/ / Общественно-политические и в области права
12.08.2015

Тонкости техрегламента <em>(Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия» от 12 августа 2015 г.)</em>

С того самого дня – 1 января 2015 года, – как вступил в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», многие автомобилисты никак не возьмут в толк: как же работают новые правила? Суть обращений, которые за последние полгода поступили в «СБ», сводится к тому, что отдельные положения этого документа в нашей стране не действуют. «За то, что техрегламентом вроде бы разрешено, ГАИ штрафует, а на станциях техосмотра дают от ворот поворот», – жалуются читатели. За ответами журналисты «СБ» пошли в Госстандарт, Белтехосмотр и МВД.

Для чего был нужен техрегламент

Этот документ принимался для установления единых норм в Таможенном союзе, говорит главный специалист управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта Станислав Быков:

– Работа над ним началась в 2009 году, в декабре 2011-го решением Комиссии Таможенного союза (сейчас это Евразийская экономическая комиссия) техрегламент был принят с датой вступления в силу в январе 2015-го. То есть изготовителям, импортерам, органам по оценке соответствия, госорганам государств–членов ТС давалось время перейти к применению общих требований. Кроме того, проект прошел много этапов согласования, публичное обсуждение, но люди почему-то тогда не были так активны, как сейчас. В любом случае прежде всего учитывались интересы наших граждан и производителей. Положения нового документа гармонизированы с международными требованиями, в том числе ЕЭК ООН, а также международными соглашениями в области транспорта, участницами которых являются наши страны.

Документом установлены правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию колесного транспорта, требования безопасности, процедуры оценки соответствия типов транспортных средств, требования к маркировке продукции единым знаком обращения на рынке государств– членов ТС.

Что нового

Для автомобилистов (физлиц) изменений немного. Касаются они, к примеру, проверки выполнения требований техрегламента к единичным транспортным средствам, ввозимым из-за пределов ТС (теперь ЕАЭС). Здесь, как видите, появились новые термины. «Единичное транспортное средство» – автомобиль, который человек ввозит на таможенную территорию ТС для собственных нужд. «Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства» – документ, удостоверяющий соответствие единичного автомобиля, выпускаемого в обращение, требованиям техрегламента.

Итак, если вы везете из-за пределов ЕАЭС в Беларусь неновую машину, то она подлежит оценке соответствия. Проще говоря, следует пройти техническую экспертизу с выдачей свидетельства о безопасности конструкции. Это требование по условиям регламента действует с января 2015-го, уточнил Станислав Быков. Однако чтобы дать время перестроиться, у нас оно заработает только с 1 июля 2016-го: до этого времени свидетельство о безопасности конструкции транспорта не потребуется.

Как в дальнейшем будет проходить оценка соответствия «единичных транспортных средств» из-за пределов ЕАЭС? Процедура определена техрегламентом. Выдавать свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства будут аккредитованные испытательные центры (в России и Казахстане – свои центры). Привозите вы машину в лабораторию, уточнил представитель Госстандарта, там ее осматривают (проводят техническую экспертизу), и если все в порядке, то на руки выдадут документ соответствия ТР ТС. Это займет несколько часов. При этом автомобиль должен соответствовать требованиям не ниже экологического класса 4 (об этом чуть позже). В противном случае ввезти его на единую таможенную территорию ЕАЭС будет проблематично. Второй способ: если на машину раньше оформлялось одобрение типа транспортного средства и информация о нем есть в реестре, то свидетельство просто выписывается на основании этого документа. Что касается получения одобрения типа для новых машин, то этим занимается изготовитель, собственнику же нужную бумагу выдадут в автосалоне при покупке.

Также при ввозе транспорта из-за пределов ЕАЭС следует учитывать, что машина, которая старше 2007 года, должна соответствовать экологическому классу 4 и выше. Если же автомобиль моложе 2007-го, то до 1 июля 2016-го его экологические показатели могут не проверяться.

Для эксплуатируемых машин, которые ввезены в Беларусь из других стран ЕАЭС, по словам С.Быкова, дополнительных документов получать не нужно, и вы просто ставите машину на учет... Однако вспомнилась не очень приятная прошлогодняя история, в которую попал мой знакомый. Купив в нашем салоне авто, он не смог поставить его на учет в России, поскольку оно не соответствовало экологическому классу 5 (эта норма действовала в России в то время). Сейчас, говорит главный специалист Госстандарта, подобного не случится, так как в странах–участницах действует единое требование: не ниже 4-го класса. При покупке новой машины, скажем, в той же России одобрение типа транспортного средства вам выдадут в салоне, а дальше – постановка на учет. В целом же, заверил Станислав Быков, Техрегламент ТС просто систематизировал те требования, которые в стране выполнялись и раньше либо вводились поэтапно.

О частном. Мнение водителей

Большинство вопросов от читателей касались требований к пленочной тонировке задних боковых стекол, наклейкам и дефектам по кузову. «Произошли изменения в сторону безопасности и более лояльного отношения к автомобилистам, – пишет водитель из Брестской области Владимир. – Тогда почему не подкорректированы пункты, которые из-за тонировочной пленки позволяют штрафовать автолюбителей и отказывать в техосмотре? По новому документу, тонировка задних стекол допускается, если есть наружные зеркала заднего вида. А если говорить о безопасности, лично я не слышал об исследованиях, подтверждающих, что пленка опаснее стекла. Это покрытие, наоборот, защищает от солнца и не дает разлетаться стеклу при аварии... И как быть россиянину, который приедет в Беларусь на тонированной машине (в РФ тонировка разрешена) – получается, что его тоже оштрафуют. Мое мнение: разночтений единого документа в странах быть не должно».

Машина семьи Фрейтак из Барановичского района уже который месяц стоит в гараже. Тамара Владиславовна рассказала, что авто с тонированными задними стеклами супруг купил в России, полагая, что теперь с учетом вступившего в силу ТР проблем с постановкой на учет не будет: «Специалист на станции техобслуживания сказал, что с пленкой нельзя вне зависимости от процента ее светопропускания. Обосновать свой ответ он не смог. Как тогда проходят техосмотр машины с заводской, более темной тонировкой и легковушки, у которых вообще нет задних стекол? А ведь штрафы за пленку, за повторность приличные. Хочется надеяться, что соответствующие инстанции не будут так категоричны в этом вопросе и внесут поправки».

Анатолий Кравчинский, Минск: «Если раньше на техосмотре нас заботил внешний вид авто, то теперь благодаря новому Техрегламенту Таможенного союза недостатки экстерьера автомобиля, как я понимаю, не рассматриваются как угроза безопасности. То есть сколы, вмятины, перекрашенные в другой цвет элементы кузова, аэрография, наклейки – это личное дело водителя, так как на безопасность они не влияют. Однако сотрудники Белтехосмотра отказываются признавать новый регламент, ссылаясь на то, что официальных распоряжений на этот счет им не поступало».

Как подготовить машину к техосмотру. Чем руководствоваться

Руководствоваться следует не только техрегламентом, но и национальным законодательством, говорит ведущий специалист производственно-технического отдела УП «Белтехосмотр» Александр Касьянович:

– Сейчас в стране 229 диагностических станций, специалисты которых при проведении техосмотра опираются на ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств». (Документ является формой реализации требований ПДД.) С 1 января при проверке технического состояния транспорта появились некоторые новшества. Первое – светопропускание ветровых стекол должно быть не менее 70 процентов вместо прежних 75. Второе – с 1 декабря по 1 марта введено обязательное использование зимних шин на колесах машин с технически допустимой массой до 3,5 т, легкового и грузопассажирского транспорта – свыше 3,5 т, автобусов – до 5 т. И последнее – теперь проверяется уровень шума выпуска отработавших газов двигателя ТС. Показатель шума не должен превышать заявленный изготовителем уровень более чем на 5 дБА. Если заводских данных по машине нет, то мотоциклы, легковые и грузовые (до 3,5 тонны) авто должны уложиться в 96 дБА, автобусы и грузовики (более 3,5 т) – в 100 дБА.

На СТО, говорит А.Касьянович, люди действительно задают вопросы по техрегламенту. В основном, по тонировке, однако здесь все просто: в Беларуси допускается только заводская с соответствующей маркировкой. В п. 73 ТР ТС говорится, что –порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспорту, находящемуся в эксплуатации, определяются национальным законодательством стран – членов Таможенного союза». В соответствии с п. 37 Приложения 4 к ПДД и п. 7.4.4.4 ТКП 309 запрещается участие в дорожном движении транспорта, на стеклах или оконных проемах которого установлены не предусмотренные конструкцией предметы или покрытия, в том числе пленочные. По поводу вмятин, внешне видимых наклеек, изображений и прочего... Все это белорусскими законами запрещено, поэтому работники диагностических станций правомерно отказывают владельцам таких машин в получении заветного талона.

Каждая страна вправе устанавливать для себя свои порядок и объем проверки требований для эксплуатируемого транспорта, напомнили в Госстандарте. При этом признали, что практика применения техрегламента на колесные транспортные средства показывает, что некоторые вопросы пока остаются открытыми. И страны ЕАЭС работают над изменениями в документ. Сейчас, к примеру, белорусская сторона готовит предложения, касающиеся корректировки терминологии, требований к оборудованию спецтранспорта, безопасности пешеходов. Также будет предлагаться продлить срок действия экологического класса 4 для нового транспорта и повременить с 5-м. Кстати, обсудить изменения сможет каждый желающий – перед принятием проекты опубликуют на сайте Евразийской экономической комиссии.

…В общем-то, если обложиться всеми перечисленными выше (и не только) документами и внимательно их изучить, становится ясно, что явных расхождений между техрегламентом и белорусскими законами нет. И понятно: когда речь идет о взвешенных мерах безопасности, то вопросов или снисхождений быть не должно. Однако проблема, как оказалось, есть с точки зрения автомобилистов, и как лично мне кажется, лишь потому, что людям недостаточно разъяснили тонкости грядущих перемен. Разработчики или исполнители новых требований должны были все объяснить еще в прошлом году и активнее информировать о публичном обсуждении нововведений. Как говорится, надо быть ближе к народу.

МВД о переоборудовании авто

Техрегламентом ТС определен порядок проверки и допуска к участию в дорожном движении автомобилей, в конструкцию которых были внесены изменения. По словам замначальника управления–начальника отдела регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора УГАИ МВД Александра Цегельника, теперь чтобы изменить конструкцию машины (находящейся в Беларуси или ввезенной из стран ЕЭП), собственнику нужно обратиться в Госавтоинспекцию, и уже после предварительной техэкспертизы станет ясно, возможно ли переоборудование. Также могут быть выданы направления в испытательные лаборатории Госстандарта. Только после этого водитель получит свидетельство для постановки на учет, перерегистрации, прохождения техосмотра.

Для серийного внесения изменений юрлицами направления на техэкспертизу выдают в ГАИ. Если переоборудуется, скажем, грузовой транспорт в пассажирский и прочее, его тоже проверят эксперты. При серийных изменениях каждую машину исследовать нет смысла – на все единицы выдаются копии свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности. Для транспорта, ввезенного из-за пределов ЕЭП, – иная процедура. Перед регистрацией заявителю следует получить одобрение типа. При этом если куплено не серийное авто, которое прошло испытания на заводе-изготовителе, а с дополнительными изменениями, то лучше бы иметь на руках документ о законности таких вмешательств.

Если же доработки не согласованы с регистрационными органами, автовладелец не сможет пройти техосмотр и будет наказан как за незаконное переоборудование, так и за отсутствие отметки о допуске машины к участию в дорожном движении.

СПРАВОЧНО

Техрегламент ТС касается: колесного транспорта категорий L (мототранспортные средства), M (пассажирские ТС, имеющие не менее четырех колес), N (грузовые автомобили и их шасси) и О (прицепы, полуприцепы к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадроциклам), предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси. Кроме того, новый документ регулирует влияющие на безопасность компоненты транспорта.

Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия» № 152 (24782) от 12 августа 2015 г.
Фото – Владимир Шлапак