/ / Общественно-политические и в области права
13.11.2014

«За каждым обращением стоит человек»<em> (Инна Александрова, «Советская Белоруссия» от 13 ноября 2014 г.)</em>

Так уж устроен человек: вместе, всем обществом мы можем выполнить важные государственные программы, позаботиться о росте показателей ВВП. Но каждому прежде всего хочется знать, как это повлияет на его жизнь, отразится на решении насущных житейских, простых бытовых вопросов. Их, чего лукавить, возникает немало. Не всегда они решаются запросто. И тут важно, чтобы человек не остался один на один со своей проблемой.

Именно поэтому за последние годы были сделаны принципиальные шаги. Директива № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации госаппарата», Указ Президента «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юрлиц», наконец, закон об обращениях граждан и юридических лиц... Цель этих документов очевидна: не дать вполне себе решаемой (а порой мелкой) проблеме человека перерасти в хроническую.

Президент постоянно акцентирует внимание руководителей всех уровней на серьезном отношении к заботам граждан. Назначая на должность Председателя Комитета госконтроля Леонида Анфимова, он потребовал тщательно изучить работу по рассмотрению жалоб, обращений и поручил проанализировать эту деятельность в высших органах власти.

Как выполняется это поручение?

Итак, только цифры: за 9 месяцев с.г. в Администрацию Президента поступило 19 408 обращений, в Совет Министров – 4098, Комитет госконтроля – 3624. К слову, в структуру объединенной редакции «Советской Белоруссии», куда вошли газеты «Рэспублiка», «Сельская газета», «Народная газета», «Знамя юности», за 10 месяцев года поступило 5974 письма – заявления, предложения, жалобы от наших читателей, ответы. По статистике, в органы власти ежегодно обращается каждый десятый житель страны.

Конечно, первая инстанция, куда должен прийти человек со своим вопросом или жалобой, – сель–, рай– или горисполком. Начинать, как говорится, нужно с начала. Об этом Александр Лукашенко напоминал не раз. Эта идея четко и понятно изложена в Указе № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». Документом закреплен принцип первоочередного рассмотрения обращений непосредственно на местах. На практике же в подавляющем большинстве писем (около 70 %), поступающих на имя Президента и в республиканские органы госуправления, указываются проблемы, находящиеся в компетенции районной администрации. Скажем, помощь хозяйства в уборке урожая на личном участке или отсутствие освещения на улицах, или аварийное состояние дома... Примеров множество. Кстати, не раз подчеркивалось, что в основе большого количества таких жалоб лежит проблема выполнения государственных социальных стандартов. Там, где местная администрация работает добросовестно, вопросов у людей возникать не должно. Либо решаться они должны уже после первого обращения гражданина. Стоит напомнить заявителям, что идти здесь по пути наименьшего сопротивления не только неправильно. Такой подход противоречит требованиям Указа № 498.

За примерами далеко ходить не надо – достаточно почитать почту объединенной редакции «СБ». Вот конверт из Смолевичей. В нем жалоба на действия райисполкома. Чиновники отказали индивидуальному предпринимателю в согласовании работы страйкбольного тира. Автор приложил копии ответа райисполкома. Читаем. Среди причин отказа отсутствие согласования райотдела по ЧС. Объяснен, как этого требует закон, порядок обжалования: следующая инстанция, куда заявитель имеет право обратиться, – Минский облисполком. Пожалуйста, вот оно, реально работающее законодательство! Но многие по привычке начинают искать истину сразу в последней инстанции... Как–то это неправильно. Или вот обращение Светланы Михайловны из Мозыря. Жалуется на волокиту с оформлением адресной помощи. Газета направила письмо в соответствии с компетенцией – в райисполком. Сделать это читательница могла и самостоятельно. Хотя немало и примеров того, как при участии высшего органа власти, газеты местные администрации пересматривали ранее вынесенные решения в пользу человека. И это тоже заставляет задуматься...

***

Проанализировав работу с обращениями граждан и юрлиц, в Комитете госконтроля отмечают, что «созданная система обеспечивает исполнение законодательства и решение вопросов населения». Самое главное – существуют единая методика и единые организационные принципы. Как это влияет на качество рассмотрения конкретного обращения конкретного человека? Первое дело – обязательная регистрация письма. Существует строгий контроль за разрешением наиболее острых и общественно значимых вопросов. Сложилась практика, когда до окончательного разрешения ситуации госорганы держат в поле зрения ход рассмотрения жалобы. Контроль, безусловно, – вещь весьма эффективная. Порой приходится напоминать «забывчивым» чиновникам о необходимости ответа заявителю. Например, в редакции «СБ» таких писем чуть более 3 %. Важно и то, что в работе с обращениями по социально значимым вопросам, приобретающим системный характер, руководство Администрации Президента, Совмина, Комитета госконтроля принимает непосредственное участие. Например, это касается жалоб по вопросам приватизации жилых помещений. В течение года их количество увеличилось вдвое! В решении же проблем, характерных для отдельных регионов и требующих комплексного изучения, участвуют помощники Президента – главные инспектора по областям и Минску. Регулярно проводятся мониторинги работы госорганов с населением. С 2012 года работой межведомственных групп руководят уполномоченные представители Президента в регионах.

Живя в обществе, все мы волей–неволей становимся участниками множества социальных связей. Такая своеобразная цепочка. Пациент зависит от врача, дворник – от начальника ЖЭСа, а любитель пиццы – от курьера по ее доставке. Часовых дел мастер может отказаться ремонтировать древние ходики с кукушкой, а расписание автобусов неожиданно измениться. И... Да, поводов задуматься, возмутиться, порассуждать, «добиться правды» множество. Важных, мелких – разных. Все мы имеем право знать, быть услышанными, получить четкий, без экивоков, ответ, указывающий выход из ситуации. Имеем право, когда и сами, конечно, соблюдаем правила.

Компетентное мнение

Станислав Буко, начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента:

– Сразу отмечу: в целом идет сокращение обращений граждан в Администрацию Президента по наиболее злободневным темам. Тем не менее проблем по–прежнему хватает. Что же сегодня больше всего волнует людей?

20 процентов поступивших обращений связаны с вопросами обеспечения жильем и функционированием жилищно–коммунального хозяйства: проблемы приватизации, работа коммунальных служб, улучшение жилищных условий, система оплаты за жилье и коммунальные услуги... Строительство, индивидуальное и коллективное, кредиты, субсидии, с ним связанные, тянут на 7,2 процента; землепользование и землеустройство – 4,8 процента; вопросы труда и социальной защиты – 8,7 процента; здравоохранения – 3,8 процента. Отдельно надо сказать об обращениях граждан по вынесению судебных постановлений и приговоров и работе правоохранительных органов – это соответственно 13,3 и 8,3 процента от общего числа поступивших. Хочу здесь отметить важный момент: проверка законности и обоснованности принятых судами решений, а равно их отмена либо пересмотр к полномочиям Администрации Президента Республики Беларусь не относятся. Данные вопросы регулируются процессуальным законодательством, а не Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Это если говорить коротко о статистике. Что же касается уровня решения проблем, то необходимо подчеркнуть одно существенное обстоятельство. Дело в том, что около 70 процентов поступающих в Администрацию Президента обращений находятся в компетенции местных органов власти и они должны решаться на местах без выхода на республиканский уровень. Если говорить о тенденциях, то я бы отметил некоторое снижение количества обращений.

Всего за 9 месяцев нынешнего года в наше управление поступило 19 408 обращений граждан. За аналогичный период 2013–го их было 19 393. Как видим, картина примерно одинаковая. В то же время мы говорим о сокращении потока обращений: так, в сфере строительства жилья в этом году – минус 420 обращений за 9 месяцев по сравнению с прошлым годом; по вопросам социального обеспечения – на 96 жалоб меньше. Почему же общее число практически не изменилось? Прирост нам дали обращения из–за пределов страны. Если за 9 месяцев 2013 года их поступило 1499, то в 2014–м – 2397! Поток подстегнули события в Украине. Люди высказывают свое мнение о происходящем там, пожелания. Но главное – выросло число обращений с просьбой о предоставлении вида на жительство в нашей стране и белорусского гражданства.

Инна Александрова, «Советская Белоруссия», № 216 (24597) от 13 ноября 2014 г.
(фото – «СБ»)