/ / Общественно-политические и в области права
27.11.2014

<a href="http://pravo.by/main.aspx?guid=171293"></a>«Приватизация квартиры: новые нюансы» <em>(Аэлита Сюльжина, «Советская Белоруссия» от 27 ноября 2014 г.)</em>

Приватизация жилья у нас идет с 1 июля 1992 года. Однако из 4,1 миллиона квартир еще около 360 тысяч, или 8,8 процента, остаются в собственности государства, но могут быть выкуплены их жильцами. Немало. А вот времени на то, чтобы реализовать это право, осталось немного – чуть более полутора лет. 1 июля 2016 года исполкомы прекратят прием соответствующих документов. Так что гражданам, желающим и имеющим право обзавестись собственностью по сходной цене, специалисты советуют поторопиться, чтобы потом не писать жалобы: не слышал, не знал. Указ Президента № 524 о приватизации государственных жилых помещений, вступивший в силу 16 ноября, снимает последние барьеры на этом пути.

В частности, пунктом 1.1 установлено: отсутствие свидетельства о госрегистрации и техпаспорта на квартиру не может стать препятствием для приватизации. «В таком случае, – комментирует Вячеслав Абрамов, заместитель председателя Госкомимущества, – проводится первичная инвентаризация, принимается решение исполкома, заключается договор, гражданин обращается в территориальную организацию по госрегистрации, где регистрируют как квартиру, так и право человека на нее». Кстати, регистрация имущества в стране уже должна быть завершена. Однако есть регионы, где об этом совсем позабыли. Вот и получается: де–факто жилье есть, но его нет в едином госреестре. И, следовательно, отсутствуют технические и правоустанавливающие документы. У балансодержателя на их изготовление банально нет денег. А у людей – проблема.

Еще одна новация касается тех, кто в начале 1990–х, когда цены на кирпич и блоки менялись чуть ли не каждый день, помогал за счет собственных средств государственным предприятиям строить жилье, чтобы побыстрее справить новоселье. По долевому принципу. Механизм и типовой договор были определены приказом Минжилкомхоза, который в 2002 году, когда появился закон о госрегистрации недвижимого имущества, утратил силу. Ссылаясь на отсутствие правовых оснований, исполкомы не хотели принимать во внимание договоры с обязательствами государства: внесенные средства зачесть при приватизации, а также ссуды и кредиты. Указ восстановил справедливость. «При условии предоставления договоров и документов, подтверждающих оплату, – подчеркнул Константин Куликов, консультант управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза, – внесенные суммы будут зачтены».

Наведен порядок и с необоснованно высокой стоимостью госжилья. Есть случаи, когда комиссии по приватизации оценивают выкупаемые госквартиры по баснословным ценам. Скажем, за типовую двушку – миллиард рублей. В то время как в соседнем доме такую же можно купить за 200–300 млн. «Это могло произойти в домах, имеющих высокую балансовую стоимость, – озвучил итоги анализа конкретных ситуаций Константин Куликов. – Например, когда жилье образовалось после реконструкции больницы». Указ Президента устанавливает критерии рыночной оценки. Если какой–либо дом, введенный в эксплуатацию в одно и то же время с аналогичными типовыми, оказывается дороже их более чем на 30 %, комиссии по приватизации следует заказать еще и рыночную оценку такого жилья и выбрать меньшую. Предусмотрены и источники финансирования – деньги, полученные от приватизации.

Ну и, чтобы окончательно снять все острые вопросы, Указ № 524 изменил порядок рассмотрения обращений граждан, связанных со стоимостью приватизируемых помещений. Жалобы будут рассматривать управления и отделы жилищно–коммунального хозяйства облисполкомов и Мингорисполкома, а также республиканские органы госуправления, в ведении которых находится приватизируемое имущество. Константин Куликов также напоминает: приватизация – не обязанность, а добровольное право. И никаких грабительских цен, чего опасаются многие, за наем жилья никто выставлять не собирается. К утвержденной Советом Министров ставке государственной «арендной» платы для таких жильцов установлены понижающие коэффициенты. В Минске – 0,2, во всех других регионах – 0,1. В итоге плата за проживание даже в Минске равна стоимости проездного на общественный транспорт. Социально незащищенным категориям позволят квартиры перевести в разряд социальных и проживать бесплатно.

Аэлита Сюльжина, «Советская Белоруссия», № 226 (24607) от 27 ноября 2014 г.