/ / Общественно-политические и в области права
03.04.2015

2 апреля 2015 г. начала работу седьмая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва

Депутаты сформировали рабочие органы седьмой сессии Палаты представителей. Руководителем секретариата сессии избрана член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Гуйвик Н.В. Счетную комиссию возглавил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Шитько В.В.

Утверждена повестка дня седьмой сессии Палаты представителей, которая включает 37 вопросов. По мере готовности законопроектов она будет дополняться.

В ходе заседания депутаты рассмотрели 13 вопросов. В первом чтении принято восемь законопроектов.

Проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» представил Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. С содокладом выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Красовская Т.П.

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений в сфере, касающейся приобретения гражданства Республики Беларусь. В частности, проектом Закона конкретизируется понятие непрерывности срока постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства непосредственно до обращения с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, что позволит устранить противоречия при определении непрерывности проживания иностранцев на территории Беларуси. Предлагается также исключить необходимость требования обязательного нахождения в гражданстве бывшего СССР иностранцев, приобретающих гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации. Кроме того, в документе закрепляются правовые основания приобретения гражданства детьми, в отношении которых устанавливается отцовство, а также детьми, родители которых временно проживают в Республике Беларусь.

Содокладчиком Министра внутренних дел Республики Беларусь по проекту Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Алексеенко В.А.

Проект Закона направлен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с исполнением меры пресечения в виде заключения под стражу, а также при задержании различных категорий лиц, осуществляемом на основании норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь.

В проекте Закона определяются понятия «содержание под стражей», «охрана лиц, содержащихся под стражей», «границы охраны», «конвоирование лиц, содержащихся под стражей», «изоляция», «надзор», «безопасность», что позволит максимально конкретизировать правовые предписания и упростит их применение на практике.

Кроме того, ведомства, в структуре которых функционируют места содержания под стражей, предполагается наделить полномочиями на принятие по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь Правил внутреннего распорядка мест содержания под стражей. С учетом того, что указанные ведомственные нормативные правовые акты затрагивают существенный объем прав граждан, в законопроекте раскрывается конкретное содержание Правил внутреннего распорядка мест содержания под стражей.

Также проектом Закона предусмотрено улучшение материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся под стражей.

Доклад И.А.Шуневича по проекту Закона «О внесении изменений и дополнения в законы Республики Беларусь» дополнил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Гайдукевич В.В.

Законопроектом вносятся поправки в Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», а также в Закон «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

Законопроектом, в частности, предлагается исключить из задач внутренних войск охрану лечебно-трудовых профилакториев и осуществление надзора за лицами, содержащимися в этих учреждениях.

Соединения и воинские части по охране исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев, конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, планируется преобразовать в специальные милицейские соединения и воинские части.

Органы военного управления предстоит преобразовать в главное управление командующего внутренними войсками. Будет также уточнен его статус как органа военного управления. Кроме того, в связи с изменением задач внутренних войск планируется уточнить права и обязанности военнослужащих внутренних войск.

Проект Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» депутатам представил Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Ващенко В.А. Его дополнила в своем выступлении член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Политико О.С.

Проект Закона направлен на совершенствование законодательства в области промышленной безопасности с учетом правоприменительной практики. Регулирование законопроекта предлагается распространить на отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.

В проекте Закона предусматривается:

  • разделение опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на три типа: объекты чрезвычайно высокой опасности, объекты высокой опасности и объекты средней опасности;
  • закрепление полномочий Главы государства, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в данной сфере;
  • выполнение отдельных видов работ (оказание услуг), связанных с осуществлением деятельности в области промышленной безопасности, на основании разрешений (свидетельств) на их выполнение, выдаваемых Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а в отношении отдельных видов работ (оказания услуг) на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам Республики Беларусь, – главной военной инспекцией Вооруженных Сил Республики Беларусь;
  • детальное регулирование порядка идентификации опасных производственных объектов, а также их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • установление нового перечня объектов экспертизы промышленной безопасности, в который включаются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты, технические устройства, декларация промышленной безопасности, проектная документация на опасный производственный объект и вносимые в нее изменения;
  • обязательность разработки деклараций промышленной безопасности на эксплуатируемые субъектом промышленной безопасности опасные производственные объекты I и II типов опасности и их регистрации в государственном реестре деклараций промышленной безопасности;
  • создание руководителем субъекта промышленной безопасности службы промышленной безопасности (на опасных объектах I и II типов опасности) или введение в штат должности инженера по промышленной безопасности (на опасных объектах III типа опасности) либо возложение соответствующих обязанностей по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее необходимую подготовку (на потенциально опасных объектах);
  • определение порядка информирования о возникновении аварии или инцидента и содержания такой информации, порядка учета аварий и инцидентов;
  • необходимость проведения технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших на опасных или потенциально опасных объектах.

Содокладчиком В.А.Ващенко по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления уголовной и административной ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Клещук И.А.

Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Проектом Закона предлагается пересмотреть виды и размеры наказаний за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов с выделением дополнительных составов преступлений в зависимости от тяжести наступивших последствий и нахождения виновного в состоянии опьянения в момент их совершения.

Также предусматривается выделение ряда самостоятельных составов административных правонарушений в области безопасности движения и эксплуатации маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок. Кроме того, постановление о лишении права управления моторными маломерными судами будет исполняться уполномоченными лицами Государственной инспекции по маломерным судам.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» представил Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. Содокладчиком по данному вопросу выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Михно В.К.

В.К.Михно сообщил, что проект Закона разработан в целях совершенствования норм Гражданского кодекса и Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» с учетом правоприменительной практики. Вносимые изменения и дополнения касаются, в основном, процедурных вопросов, связанных с экспертизой и регистрацией таких знаков.

Анализ законодательства по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания, проведенный в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении, позволил выявить ряд проблем, связанных с использованием этих знаков, передачей прав на них, основаниями для прекращения их правовой охраны, а также мерами ответственности за нарушение законодательства о товарных знаках. По этим вопросам планируется осуществить доработку законопроекта при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.

Доклад о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам биржевой торговли» сделал Министр торговли Республики Беларусь Чеканов В.С. Мнение депутатов по этому вопросу озвучил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Кузьмич А.Ф.

Проект Закона направлен на совершенствование законодательства о товарных биржах и предусматривает внесение изменений и дополнений в Закон «О товарных биржах», Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Законопроектом расширяется понятие «биржевой товар», к которому предлагается относить работы и услуги, что позволит использовать механизм биржевых торгов для установления реальных рыночных цен на такие услуги (работы) и применения биржевых технологий для ускорения процедуры заключения договоров.

В целях устранения барьеров и ограничений взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынки государств – членов Евразийского экономического союза предусматривается возможность участия иностранных юридических лиц в биржевых торгах в качестве биржевых брокеров.

Определяется также дополнительная функция товарной биржи – организация и развитие биржевой логистической деятельности. Биржевая логистика позволит формировать цену товара с учетом расходов на его перевозку, а также получать информацию о качестве товара, находящегося на складском хранении, и в случае необходимости организовывать его экспертизу.

В проекте Закона закрепляются основы порядка регистрации внебиржевых сделок, что является распространенной международной практикой. Требования по регистрации в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» внебиржевых сделок, а также по предоставлению информации о них по ряду товарных позиций металло-, лесо- и сельхозпродукции закреплены в ряде постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Кроме того, устанавливается административная ответственность за непредоставление или предоставление недостоверных сведений о внебиржевой сделке. Правом составления протоколов по факту данного административного правонарушения наряду с органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь наделяются и органы Министерства торговли Республики Беларусь.

О законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» парламентариям рассказал заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Семенкевич Д.И. Содокладчиком выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Ярошевич А.Н.

Реализация норм, предусмотренных проектом Закона, позволит упорядочить отношения в строительной сфере и повысить ответственность всех участников строительного процесса.

Проектом Закона уточняется компетенция государственных органов, осуществляющих регулирование в этой области. В целях исключения дублирования функций органов государственного пожарного надзора при приемке объектов, законченных строительством, в эксплуатацию из состава членов приемочных комиссий исключаются органы государственного пожарного надзора. Их функция будет состоять в выдаче заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов строительства проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности, определяемым техническими нормативными правовыми актами системы противопожарного нормирования и стандартизации.

Исключается также необходимость наличия положительного заключения государственной экспертизы условий труда при проведении государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации). Кроме того, предлагается исключить применение параллельного проектирования и строительства. Из-за необходимости постоянной корректировки проектной документации эта практика негативно сказалась на качестве проектирования и сроках строительства.

В законопроекте устанавливается перечень лиц, которые не могут выступать участниками процедур закупок при строительстве.

Во втором чтении парламентариями принят проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Докладчиком по этому вопросу выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Конончук Т.П.

Проект Закона, внесенный в Палату представителей группой депутатов Палаты представителей, предусматривает приведение норм Закона «Об особо охраняемых природных территориях» в соответствие с законами «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе» и Кодексом Республики Беларусь о недрах.

Законопроектом, в частности, предлагается установить запрет на преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий до тех пор, пока не достигнуты цели, ради которых эти территории объявлялись. Для повышения эффективности управления особо охраняемыми природными территориями государственными органами и организациями, в управление которых они переданы, будут назначаться ответственные должностные лица.

Закрепляется порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий, перечень необходимых для этого документов и требования к ним.

Вносится также норма, регулирующая вопросы формирования охранной зоны из земель особо охраняемой природной территории, не образующих ее территорию, но входящих в границы этой особо охраняемой природной территории. Государственные органы, в управление которых переданы такие территории, обязаны будут доводить до всеобщего сведения информацию об их границах, составе земель и режиме охранных зон.

В целях сохранения биологического разнообразия устанавливается запрет деятельности, которая может оказать вредное воздействие на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий. Одна из новелл законопроекта касается проведения мероприятий по восстановлению экологических систем, природных комплексов и объектов, редких и типичных природных ландшафтов и биотопов, мест обитания и произрастания видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь.

В целях развития экологического туризма и создания условий для экологического воспитания населения заповедникам предоставляется право осуществлять деятельность по развитию регулируемого экологического туризма.

Кроме того, ряд положений документа направлен на оптимизацию административных процедур, осуществляемых государственными органами.

Депутаты также рассмотрели два законопроекта о ратификации международных соглашений.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий» доложил Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Ващенко В.А. Его выступление дополнил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Пузыревский В.И.

В соответствии с Соглашением МЧС Беларуси и Минобороны Туркменистана смогут в полном объеме задействовать научный потенциал, силы и средства, имеющиеся у двух стран. Предусмотренный Соглашением обмен научно-технической информацией, практическим опытом, экспертами и специалистами окажет существенное влияние на развитие и совершенствование системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. представил проект Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере межгосударственного обмена научно-технической информацией». Позицию Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке по этому вопросу изложила член этой комиссии Сопикова А.Н.

Целью Соглашения является создание общего научно-технологического пространства СНГ.

В настоящее время государствами, подписавшими Соглашение, являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Республика Таджикистан. Межгосударственный обмен научно-технической информацией между этими странами включает совместное формирование и использование информационных ресурсов, информационное обеспечение фундаментальных и прикладных исследований, инновационных разработок в области естественных и технических наук. Обмен такой информацией будет стимулировать более эффективное проведение передовых научно-технических исследований.

В целях совершенствования обмена научно-технической информацией предполагается создание и применение механизма скоростного доступа к информационным ресурсам путем использования новейших информационно-телекоммуникационных технологий, а также надежных механизмов защиты такой информации.

Парламентарии также одобрили два Декрета Президента Республики Беларусь.

О Декрете Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2015 г. № 1 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь» депутатам рассказал Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. В качестве содокладчика выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Верес В.И.

Декрет, направленный на создание единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, предусматривает внесение корректив в Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», касающихся функций Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.

На Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь возлагаются обеспечение функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе организация и проведение этих экспертиз, а также ведение государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности, мониторинга их коммерциализации.

Издание Декрета позволит повысить эффективность и качество экспертиз, а также ответственность государственных заказчиков и экспертов за принятие решений о целесообразности финансирования проектов за счет бюджетных средств.

Министр торговли Республики Беларусь Чеканов В.С. представил депутатскому корпусу Декрет Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2015 г. № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь». Его выступление дополнил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Пузыревский В.И.

Декрет издан в связи с работой, проводимой по исключению алкогольной и табачной продукции из списка изъятий и иных ограничений взаимного доступа на рынки государств – участников Единого экономического пространства.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 9 апреля 2015 г.