/ / Общественно-политические и в области права
22.10.2014

22 октября 2014 года состоялось очередное заседание пятой сессии Палаты представителей пятого созыва, в ходе которого парламентарии рассмотрели 11 вопросов.

Депутаты приняли в первом чтении 6 законопроектов.

О проекте Лесного кодекса Республики Беларусь доклад сделал Министр лесного хозяйства Республики Беларусь Амельянович М.М. Содокладчиком выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Климович Н.А.

Законопроект разработан в целях совершенствования норм Лесного кодекса с учетом практики применения и приведения в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь.

Проект Кодекса предусматривает:

  • расширение полномочий Президента Республики Беларусь по вопросам функционирования государственной лесной охраны Республики Беларусь, установления порядка и критериев распределения лесов на группы и категории защитности;

  • расширение полномочий Совета Министров Республики Беларусь в части: установления такс на второстепенные лесные ресурсы, побочное лесопользование, лесопользование в целях проведения культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (в том числе для вольерного содержания, разведения и использования диких животных в неволе); определения порядка проведения лесных аукционов на лесопользование; определения государственных организаций, уполномоченных проводить лесоустройство;

  • расширение полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь в части утверждения порядка выполнения работ по содержанию лесных насаждений вдоль республиканских автомобильных дорог, типовых форм договора аренды участка лесного фонда, карты-схемы участка лесного фонда, предоставляемого в аренду для лесопользования, формы технологической карты на разработку лесосек, примерных условий гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию, а также в части установления порядка создания плантационных лесных культур и требований по выращиванию плантационных лесных культур и их рубке;

  • преобразование категории защитности лесов «защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути» и «защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги» в «особо защитные участки леса шириной 100 метров по опушкам участков леса, примыкающих к железнодорожным линиям и автомобильным дорогам по обе стороны от них»;

  • преобразование категории защитности лесов «запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов» в категорию защитности «водоохранные леса»;

  • объединение отдельных категорий защитности в зависимости от их целевого назначения и установленного в таких категориях защитности режима ведения хозяйственной деятельности (в частности, городские леса и леса лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов объединяются в единую категорию защитности «оздоровительные леса». Леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов объединяются в категорию защитности «курортные леса»);

  • четкое разграничение прав и обязанностей юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, а также установление защиты и гарантий прав, предоставленных субъектам отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

  • предоставление юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, права привлечения лиц для оказания услуг по осуществлению лесопользования, выполнению лесохозяйственных мероприятий на основе гражданско-правового договора, заключаемого юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, с лицом, оказывающим такие услуги, а также права назначать лесохозяйственные мероприятия на участках лесного фонда, не запроектированных в соответствии с лесоустроительным проектом для проведения лесохозяйственных мероприятий, но требующих по своему состоянию в соответствии с законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов их проведения;

  • введение перечня запретов хозяйственной и иной деятельности на территории лесного фонда (в частности запрет на возведение, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов захоронения, обезвреживания, хранения отходов (за исключением санкционированных мест временного хранения отходов); запрет на размещение скотомогильников, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных, хранилищ для складирования удобрений и средств защиты растений);

  • установление 10-летнего фиксированного периода действия лесоустроительного проекта, а также определение перечня сведений, которые должны содержаться в лесоустроительном проекте;

  • исключение из видов лесопользования такого вида лесопользования, как пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства (как регулируемый законодательством об охране и использовании животного мира);

  • установление особенностей ведения лесного хозяйства и лесопользования в зависимости от групп и категорий защитности лесов, особо защитных участков леса, в плантационных лесных культурах, пограничной зоне и пограничной полосе, в зонах радиоактивного загрязнения, на участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны;

  • механизм ограничения (приостановления), прекращения права лесопользования, ограничения (приостановления) либо прекращения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на лес, а также восстановления этих прав.

Принятие проекта Кодекса позволит оптимизировать систему управления лесным хозяйством республики, привести правовые нормы, регулирующие вопросы ведения лесного хозяйства Республики Беларусь, в соответствие с законодательством.

Законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе» представили Министр торговли Республики Беларусь Чеканов В.С. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Ковалевич Л.Н.

Разработка законопроекта вызвана необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с предупреждением размещения (распространения) рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом рекламы иных товаров (продукции, работ, услуг), организаций и граждан, и направлена на повышение эффективности мер по предупреждению и преодолению пьянства, алкоголизма и табакокурения, снижение уровня потребления алкоголя и табака населением, уменьшение негативных последствий их потребления для общества.

Кроме того, законопроектом предусматривается приведение терминологии Закона «О рекламе» в соответствие с требованиями законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Информацию о двух законопроектах депутатам представил Министр спорта и туризма Республики Беларусь Шамко А.И. Его дополнил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Цецохо А.В.

Проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам физической культуры и спорта» предлагается корректировка законов «О пенсионном обеспечении» и «О правах ребенка».

В частности, в Законе «О пенсионном обеспечении» предлагается уточнить, что право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин имеют отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет.

Закон «О правах ребенка» предлагается дополнить нормами, связанными с осуществлением педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, урегулированной статьей 69 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте».

Разработка законопроекта «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» обусловлена необходимостью обеспечения согласованности его положений с положениями Закона «О физической культуре и спорте» в части применения термина «федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, включенные в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта».

Докладчиком по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы государственных наград» выступил Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. Позицию членов Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту высказала член этой комиссии Филиппович Г.В.

Система государственных наград, законодательно установленная в Республике Беларусь в 2004 году, в целом является оптимальной. Вместе с тем уточнение приоритетов социально-экономического развития страны, изучение общественного мнения, целесообразность единообразия в основных подходах к оценке заслуг граждан в странах Единого экономического пространства дают основания для расширения перечня государственных наград и изменения их внешнего вида.

В связи с этим законопроектом предлагается учредить орден Трудовой Славы, медаль «За спасенную жизнь», почетные звания «Народный врач Беларуси» и «Народный учитель Беларуси». Расширяются полномочия Президента Республики Беларусь на учреждение юбилейных медалей для награждения за заслуги в решении важнейших народнохозяйственных задач.

Увеличение числа противоправных действий с государственными наградами также требует немедленного реагирования. Поэтому законопроектом статья 23.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях дополняется частью 2, устанавливающей административную ответственность за незаконные приобретение или сбыт ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР.

Кроме того, пунктом 1 статьи 1 законопроекта в статье 387 Уголовного кодекса Республики Беларусь устанавливается уголовная ответственность за аналогичные действия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Статьей 4 законопроекта вносятся дополнения в Закон «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» в части исключения возможности учреждения и использования работниками республиканских государственно-общественных объединений форменной одежды и знаков различия, схожих с форменной одеждой и знаками различия работников (военнослужащих, сотрудников) государственных органов, иных государственных организаций.

Согласно статье 1 вышеназванного Закона к официальным геральдическим символам, среди прочего, относится форменная одежда, в том числе военная форма одежды, форма одежды работников (военнослужащих, сотрудников) государственных органов, иных государственных организаций.

При этом одним из принципов использования официальных геральдических символов является законность их использования.

С учетом изложенного пунктом 2 статьи 2 законопроекта вносятся изменения в название, а также в часть 2 статьи 23.45 КоАП путем распространения действия вышеназванной статьи, в том числе и на форму одежды и знаки различия органов и организаций, не относящихся к воинским формированиям и военизированным организациям.

Законопроект «О внесении дополнений и изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» представили первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Михневич В.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Черевач В.О.

Проект Закона разработан в целях приведения Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака».

Проектом предусмотрено дополнение Кодекса об административных правонарушениях нормой, устанавливающей меры административной ответственности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за нарушения порядка оборота семян мака в Республике Беларусь. Также предусматривается внесение дополнений и изменения в Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, согласно которым правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, наделяются уполномоченные должностные лица: органов внутренних дел; районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах; органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых органов; органов Министерства торговли Республики Беларусь.

Один законопроект –– «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах» –– принят парламентариями во втором чтении. Доклад о нем сделала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шамаль Е.В.

Законопроектом предлагается обновить и дополнить понятийный аппарат Закона «О лекарственных средствах», конкретизировать положения, регламентирующие сферу его действия, а также уточнить правовые нормы, касающиеся государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств.

Наряду с этим предусматриваются упрощение административной процедуры государственной регистрации лекарственных средств, определение системы фармаконадзора и системы контроля качества лекарственных средств, закрепление перечня случаев, при которых розничная реализация лекарственных средств может осуществляться вне аптек.

Кроме того, уточняются отдельные положения о проведении клинических испытаний лекарственных средств на пациентах, закрепляются права пациентов, участвующих в этих испытаниях, изменяется порядок информирования граждан о лекарственных средствах, подлежащих реализации без рецепта врача.

В двух чтениях принят проект Закона «О признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «Об утверждении границ Государственного ландшафтного заказника «Новогрудский». Его представил парламентариям заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Качановский И.М. Содокладчиком по этому вопросу выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Иванченко Н.М.

Проект Закона подготовлен в целях выполнения пункта 17 мероприятий Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2008 — 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 146.

Согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях», преобразование заказника республиканского значения осуществляется по решению Правительства Республики Беларусь.

Признание Постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 14 декабря 1994 года «Об утверждении границ Государственного ландшафтного заказника «Новогрудский» утратившим силу обусловлено тем, что по решению Правительства Республики Беларусь названный заказник преобразовывается и границы заказника «Новогрудский» утверждаются постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Изменение границ заказника «Новогрудский» связано с изменением конфигурации квартальной сети в результате включения в лесной фонд лесов сельхозпредприятий, проведения лесоустройства в 2008 году, а также с исключением из состава земель заказника «Новогрудский» таксационных выделов, пространственно отделенных от лесного массива.

Парламентарии также приняли три законопроекта о ратификации международных договоров Республики Беларусь.

О проекте Закона «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Республики Беларусь и таможенными органами Российской Федерации, от 29 июня 2007 года» рассказал заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Борисюк С.В. Его дополнил в своем выступлении заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л.

С момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, регламентирующего порядок перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита между таможенными органами государств –– членов Таможенного союза, положения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Республики Беларусь и таможенными органами Российской Федерации, фактически не применялись.

В связи с этим сторонами принято решение о прекращении действия Соглашения в форме Протокола, который был подписан в г. Новополоцке 12 февраля 2014 года.

Доклад о законопроекте «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греческой Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов» сделал Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А. Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Михно В.К. озвучил заключение депутатов по этому вопросу.

Соглашение необходимо для правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов между Республикой Беларусь и Греческой Республикой, а также с транзитом через их территории. Ратификация Соглашения создаст дополнительные предпосылки для увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров в направлении Греции и сопредельных с Грецией государств.

А.А.Сивак и В.К.Михно также представили проект Закона «Аб ратыфiкацыi Пагаднення памiж Урадам Рэспублiкi Беларусь i Федэральным Саветам Швейцарскай Канфедэрацыi аб унясеннi змяненняў у Пагадненне памiж Урадам Рэспублiкi Беларусь i Федэральным Саветам Швейцарскай Канфедэрацыi аб мiжнародных аўтамабiльных пасажырскiх i грузавых перавозках ад 18 снежня 2000 года».

Изменения, которые вносятся Соглашением, предусматривают либерализацию условий осуществления белорусскими и швейцарскими перевозчиками автомобильных перевозок по территориям государств сторон. В этих целях, в частности, отменяется необходимость получения разрешений на осуществление автомобильных перевозок между государствами сторон.

31 октября 2014 года состоится совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики, в ходе которого члены Правительства ответят на вопросы парламентариев.