качество товара. Платить 1,5—2 тысячи долларов за исследования — дорого. Тогда овчинка не будет стоить выделки.

И правда, за многолетнюю работу у каждого рыночного продавца сложился свой контингент. Цена во многом определяет спрос. С другой стороны, давно пора убрать с наших рынков дешевые некачественные товары, которые могут навредить здоровью. Гродненская областная инспекция Госстандарта провела проверку 216 наименований товаров легкой промышленности. В 190 из них, а это 88% проверенного, нашли самые разные нарушения. Одни товары без документов, другие не соответствуют маркировке. К примеру, в турецких майках якобы из 100-процентного хлопка натурального волокна оказалось всего 54%. Остальное — синтетика. В китайских школьных туфельках высота каблука оказалась 27 мм, а детям такая обувь не прибавит здоровья. Разрешенная высота детского каблучка — до 20 мм. Детские легинсы, реализуемые в солидном торговом павильоне, не соответствовали требованиям безопасности по напряженности электростатического поля. Перечислять можно долго. Предприниматели, конечно, получили предписания о запрете на реализацию данной продукции. Но всех ведь не проверишь.

Комитет госконтроля по Гродненской области совместно с санитарными службами также провели ряд проверок и попытались найти выход в сложившейся ситуации. Начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг Елена Гиль отмечает недостаточную работу по созданию оптовых баз для предпринимателей Гродненщины. А ведь такое поручение исходило от Главы государства (протокол поручений от 18 мая 2015 года № 14). Определили на Гродненщине и торговых операторов. Это «Торгодежда», «Обувьторг» и «Галантерея». Однако проведенный в ноябре мониторинг показал, что предлагаемый ассортимент товаров не всегда устраивает по модельному ряду, применяемым материалам, удобству и другим потребительским качествам. Самый главный сдерживающий фактор, как отмечают предприниматели, — это высокая цена на отечественную обувь и товары легкой промышленности. Такая работа не позволит выйти на рентабельную деятельность, отсюда и нежелание работать с указанными выше оптовиками. К примеру, «Обувьторг» до сих пор самостоятельно так и не закупает обувь у иностранных производителей, а приобретает ее на наших предприятиях.

Откуда взяться резерву для снижения цен? Получается, что так называемым оптовым проводникам нечего предложить, кроме привычного товара по высоким ценам. А предприниматели с удовольствием взяли бы ходовой товар на реализацию, получили бы прибыль, заплатили бы налоги. И все были бы довольны.

Опять же, куда сегодня деваться людям, которые уже больше 20 лет занимаются только тем, что покупают дешевле и продают дороже? В Гродненской областной инспекции по налогам и сборам рассказали, как обстоят дела с постановкой и снятием с учета индивидуальных предпринимателей в последние годы. На сегодняшний день в области числится 27 206 действующих ИП. За 10 месяцев нынешнего года от них поступило 364,8 млрд рублей налоговых платежей, или 2,5% от всех налоговых поступлений в бюджет. Заместитель начальника управления налогообложения физических лиц Сергей Касперов говорит о тенденциях:

— В этом году ликвидаций больше, чем регистраций. Общее число индивидуальных предпринимателей по сравнению с прошлым годом уменьшилось почти на тысячу. С начала года мы поставили на учет 4305 ИП, в прошлом году — почти 5000. И это при том, что многим мнимым «тунеядцам» пришлось выйти из тени. На самом деле мы видим, что добросовестные предприниматели не особо боятся нововведений. Те, кто возит, скажем, качественную заводскую обувь, просто оформят сертификаты качества и будут торговать дальше. Это же касается и других видов товаров. А тем, кто везет китайский ширпотреб с польского «поля чудес» без документов и проверок, придется пересмотреть свой «бизнес».

В управлении торговли и услуг Гродненского облисполкома утверждают, что не все так плохо, как говорят иные предприниматели. Только на рынке «Южный» работают 8 оптовых торговых точек, поставляющих товары из разных областей страны. Заканчивается строительство крупного оптового комплекса. Его планируют ввести в эксплуатацию уже в декабре. Для ввоза импортных товаров, кроме трех оптовых операторов, о которых шла речь выше, предприниматели могут обратиться и в ООО «ВнешЭкономСервис». Заместитель начальника управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Алла Лебедева рассказывает о порядке работы:

— Специалисты компании сами составляют контракт с поставщиками, проводят таможенную очистку, маркировку и подтверждают безопасность. ИП необходимо лишь заключить договор с обществом, перечислить деньги за товар и заплатить за расходы по импорту. Есть определенные результаты, и работа в этом направлении будет активизирована в ближайшее время.

Звучит очень заманчиво. Но до 1 января 2016 года осталось немного дней, а очередей за товаром оптовых баз области пока не наблюдается.

Владимир Волчков, Татьяна Кондратьева, «Рэспублiка» от 21 декабря 2015 г.