/ / Общественно-политические и в области права
21.08.2015

«Реальный налог виртуальной торговли. Каким будет налог на покупки в иностранных интернет-магазинах?» <em>(Светлана Исаенок, «Советская Белоруссия» от 21 августа 2015 г.)</em>

В Беларуси могут ввести налог на покупки в иностранных интернет-магазинах. И удивительное дело, государство и бизнес как никогда единодушны: сбор необходим, чтобы защитить внутренний рынок.

По прогнозам специалистов, к 2017 году валовой торговый оборот азиатской корпорации Alibaba Group, крупнейшего игрока на мировом рынке электронной коммерции, может достигнуть 471 млрд. долларов, тем самым превысив обороты самой большой американской розничной сети Wal-Mart. Сегодня на AliExpress, основной торговой площадке этой группы компаний, в общей сложности продается более 50 млн. товаров. Мониторы манят покупателей красивыми картинками с фирменными вещами, на этикетках которых указаны смешные цены. Белорусы вполне в русле мировых тенденций устремились к виртуальным витринам. Однако, приобретая там товар, считают в Минторге, мы ущемляем права законопослушных продавцов нашей страны, уплачивающих НДС. Еще один негатив, который породили виртуальные магазины, – так называемые интернет-спекулянты: заказывая дешевые товары по сети, они затем продают их втридорога. Кстати, впервые громко об этой проблеме месяц назад заявил председатель Совета Республики Михаил Мясникович: «За пять месяцев этого года поступило почти 5 миллионов посылок, содержащих товарные вложения. Причем эти посылки приходят из зарубежья не только для личного пользования физического лица, но там содержатся целые партии товаров, которые потом продаются на рынках, в других местах».

Специалисты говорят, что новый сбор призван решить эти проблемы, сбалансировав цены внутри страны и на внешнем рынке. Например, вот мнение Валерия Бородени, члена Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам: «Естественно, никто не хочет платить. С другой стороны, я понимаю Минторг, который желает защитить своего производителя, продавца и потребителя. Но нужно учитывать, что общество меняется, интернет–магазины дают нам шанс не тратить время на поиски каких-то бытовых мелочей, ведь мне ее могут прислать почтой или привезти домой».

Каким будет новый налог? Один из вариантов – продавец (владелец виртуального магазина), зарегистрировавшись в Беларуси, начнет уплачивать НДС в наш бюджет. Такая система, в частности, действует внутри Евросоюза. Однако повлиять на страны, которые не входят в ЕС, у европейцев не получается. Эту же схему хотели бы видеть и члены АКИТ (Российская ассоциация интернет-компаний). Второй вариант – физическое лицо, купившее товар на зарубежной виртуальной площадке на сумму свыше установленной стоимости, уплачивает НДС или сбор в установленных процентах от стоимости приобретенного импортного товара.

Налог с покупок в иностранных интернет-магазинах собирается во многих странах. Взимается он, как правило, на таможне или при получении товаров на почте. Например, в Японии на домашний адрес физического лица приходит не только уведомление о прибытии посылки на почту, но и квитанция к оплате сбора с приобретения.

Другой вопрос – сам механизм взимания. Будет ли этим заниматься Таможенный комитет? Или почта? Одним из вариантов стало предложение снимать НДС в момент оплаты непосредственно с карточки. Но, как рассказал Александр Сотников, возглавляющий главное управление цифровых банковских технологий Нацбанка, технической возможности сделать это у банков пока нет. Как и нет ее ни в одной стране мира. Однако Сотников отметил, что вопрос продолжает активно обсуждаться в банковской сфере.

Безусловно, необходимо защищать свой рынок, пусть и непопулярными методами. Но возникает вопрос: не пора ли и нашим предприятиям агрессивнее выходить на крупные рынки? Почему в стране, прославленной такими сетевыми проектами, как World of Tanks и Viber, до сих пор не появилось достойной международной интернет-площадки?

Ирина Наркевич, заместитель министра торговли, считает, это – дело ближайшего будущего. И добавляет, что определенные достижения уже есть. «У нас уже тоже существуют крупноформатные виртуальные магазины, предприятия активно включатся в международные торговые интернет-сети. К примеру, брестский легпром, производители матрасов, «Атлант», «Телеком» и другие».

Депутат Валерий Бороденя поддерживает такой механизм – взимание НДС с покупок. Однако уточняет, что его можно было бы отменить, если бы хотя бы 5 процентов наших предприятий начали реализовывать свою продукцию по всему миру, используя такие же механизмы современных технологий. Для этого, считает он, вовсе необязательно изобретать велосипед. Достаточно влиться в уже стремительно разгоняющийся поток. К примеру, корпорация Alibaba Group не так давно открыла представительство в Москве, и все компании, которые готовы выдержать их жесткие условия ведения бизнеса, могут присоединиться.

Быть может, для наших предприятий это шанс вырваться вперед? А заодно избавить нас от нового налога. Ведь то, что хорошо для рынка в целом, может быть плохо для наших кошельков.

Светлана Исаенок, «Советская Белоруссия» № 159 (24789) от 21 августа 2015 г.
(фото – Александр Ружечка)