/ / Общественно-политические и в области права
30.10.2014

Игорь Шуневич: «МВД предлагает обязать должностных лиц информировать правоохранителей о попытках склонения к коррупции»

В Беларуси продолжается общественное обсуждение проекта Закона «О борьбе с коррупцией». Граждане и должностные лица активно вносят предложения по законопроекту, так как многих волнует эта проблема. Министр внутренних дел Республики Беларусь Игорь Шуневич рассказал в интервью, какие сферы наиболее подвержены коррупции, как можно изменить ситуацию в лучшую сторону и каким образом обеспечивается безопасность тех, кто помогает выявить коррупционные преступления.

– Игорь Анатольевич, какие положения законопроекта можно назвать новаторскими?

– Антикоррупционное, как и практически любое другое законодательство, не является статичным. Развиваются общественные отношения, изменяются экономические условия, одновременно появляются новые противоправные схемы и коррупционные риски. Соответственно, должны вырабатываться меры по их нейтрализации.

Действующая нормативная правовая база в этой сфере в Беларуси постоянно совершенствуется. Нынешние изменения разработаны с учетом правоприменительной практики, опыта других стран и рекомендаций авторитетных международных организаций.

Среди наиболее существенных новаций законопроекта – введение механизма обращения в доход государства незаконного обогащения, полученного государственным должностным лицом, и запрета повторного приема на госслужбу тех, кто ранее был уволен с нее по дискредитирующим обстоятельствам. Также предусматривается лишение права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и совершенствование порядка декларирования доходов и имущества должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания.

– Какие сферы и отрасли наиболее подвержены коррупции?

– За январь–сентябрь 2014 года в судах рассмотрено свыше 900 коррупционных преступлений, около 80 % из них выявили органы внутренних дел. Наибольшее количество подобных злодеяний зафиксировано в сферах здравоохранения, госуправления, промышленности и строительства.

Этот вопрос нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения общественной опасности совершаемых деяний. Взять, к примеру, здравоохранение. Вред от выдачи фиктивных больничных, заключений о результатах обследований на предмет пригодности к управлению транспортными средствами, работе в сфере торговли и общепита очевиден. Это все так называемая бытовая коррупция.

Еще большую опасность, уже с точки зрения причинения ущерба государственным и общественным интересам, несут злодеяния в сфере строительства, промышленности, аграрно-промышленном комплексе, а также все, что связано с государственными закупками.

– Что можно сделать на законодательном уровне, чтобы изменить ситуацию в этих сферах к лучшему?

– Силами одних правоохранителей это сделать невозможно. Первоочередная задача – сформировать у граждан нетерпимость к ржавчине, разъедающей общество. Информация о врачах, преподавателях, чиновниках среднего звена, готовых «решать вопросы», передается по сарафанному радио, и в подавляющем большинстве случаев люди предпочитают не сообщать об этом в правоохранительные органы.

Схожая ситуация и в сфере «деловой» коррупции, когда вышестоящий руководитель настоятельно «рекомендует» заключать сделки с определенными субъектами хозяйствования, а подчиненный молча это выполняет, даже понимая, что и цена завышена, и качество ниже среднего, и обязательства в полном объеме не выполнены, и ничего кроме убытков эти сделки не принесут.

Существенное значение имеет повышение прозрачности расходования бюджетных средств и средств государственных предприятий.

В перспективе оправданным видится установление обязанности должностных лиц информировать правоохранительные органы о попытках склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Заслуживает внимания вопрос о лишении коррупционеров права на пользование различными видами государственной поддержки. Например, речь идет об установлении обязанности досрочного погашения льготных кредитов, возврата займов, лишении их возможности пользоваться преимуществами медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Предлагается также введение новых видов административной ответственности. В частности, предусматривающих запрет для определенной категории юрлиц на участие в госзакупках, реализации инвестиционных проектов, привлечение для выполнения работ, финансируемых за счет бюджетных средств.

Достаточно интересные предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства поступают в ходе общественного обсуждения. Некоторые из них могут рассматриваться в качестве перспективных.

– В законопроекте – в статье 39 – говорится, что сообщившему о факте правонарушения, связанного с коррупцией, или иным образом способствующему выявлению коррупции гарантируется «применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательством». Какие меры безопасности могут быть приняты со стороны милиции?

– Этот аспект регламентирован главой 8 Уголовно-процессуального кодекса Беларуси. При наличии оснований к данному лицу могут быть применены такие меры по обеспечению безопасности, как неразглашение сведений о личности, освобождение от явки на судебное заседание, закрытое судебное заседание, личная охрана, охрана жилища и имущества, изменение паспортных данных и замена документов. Кроме того, может допускаться использование технических средств контроля, прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров, запрет на выдачу сведений.

По сообщению БЕЛТА