/ / Общественно-политические и в области права
28.10.2014

Онлайн-конференция на тему повышения безопасности дорожного движения прошла на сайте БЕЛТА

На сайте БЕЛТА прошла онлайн-конференция на тему «Новая редакция ПДД Беларуси, новый уровень безопасности на дорогах».

За последнее время в Беларуси принят ряд важных решений по повышению безопасности дорожного движения. В конце июля вступили в силу поправки, конкретизирующие ответственность за зафиксированные камерами нарушения правил парковки и скоростных режимов, усиливающие ответственность за непройденный техосмотр и др.

Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2014 г. № 483 усовершенствованы нормы Правил дорожного движения. В частности, увеличивается время обучения практическому вождению автомобиля при подготовке водителей механических транспортных средств категории «В» с 40 до 50 часов; установлена обязанность перевозки детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности; предусматривается обязательное использование в период с 1 декабря по 1 марта зимних шин на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 т, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 т, а также автобусах массой до 5 т. Вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов, для обозначения направлений движения по полосам на перекрестках со сложной конфигурацией и другие новшества.

Как повлияли действующие с июля нововведения на дорожную ситуацию и количество ДТП? Сократилось ли количество выявляемых транспортных средств без техосмотра? Отработан ли механизм фото- и видеофиксации нарушений ПДД? Какие изменения ожидаются в работе автошкол? Будут ли наказывать за отсутствие зимних шин с 1 декабря 2014 года? На вопросы участников ответили Александр Занимон – заместитель начальника отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД и Михаил Свистун – заместитель директора УП «Белтехосмотр».

Вопросы конференции

Геннадий Сумаров, Дрогичин:

Когда вступает в силу Указ от 13 октября 2014 г. № 483 по изменению ПДД?

Александр Занимон:

Указ вступает в силу через три месяца после официального опубликования. То есть с 16 января 2015 года внесенные изменения уже вступят в силу.

Раиса Дорошенко, Гомель:

Будут ли наказывать водителей за отсутствие зимних шин с 1 декабря этого года?

Александр Занимон:

Рекомендация по использованию зимних шин сохраняется. Сейчас все средства массовой информации напоминают водителям о своевременной смене шин. Уже, наверное, многие водители столкнулись с ситуацией, когда надо занимать большую очередь, чтобы сменить резину. С такой проблемой автолюбители сталкиваются уже несколько лет. Наши водители привыкли к тому, что зимой они «переобуваются». Эта норма воспринимается обществом положительно, потому что большинство понимает: в определенных ситуациях это поможет избежать ДТП.

Положения Указа о зимней резине будут действовать с 16 января. Но вряд ли с этого дня главной задачей всех сотрудников ГАИ будет выявление транспортных средств с летней резиной. Штраф за неиспользование зимней резины достаточно небольшой, даже по сравнению со стоимостью комплекта резины. По законодательству, если водитель согласен с допущенным нарушением, то штраф будет 0,5 базовой величины.

Я хотел бы подчеркнуть: не надо думать о том, что будет, если я нарушу ПДД. Надо думать о том, что сделать, чтобы не нарушить Правила дорожного движения.

Татьяна Ивановна, Добруш:

Поможет ли простое увеличение продолжительности курса в автошколах решить проблему «незрелых» водителей? Может, надо менять саму систему обучения?

Михаил Свистун:

Такая проблема существует, но она не столь масштабная, как ее преподносят. Согласно опросам, которые мы проводили по учебным организациям, 20 % мужчин высказались за увеличение часов, 20 % – за уменьшение, потому что некоторые приходят в автошколы уже подготовленными. С женщинами вопрос стоит более остро: около 40 % хотят увеличить продолжительность курса и 20 % – уменьшить. В этой связи возникла необходимость увеличения практического обучения управлению. Причем в основном часы будут добавлены по предмету «Совершенствование навыков управления». В основном это касается управления в условиях города. Думаю, в какой-то степени это поможет решить проблему «незрелых» водителей. Самое главное, чтобы программы подготовки выполнялись в полном объеме. Их достаточно для того, чтобы обучить первоначальным навыкам управления автомобилем. А все остальное – более «зрелый» или «незрелый» водитель – зависит от самого водителя. Он должен сам совершенствовать навыки и повышать уровень подготовки. Кроме того, желающие могут брать в автошколе дополнительные занятия. У нас прописано, что минимальный уровень – 50 часов. Для тех, кто желает их увеличить, хочу разъяснить: по вашему желанию можно заключить дополнительное соглашение с учебной организацией и взять то количество часов, которое вам необходимо.

Светлана, Минск:

В Минске сконцентрировано довольно много автошкол. В связи с увеличением продолжительности курса, соответственно, чаще будут выезжать учебные машины. Просчитывался ли вопрос увеличения нагрузки на дороги?

Михаил Свистун:

Это никак не повлияет на дорожную обстановку. У каждой школы есть определенные маршруты, все маршруты мы знаем. Их увеличение не приведет к каким-то особенным последствиям, потому что количество часов увеличилось все лишь на 25. Вообще последние три года наблюдается устойчивая тенденция сокращения уровня количества подготовленных водителей. Так, за 9 месяцев текущего года оно сократилось на 6 %. В прошлом году тоже было снижение. Будет эта тенденция продолжаться и в следующем году, на что повлияла демографическая ситуация. Поэтому проблем, я думаю, не возникнет.

Денис, Минск:

В Беларуси вводят обязательное использование детских автокресел. Каким требованиям они должны соответствовать? Должны ли они быть сертифицированы в Беларуси?

Александр Занимон:

Есть международные требования к детским удерживающим устройствам. Они касаются и Беларуси. Насколько я знаю, автокресла должны сертифицироваться. Если гражданин самостоятельно ввозит в Беларусь из другой страны автокресло для личного пользования, его сертифицировать не надо. Инспектор ГАИ не скажет водителю, что у него неправильное автокресло.

Богдан Андрей, Минск:

В Указе по изменениям ПДД сказано, что детей нужно перевозить в специальных удерживающих устройствах именно в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности. Но еще сохранились старые машины, где на заднем сиденье ремней нет. Обязательны ли в таком случае удерживающие устройства?

Александр Занимон:

Ситуация точно такая же, как и с пристегиванием ремнем безопасности: на сегодня у нас обязательное использование ремня безопасности в тех случаях, когда он предусмотрен конструкцией транспортного средства. То же самое касается и детских удерживающих устройств.

Михаил Свистун:

Сегодня таких автомобилей, в которых не предусмотрены ремни безопасности на заднем сиденье, очень мало. Поэтому вопрос не актуален.

Валерий Матвеев, Минск:

Добрый день. Вопрос от многодетной семьи по поводу обязательности установки удерживающих средств. Габариты автомобиля не позволяют установить на задних сиденьях одновременно детское кресло для младшего ребенка 2,7 года и бустер для среднего ребенка 7 лет, чтобы еще хватило места для 14-летнего подростка. Исходя из того факта, что поменять машину на более вместительную пока нет возможности, а безопасность, как известно, превыше всего, можно ли, например, пожертвовать бустером ради кресла, а для 7-летнего ребенка использовать, например, узкую высокую плотную подушечку или нечто другое, чтобы можно было пристегнуть ребенка ремнем безопасности? Что вы посоветуете в такой ситуации? Спасибо.

Александр Занимон:

Если кресла конструктивно не помещаются в машину, можно использовать другие удерживающие устройства. Если устройство позволяет штатным ремнем безопасно пристегнуть ребенка, его можно использовать. Но на него должна быть соответствующая сертификация: хотя бы какие-то документы, подтверждающие, что устройство можно использовать.

Дещиц Михаил, Барановичи:

Можно ли перевозить детей без кресла в экстренных случаях? Например, если у меня нет машины и я попросил друга (у которого нет детей, а соответственно и автокресла) отвезти меня с ребенком в больницу. Оштрафуют ли его за перевозку ребенка без автокресла?

Александр Занимон:

Есть правила, по которым ребенок должен перевозиться в автокресле. Но законодательством предусмотрено, что если перевозка осуществляется в условиях крайней необходимости, то это не будет считаться административным правонарушением. В такси также разрешается не использовать удерживающие устройства.

Максим Белых, Минск:

Планируется ли в Беларуси вводить обязательную регулировку подголовников, как, например, в Дании?

Александр Занимон:

Пока такой вопрос не рассматривается.

Дмитрий Вороненко, Минск:

На МКАД увеличили разрешенную скорость до 100 км/ч в третьей полосе. Расскажите, как в соответствии с изменениями настроены камеры фиксации нарушений скоростного режима.

Александр Занимон:

Камеры настроены таким образом, чтобы безосновательно не привлекать водителей к ответственности. Если разрешенная скорость – 100 км/ч, то камера не будет фиксировать движение автомобиля со скоростью 93 км/ч.

Манко Оксана, Брест:

На некоторых трассах увеличили допустимую скорость до 120 км/ч. А покрытие дорог соответствует этому? В некоторых местах, например, стоит сначала знак «Неровная дорога», а затем «Максимальная скорость 120». Возле нерегулируемых пешеходных переходов на трассе рекомендуемая скорость 90 км/ч. Как это понять?

Александр Занимон:

Что касается увеличения или снижения скоростных режимов, то здесь зачастую мнения противоречат друг другу. Могу сказать только, что владелец дороги, повышая скоростной режим, гарантирует на этом участке дороги безопасность движения транспортных средств.

Сидоренко Дарья, Гродно:

Нельзя не признать, что благодаря принятым в Беларуси мерам водители действительно стали более дисциплинированными, большинство даже научились пропускать пешеходов. Но, с другой стороны, сами пешеходы стали вести себя на дороге беспечно, рассчитывая на то, что их обязаны пропустить. Цитирую БЕЛТА: «С января по октябрь текущего года по вине пешеходов на дорогах страны произошло 453 ДТП, в которых 107 человек погибли и 358 получили ранения». Какие меры по повышению дисциплинированности пешеходов, по вашему мнению, назрели? Возможно, стоит запретить пешеходам при переходе проезжей части пользоваться мобильными телефонами, наушниками и другими гаджетами и предусмотреть ответственность за неосторожное поведение на дороге? Ведь в итоге страдает не только этот пешеход, но и водитель, под колеса которого он угодил по собственной невнимательности и неосторожности. Спасибо.

Александр Занимон:

Запрещать пользоваться мобильными телефонами, наушниками и так далее на пешеходных переходах не планируется.

Михаил Свистун:

Главное – культура поведения водителя и пешехода. Здесь очень велика роль средств массовой информации – нужно больше говорить о последствиях нарушений ПДД.

Курьян Мария, Минск:

После нашумевшего ДТП у минской школы, в котором погиб ребенок, было многое сделано для повышения безопасности пришкольных территорий. В том числе все школы должны были установить шлагбаумы на въезде. На ваш взгляд, все ли сделано, насколько эффективны принятые меры. И что еще предстоит сделать?

Александр Занимон:

Скажу так: принятые меры нельзя считать достаточными, пока есть хоть один погибший или травмированный на дороге.

Что касается конкретной ситуации, то хотелось бы обратить внимание на поведение родителей, которые привозят на автомобилях детей в школу. Неоднократно наблюдал такую картину: автомобиль останавливается перед пешеходным переходом, расположенным в непосредственной близости от школы, из автомобиля выходят водитель и ребенок, отец берет его за руку и переводит через дорогу, выглядывая из-за своего же автомобиля на дорогу, чтобы избежать возможной опасности. Он прекрасно осознает, что стоящий у перехода автомобиль закрывает обзор, что это небезопасно. И все равно поступает так, как ему удобно... Но ведь не всех детей доставляют родители в школу на авто – многие идут пешком, в том числе и по тому пешеходному переходу, у которого припаркованы автомобили. Согласитесь, должна быть забота не только о собственном ребенке, но и о других детях.

Михаил, Минск:

Сократилось ли количество выявляемых транспортных средств без техосмотра после увеличения штрафов?

Михаил Свистун:

Такие нарушения выявляет Госавтоинспекция. Мы констатируем факт, что у нас в 2012–2013 году в целом по республике на технический осмотр не представлялось около 30 % автомобилей. В текущем году эта цифра возросла до 40 %, и это связано с тем, что с 1 января текущего года введена так называемая госпошлина за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Поэтому многие автовладельцы проходили техосмотр в декабре прошлого года. В декабре прошлого года у нас был большой наплыв автовладельцев – на техосмотр было представлено около 250 тыс. транспортных средств. Эту цифру, в принципе, можно сравнить с работой одной области за девять месяцев текущего года.

Хотелось бы отметить, что с начала года отмечалась устойчивая тенденция сокращения количества автомобилей, поданных на гостехосмотр, по сравнению с прошлым годом на 20 %. Но после того, как вышел Указ и была усилена административная ответственность, эта цифра сократилась по итогам 9 месяцев до 13 %. Думаю, что и по итогам года этот процент значительно уменьшится.

В то же время совместно с ГАИ мы предпринимаем меры для уменьшения количества автомобилей, которые участвуют в дорожном движении без гостехосмотра. Не менее двух раз в год проводятся так называемые декады по гостехосмотру и по учебному автомобилю. Таким образом, мы хотим показать, в том числе и через средства массовой информации, что исправный автомобиль – залог безопасности дорожного движения. Вторая декада будет в ноябре, а декада по учебному автомобилю проходит с 20 по 30 октября. Основное внимание уделяется соблюдению программных требований по практическому обучению управлению автомобилем.

По итогам декады будем подводить итоги. Но вообще практика показывает, что за декаду около 1 тыс. нарушений в целом по республике выявляется – например, несоответствие обучения той тематике, которая была заложена в плане, неисправные автомобили.

Наталья Журавлевич, Минск:

Техрегламент Таможенного союза начнет действовать 1 января 2015 года, изменения в ПДД – 16 января 2015 года. Как будет решаться проблема противоречий в этих документах относительно требований к ТС: наличие наклеек, аэрографии, тонировки задних боковых стекол? Техрегламент разрешает все вышеперечисленное, ПДД с изменениями – нет. В итоге: можно или нет?

Михаил Свистун:

В настоящее время идет проработка всех нормативных правовых актов. Надеюсь, эти документы будут готовы к 1 января в связи с тем, что единый технический регламент вводится с 1 января будущего года. За исключением, насколько мне известно, сертификации одиночных транспортных средств, ввозимых физическими лицами. Этот вопрос был отложен на полтора года. Все тонкости по техрегламенту будут прописаны, и, когда будут внесены изменения, мы оперативно проинформируем владельцев транспортных средств об изменениях. Пока же все должны руководствоваться теми техническими нормативными правовыми актами, которые действуют.

Богдан, Могилев:

Как изменится стоимость обучения в автошколах с увеличением продолжительности обучения вождению?

Михаил Свистун:

70 % от общей цены обучения составляет стоимость практического обучения, и 30 % – теория. По предварительным расчетам, если на 10 часов увеличилась практическая часть, соответственно где-то на 25 % поднимется стоимость всего обучения. На сегодня за обучение нужно заплатить около Br4,5–5,5 млн, после повышения стоимость увеличится на Br1–1,5 млн. Если говорить о заработной плате преподавателей в автошколе, проблема актуальна, потому что хороших мастеров у нас по-прежнему мало. Поэтому каждая школа, каждый наниматель должен сам думать над тем, каким образом заинтересовать преподавателя, чтобы он работал в данной организации. В первую очередь, это, конечно, размер заработной платы.

Душков Виктор, Смоленск:

Если фотокамера фиксирует нарушение со стороны автомобиля с иностранными номерами, то каким образом накажут водителя?

Александр Занимон:

Существуют специальные пункты, которые нацелены на работу исключительно с иностранными гражданами. Информация о нарушении, допущенном, например, водителем из Российской Федерации или Польши, поступает в этот пункт. Принимаются меры по остановке такого транспортного средства и привлечению к ответственности в соответствии с административным законодательством нашего государства. Сеть таких пунктов контроля и оплаты планируется расширять. Что скрывать: не все едут по тем дорогам, где функционируют такие пункты. Понятно, что определенная часть водителей уходит от ответственности. Но постепенно мы начали работать с иностранными водителями и будем эту практику расширять.

Корреспондент БЕЛТА:

Не так давно были приняты поправки об использовании камер, которые фиксируют нарушения правил парковки. Сколько таких камер уже работает? Как их использование повлияло на количество нарушений? Отработан ли сам механизм, и сколько таких нарушений уже удалось выявить?

Александр Занимон:

На первоначальной стадии мы не предполагаем установку стационарных камер. Речь будет идти о фиксирующих нарушения приборах, которые находятся в патрульном транспортном средстве. В автомобиле Государственной автомобильной инспекции будет стоять специальный прибор, который будет фиксировать нарушение. Сейчас нужно решить первоочередные вопросы, чтобы избежать неоправданного привлечения водителей за нарушение правил дорожного движения. Я понимаю, что для некоторых водителей это будет звучать несколько странно, но на самом деле это достаточно кропотливая работа. Нужно исключить жалобы по поводу возможного неоправданного привлечения к ответственности.

Если вы помните, применение камер фото- и видеофиксации нарушений скоростного режима началось не сразу. Но сейчас мы, учитывая имеющуюся практику, затягивать не будем. Думаю, что к концу текущего года, может, даже раньше немного мы начнем использовать приборы фиксации нарушений. Прорабатываются вопросы по программному обеспечению.

Что касается точного количества камер, которые фиксируют нарушения, то это не должно быть важным для водителя. Нужно просто соблюдать правила. Пускай это будет интрига для водителей. Сейчас это одно количество, через месяц другое будет.

Михаил Свистун:

Дело в том, что в каждом случае водитель будет предупрежден, что ведется видеофиксация нарушений. Везде, где есть камеры, установлены знаки.

Корреспондент БЕЛТА:

На автомобильных дорогах страны действуют средства автоматической фотофиксации скоростных режимов. Сколько в настоящее время установлено таких фотокамер? Продолжается ли эта работа? Как вы можете оценить эффект от нововведения? Удалось ли дисциплинировать водителей и сократить число ДТП на самых опасных участках дорог?

Александр Занимон:

Сегодня работает около 200 камер фиксации нарушений скоростных режимов. Могу сказать, что за последние 8 лет количество погибших на дорогах Беларуси снизилось почти в два раза. Думаю, в Европе и в мире найдется немного стран с таким же результатом. Поэтому прогресс есть. Цифра говорит сама за себя.

Антон Борисович:

Добрый день! Есть ли у вас информация о том, как повлияло увеличение разрешенной скорости на магистралях страны до 120 км/ч на количество дорожно-транспортных происшествий, травмированных и жертв ДТП?

Александр Занимон:

Информации такой на сегодня нет. Прошло еще немного времени. Порядка двух недель. Говорить о том, что это дало положительный эффект, пока рано.

Корреспондент БЕЛТА:

В перспективе возможно ли на законодательном уровне закрепление обязательного оснащения автомобилей видеорегистраторами и использования этих записей при рассмотрении дел о ДТП?

Александр Занимон:

Дело в том, что подобные нормы имеют смысл в том случае, когда большинство граждан их поддерживают. Например, год назад вводили норму о конфискации транспортного средства у пьяного водителя. Но этот вопрос поднимался давно: 5–7 лет назад. Почему он не был принят тогда? Потому что общество не было готово.

Это стало возможным год назад, потому что достаточно большое количество людей обращались в ГАИ. Люди говорили, что им надоели пьяные водители. То есть постепенно общество созревало, чтобы понять, что это действительно проблема и с ней надо бороться.

Возможно, общество созреет и к тому, что в каждом автомобиле нужно ставить видеорегистратор. Но пока это еще преждевременно. Если мы говорим про кресла и зимнюю резину, то это, в первую очередь, безопасность участников дорожного движения. Если мы говорим про видеорегистратор, то здесь, скорее, облегчение ведения административного процесса и доказательства своей правоты в определенной ситуации.

Ирина, Минск:

Добрый день! Хотелось бы узнать, когда будет установлен светофор на Т-образном перекрестке улиц Мазурова–Панченко, на выезде на МКАД. Перекресток очень оживленный, в часы пик водителям, чтобы повернуть налево, приходится ожидать по 5–10 минут и практически рисковать жизнью, пытаясь проскочить между встречными потоками машин, из-за чего регулярно на этом месте происходят ДТП. Как принимаются решения об установке светофоров, и сколько еще ДТП должно произойти, чтобы это случилось? Спасибо.

Александр Занимон:

Что касается конкретно этого перекрестка, то это не компетенция ГАИ. Нужно обращаться к владельцу этой дороги. Могу только сказать, что в первую очередь светофоры устанавливают, исходя из анализа ситуации. Но, опять же, в первую очередь это вопрос не к ГАИ, а к владельцу дороги.

Алексей Антонов, Минск:

В новой редакции ПДД меняется определение термина «велосипедная дорожка». Поясните, в чем суть изменений.

Дмитрий Корж, Минск:

В Указе № 483 говорится о новой дорожной разметке. Это какие-то принципиальные изменения?

Александр Занимон:

В принципе, ничего существенно нового не предлагается. Раньше такая разметка использовалась, скажем так, в экспериментальном порядке. Фактически мы закрепляем это в ПДД и технических нормативных правовых актах. В целом это касается всех моментов по разметке, которые есть в Указе.

Игорь, Минск:

Возможно ли разрешить правый поворот на красный сигнал светофора в случаях, если на светофоре установлен знак в виде зеленой стрелки на белом фоне, указывающей возможность поворота. Аналогичная норма действует во многих странах, в том числе в Украине, США. Учитывая многолетний опыт этих стран, возможно применить ее в ПДД Беларуси

Александр Занимон:

О многолетнем опыте применения этого знака я слышал, но о влиянии на безопасность дорожного движения, к сожалению, данных не нашел. Но исследования по возможности введения этой нормы в Беларуси уже проводились. Пока это не делается потому, что наши водители еще не готовы полностью. Мы фиксируем достаточно большое количество происшествий именно на регулируемых перекрестках, когда, казалось бы, все должно быть максимально понятно. Очень многие любят поехать на только-только загоревшийся зеленый, а другие – на желтый. Такая проблема существует. Иногда водители, когда разрешающий сигнал меняется на запрещающий, не замедляют скорость, а наоборот – увеличивают, порой превышая, чтобы успеть проехать. Думаю, жители республики для себя отметили, что большая часть перекрестков оборудована дополнительными секциями сигнала, который разрешает поворот направо. 

По сообщению БЕЛТА