/ / Общественно-политические и в области права
06.05.2014

Об условиях функционирования холдингов

Правительством внесен на рассмотрение Главы государства проект Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий значительные изменения в условиях функционирования холдингов в нашей стране.

Основная суть данных новшеств заключается в:

  • расширении целей использования средств централизованного фонда, формируемого управляющей компанией холдинга. Управляющей компании предоставляется право направлять указанные средства на предоставление займов дочерним компаниям и осуществление централизованных закупок основных средств;
  • исключении ряда ограничений для целей освобождения безвозмездной передачи имущества в рамках холдинга от налога на прибыль. Исключается требование о наличии доли управляющей компании холдинга в уставном фонде дочерней в размере более 50 процентов и снимается ограничение на не применении данной льготы участниками, использующими иные льготы по налогу на прибыль или применяющими особые режимы налогообложения;
  • освобождении участников холдинга от уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции при безвозмездной передаче имущества между участниками холдинга;
  • освобождении от налога на добавленную стоимость безвозмездной передачи между участниками холдинга основных средств, машин и оборудования;
  • отмене излишних требований необходимости изменения наименования управляющей компании холдинга после его регистрации и составлении консолидированной отчетности.

Справочно. В настоящее время изменение наименования управляющей компании холдинга и составление консолидированной бухгалтерской отчетности являются обязательными. Вместе с тем, по мнению холдингов, изменение наименования не всегда целесообразно, а консолидированная отчетность не всегда востребована, в связи с чем расходы по выполнению данных требований являются неоправданными. Проектом Указа предоставляется право самим управляющим компаниям холдингов принимать соответствующие решения.

Вводится ряд норм, предусматривающих организационно-управленческие аспекты создания и деятельности холдингов с участием государства:

  • устанавливается требование о внесении всех находящихся в собственности Республики Беларусь акций (долей в уставных фондах) в управляющую компанию холдинга, что исключит двойной контроль над дочерними компании такого холдинга (со стороны управляющей компании и государства);
  • вводится дополнительная мотивация в работе представителей государства в холдингах путем выплаты вознаграждения представителям государства в размере, определенном общим собранием акционеров для выплаты всем иным членам наблюдательного совета, а также руководителей управляющих компаний холдингов в виде дополнительного годового бонуса в размере до 2 процентов полученного по итогам года совокупного прироста чистой прибыли по холдингу, но не более 15 окладов,, а также установления коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей управляющих компаний холдингов и средней заработной платы по холдингу в размере до 8 включительно.

Справочно. В настоящее время вознаграждение представителей государства в хозяйственных обществах составляет от 20 базовых величин в квартал (при рентабельности до 10% включительно) до 55 (при рентабельности от 15 до 25%).
Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей управляющих компаний холдингов и средней заработной платы по холдингу в настоящее время законодательно закреплен лишь в отношении холдингов, подведомственных Министерству промышленности и равен 6.

Главным результатом проведенной работы станет повышение эффективности деятельности холдингов в первую очередь за счет оптимизации взаимоотношений между участниками холдинга, возможности аккумулировать значительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на развитие участников холдинга, разработку и выпуск инновационной, наукоемкой и высоколиквидной продукции.

В перспективе планируется расширить перечень материальных ресурсов, обороты по которым внутри холдинга будут освобождаться от НДС (в первую очередь это сырье).

Кроме того, со временем, планируется введение механизма консолидированной уплаты холдингами налога на прибыль, что в совокупности с уже принятыми нововведениями позволит обеспечить работу каждого отдельного холдинга как единого, слаженного механизма, обладающего значительным финансовым, материальным и инновационным потенциалом и способным конкурировать на международных рынках.