/ / Общественно-политические и в области права
24.11.2014

Электронный документооборот поможет контролировать работу чиновников – Сергей Руднев

До конца 2015 года Беларусь намерена войти в тридцатку ведущих стран мира по индексу развития электронного правительства – таков целевой показатель Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы. Цель программы – переход к электронному общению государства с гражданами и бизнесом, что позволит выполнять административные процедуры проще, быстрее и дешевле. Насколько близка Беларусь к реализации масштабных планов, какие мероприятия в этой связи были проведены и чего удалось достигнуть, рассказал начальник управления эксплуатации информационных систем Национального центра электронных услуг Сергей Руднев.

– Сергей Александрович, что такое электронное правительство?

– Электронное правительство – это система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны. Переход на такой документооборот – лишь вопрос времени. В Указе от 4 апреля 2013 г. № 157 указаны сроки внедрения систем электронного документооборота (СЭД) в организациях, а также предусмотрено поэтапное подключение их к уже действующей в Беларуси системе межведомственного электронного документооборота госорганов (СМДО).

– Ваша организация участвует в процессе внедрения СЭД в государственных органах и на предприятиях. Скажите, какие госорганы уже должны работать с этой системой?

– Среди задач НЦЭУ – осуществление функций оператора межведомственных информационных систем, в том числе систем электронного документооборота. Согласно Указу № 157 до 1 января 2015 г. мы должны обеспечить переход на электронный документооборот 63 государственных ведомств и 33 департаментов. Среди них государственные органы, подчиненные Президенту, Совету Республики и Палате представителей Национального собрания, Конституционный Суд, Верховный Суд, Национальный банк, НАН Беларуси, все областные комитеты.

Здесь необходимо пояснить: одни ведомства уже используют свои внутренние системы электронного документооборота, технически несовместимые с СМДО; другие (90 % госорганов) подключены к СМДО лишь в единичных точках доступа (к примеру, на предприятии доступ к нему возможен только с рабочего места директора и секретаря). Но этого недостаточно для полноценного электронного документооборота, который обеспечит нормальное функционирование электронного правительства в Беларуси. Поэтому и вышел Указ № 157, призванный активировать работу в этом отношении.

На сегодняшний день 5 госорганов внедрили и полноценно работают с ведомственными системами электронного документооборота, интегрированными с СМДО; еще 8 департаментов мы подключим до конца года. Кроме того, 6 госорганов обратились к нам в НЦЭУ за подключением электронного документооборота к межведомственной системе. Цифры говорят сами за себя.

– А в чем, на ваш взгляд, причина такой низкой активности госорганов?

– Причины могут быть разные, мы можем лишь предполагать. Возможно, в планировании бюджета на год не была предусмотрена соответствующая статья расходов, а выделить сразу такие средства не так просто. К примеру, если мы внедряем ведомственную систему электронного документооборота (ВСЭД) на предприятии, где работают более 100 человек, то наша услуга обойдется примерно в Br130 млн. Сумма немаленькая, а ведь еще нужно приобрести электронные ключи, необходимые для работы в этой системе.

Другой причиной могут выступать дополнительные временные затраты на освоение системы, ведь основных задач с наших чиновников никто не снимает, текущие дела тоже никто не отменяет.

И, наконец, многое зависит от готовности руководства предприятия к развитию, как технической, так и моральной.

– Возможно, наши госорганы не были достаточно информированы об этом переходе, пропустили информацию?

– О переходе говорится уже очень давно, а за последний год – тем более. Только в 2014 году мы провели 4 массовых рассылки заинтересованным в исполнении Указа № 157 госорганам, в которых подробно все объясняли. Кроме того, сотрудники НЦЭУ регулярно участвуют в семинарах, форумах, тематических выставках, где в своих выступлениях акцентируют внимание на этой теме. Мы вместе с разработчиками систем электронного документооборота организовали выездные мероприятия с демонстрацией возможностей системы не только на минских предприятиях, но и в областных центрах с объяснениями о возможностях и пользе СМДО. Эта система направлена и на дебюрократизацию госаппарата. Чиновник, работающий в системе, не сможет отложить или забыть о каком-то письме или документе, потому что предусмотрены определенные сроки выполнения задачи – они прозрачны. В конце месяца каждый госслужащий будет составлять отчет, где отразится объективная картина результативности его работы – какие задачи выполнены, какие нет. И если невыполненные задачи будут переходить из месяца в месяц, встанет вопрос о компетентности такого сотрудника.

– Получается, что обычный гражданин сможет зайти в систему и посмотреть, на какой стадии находится его документ?

– Да, в перспективе это будет именно так. Ведь это все делается для граждан, и общий доступ потом будет им обеспечен. Но сейчас пока рано об этом говорить, учитывая, какая низкая активность госорганов по переходу на электронный документооборот.

– Неужели все ведомства и департаменты так неохотно идут на сотрудничество?

– Среди организаций есть примеры искренней заинтересованности, стремления к прогрессу. Так, благодаря креативности и грамотной работе руководства Министерства лесного хозяйства весь процесс от обследования до перехода к постоянной эксплуатации СЭД занял у нас около 4 месяцев. Кроме Минлесхоза с СЭД уже работают Министерство спорта и туризма, «Белгоспищепром», «Белкоопсоюз» и Следственный комитет.

– Сумма на подключение к СМДО нужна немаленькая, а не будет ли выгоднее нашим госорганам работать напрямую с разработчиками систем электронного документооборота без посредничества НЦЭУ?

– Организация может приобрести программную часть и напрямую у разработчика, общим для всех должен быть только формат обмена данными. Но есть ряд преимуществ работы с НЦЭУ: экономия затратных средств (не нужно закупать, устанавливать и обслуживать дорогостоящее оборудование и программное обеспечение; содержать в штате работников, занимающихся поддержкой системы), обеспечение безопасности и сохранности данных, приобретение за счет бюджетных средств осуществляется с применением процедуры закупки из одного источника. Кроме того, в наш пакет услуг входит интеграция с СМДО. Мы стараемся быть гибкими, адаптируем систему электронного документооборота под каждое конкретное ведомство, и если в работе будут какие-то проблемы, сразу выезжаем на предприятие и исправляем их.

– Сергей Александрович, какими вы видите перспективы развития электронного документооборота – основы функционирования электронного правительства – в нашей стране?

– Перспективы развития электронного правительства, безусловно, есть. Мы стремимся перенять передовой опыт стран, где словосочетание «электронное правительство» прочно вошло в повседневную жизнь, а компьютер стал реальным помощником гражданина в решении его бытовых проблем, включая запись к врачу, консультирование, получение справок. Нерешенных вопросов в этой связи еще много, в нашей же компетенции – грамотно организовать необходимый базис – обеспечить заинтересованным структурам переход на полноценный электронный документооборот. Очень хочется верить, что уже в будущем году наша республика сможет занять достойное место в рейтинге развития электронного правительства ООН. 

По сообщению БЕЛТА