/ / Общественно-политические и в области права
02.10.2014

2 октября 2014 года начала работу пятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва

Депутаты сформировали рабочие органы пятой сессии Палаты представителей. Руководителем секретариата сессии избрана член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Политико О.С. Счетную комиссию возглавил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Станкевич И.С.

Утверждена повестка дня пятой сессии Палаты представителей, которая включает 35 вопросов. По мере готовности законопроектов она будет дополняться.

В ходе заседания депутаты рассмотрели семь вопросов. В первом чтении принято два законопроекта.

Проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и деятельности других государственных органов (организаций)» представил Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Швед А.И. Содокладчиком по этому вопросу выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сенькевич Э.А.

Законопроект разработан во исполнение пункта 20 Указа Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» и предусматривает внесение корректировок в некоторые законы в целях реализации положений Указа, устанавливающих компетенцию Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, и соответственно определения места Государственного комитета судебных экспертиз в различных сферах правоотношений.

О законопроекте «О внесении дополнений и изменения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам, связанным с изменением административно-территориального устройства Республики Беларусь» рассказал Министр экономики Республики Беларусь Снопков Н.Г. Его дополнил в своем выступлении заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Шикшнян П.Г.

Проект Закона подготовлен во исполнение пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 17 марта 2014 г. № 128 «О некоторых вопросах, связанных с изменением административно-территориального устройства Республики Беларусь».

Проект Закона направлен на приведение норм законов Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов», «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в соответствие с положениями вышеназванного Указа.

Три законопроекта парламентарии приняли во втором чтении. Два из них были представлены членом Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Ушкевичем С.И.

Проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, касающиеся усиления мер ответственности за правонарушения в сфере охоты и рыболовства.

В названных документах уточняется перечень действий в отношении добычи рыбы или других водных животных, за совершение которых предусматривается ответственность в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста. В частности, этот перечень дополняется такими действиями, как добыча рыбы или других водных животных в запретные сроки, в запрещенных местах, запрещенными способами. Помимо этого предлагается в 2,5 раза увеличить размер ущерба, который признается крупным и особо крупным: крупный размер – в 100 (ныне 40) и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления; особо крупный – в 250 (ныне 100) и более раз превышающий размер базовой величины.

Кроме того, предлагается усилить уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, и за незаконную охоту на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо незаконную добычу диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо незаконную охоту, совершенную лицом, ранее судимым за незаконную охоту или за незаконные транспортировку или разделку диких животных, либо повлекшую причинение ущерба в крупном размере, предусмотрев помимо штрафа, исправительных работ, ареста, ограничения свободы или лишения свободы дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

За добычу рыбы или других водных животных, охоту без надлежащего на то разрешения, либо в запретные время или сроки, либо в запрещенных местах, либо запрещенными орудиями, либо запрещенными способами минимальный размер штрафа увеличивается в два раза.

За нахождение в рыболовных угодьях либо на прилегающей к ним территории на расстоянии до одного километра от береговой линии рыболовных угодий с запрещенными орудиями рыболовства или рыбой, лов которой в данном районе и в данное время или сроки запрещен либо вес которой превышает установленные нормы, без документов, подтверждающих законность владения рыбой, предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин.

За перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей в случаях, запрещенных законодательными актами об охране и использовании животного мира, предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 30 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – от 200 до 1000 базовых величин.

Законопроектом также предусматривается установление административной ответственности за соучастие в административном правонарушении, предусмотренном статьей за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных.

Законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об оружии» предусматривает приведение Закона Республики Беларусь «Об оружии» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь № 443, которым Министерству внутренних дел Республики Беларусь поручено передать в оперативное управление Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь необходимое количество боевого оружия, а также урегулированы некоторые другие вопросы оборота оружия Государственной инспекции: закупка, учет, хранение, утвержден перечень вооружения, в котором значатся виды боевого и гражданского оружия.

Кроме того, проектом Закона уточняется перечень объектов осуществления контроля (надзора) в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с учетом действующего законодательства о контрольной (надзорной) деятельности, законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Доклад о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты информации» сделал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Русак В.В.

Проектом Закона предлагается внести изменения в законы «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и «О государственных секретах».

В Законе «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» предлагается:

  • уточнить понятие термина «средство электронной цифровой подписи», определив, что таковым является техническое, программное или программно-аппаратное средство криптографической защиты информации;
  • уточнить полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи;
  • изложить в новой редакции статью «Лицензирование и подтверждение соответствия».

В Законе «О государственных секретах» предлагается:

  • дополнить статью «Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения» терминами «средства шифрованной, других видов специальной связи» и «техническая защита государственных секретов»;
  • уточнить полномочия Совета Министров Республики Беларусь, органов государственной безопасности, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в сфере государственных секретов;
  • уточнить порядок доступа к государственным секретам участников уголовного, гражданского, хозяйственного и административного процессов.

Депутаты также рассмотрели два законопроекта о ратификации международных соглашений. Их представил Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Вакульчик В.П.

Содокладчиком по проекту Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года» выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Красовская Т.П.

Протокол подписан в г. Москве 19 декабря 2012 года. Его положения уточняют термины «уполномоченные органы», «доступ к секретной информации», «режим секретности», «постоянно действующие рабочие органы» и другие. Кроме того, в Организации Договора о коллективной безопасности устанавливаются следующие степени секретности и соответствующие им грифы секретности: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно», соотносимые со степенями секретности и грифами секретности государств – членов этой организации.

Позицию депутатов по законопроекту «О ратификации Соглашения о защите секретной информации в рамках Содружества Независимых Государств» изложил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Фесак В.Д.

Соглашение подписано в г. Минске 25 октября 2013 года в целях обеспечения защиты секретной информации при осуществлении сотрудничества в рамках СНГ и содержит понятийный аппарат, дающий четкое толкование терминам, используемым в этом международном договоре, формы сотрудничества государств-участников по обеспечению защиты секретной информации в органах СНГ, меры защиты и порядок их реализации.