/ / Общественно-политические и в области права
05.06.2014

«Законотворческие акценты» <em>(Александр Филимонов, «Народная газета» от 5 июня 2014 г.)</em>

Корреспондент «НГ» беседует с Председателем Палаты представителей Владимиром Андрейченко.

– С высоты своего парламентского опыта, Владимир Павлович, что вы считаете самым неприемлемым в законотворческой работе?

– Суету.

– А разве без нее можно обойтись?.. Если не по каждому, то практически по всем основным законопроектам, насколько мне известно, в Палате представителей проводятся неоднократные заседания, совещания, многочисленные обсуждения, консультации, согласования и так далее.

– Вопрос не в заседаниях, экспертизах и согласованиях как таковых, а в результативности этой работы. Важно, чтобы все обсуждения и дискуссии имели целенаправленный смысл, шли в разумных рамках и завершались принятием конкретных, полезных решений. Такой подход мы и реализуем, формируя солидарное мнение по принципиальным позициям еще до рассмотрения законопроектов в Овальном зале. Поэтому заседания Палаты представителей проходят в деловом ритме.

– Целенаправленный смысл – в чем?

– В определении наиболее оптимальной, адекватной законодательной регламентации конкретных вопросов.

– Акцент на конкретности настолько важен?

– Расплывчатые законы никому не нужны. Взять, скажем, экономику. Обсуждая законопроекты и вырабатывая свои предложения, депутаты ставят целью создание лучших правовых условий для хозяйствования, для преодоления имеющихся трудностей, стимулирования экономического развития. Новые шаги делаются и на текущей четвертой сессии. Завершена очень объемная, трудоемкая работа над проектом Водного кодекса Республики Беларусь. Также во втором чтении принят проект Закона «О городском электрическом транспорте и метрополитене». Прорабатывается законопроект о рынке ценных бумаг, идет корректировка законодательства о естественных монополиях, хозяйственных обществах, о ценообразовании, о приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, об электросвязи, о ветеринарной деятельности и племенном деле в животноводстве. Разумеется, это только некоторые документы.

Хочу подчеркнуть, что, совершенствуя правовую базу экономики, как и других сфер, мы ориентируемся на стержневые идеи Послания Президента Александра Лукашенко белорусскому народу и Парламенту. Оно является стратегически знаковым для дальнейшего развития страны как по глубине осмысления внутренних и внешних событий, так и по новизне поставленных Главой государства задач. Новые акценты на развитие внутреннего рынка, совершенствование системы управления экономикой, всемерное развитие и поддержку конкуренции обязывают нас, парламентариев, именно с этих позиций посмотреть и на действующие законы, и на законодательные инициативы, которые внесены на рассмотрение в Палату представителей или пока еще разрабатываются. Поэтому сейчас идет серьезная, системная работа в контексте Послания Главы государства. Вместе с Правительством мы будем также участвовать в разработке программы социально-экономического развития на следующую пятилетку, на чем Президент особо заострил внимание депутатского корпуса.

– Адепты либерализма утверждают, что государство не должно вмешиваться в экономические процессы. Как вы к этому относитесь?

– Я такой подход не приемлю. Он полностью опровергнут мировым финансово-экономическим кризисом.

В нашей стране в последние годы очень много сделано по стимулированию экономического развития, предпринимательства, снятию излишних административных барьеров. И это дает положительный результат, что отмечают и авторитетные международные финансово-экономические структуры. Другое дело, что условия для экономической деятельности необходимо улучшать, они должны быть равными для всех. В своем Послании Президент четко сказал, что для этого требуется, в том числе – пересмотр соответствующих инструментов экономической политики. Законодательство будет обновляться в этом ключе.

– Экономическими категориями в Послании были названы здоровье и образование человека. Тем самым подчеркнуто их исключительное значение для настоящего и будущего страны. Появятся ли в эту сессию какие-либо новации в законодательной базе образовательной, научной и здравоохранительной сфер?

– Ратифицированы Межправительственное соглашение с Российской Федерацией о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и Межправительственное соглашение с Монголией о сотрудничестве в сфере образования. Внесены изменения и дополнения в Закон «О здравоохранении», корректируются Закон «О лекарственных средствах» и некоторые законы о донорстве крови и ее компонентов.

Отмечу также ратификацию Межправительственного меморандума с Туркменистаном о сотрудничестве в здравоохранении, медицинской (фармацевтической) науке, образовании и об оказании медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и Туркменистана. Такие основные правовые акты по данному тематическому блоку.

– Улучшится ли качество здравоохранения с принятием поправок в действующий Закон?

– Это зависит не только от нашей медицины, но и от ряда факторов, так как проблема состояния здоровья нации в целом имеет комплексный характер, на нее в огромной степени влияет образ жизни, привычки людей, экология, питание и т.д. Вместе с тем вопрос качества медицинских услуг очень важен. При корректировке Закона «О здравоохранении» он был одним из центральных. Кроме закрепленной действующим Законом первичной и специализированной медицинской помощи определено еще три вида – высокотехнологичная, медико-социальная и паллиативная, в зависимости от тех или иных заболеваний. Расширен перечень условий оказания медицинской помощи, в том числе вне организации здравоохранения. При этом акцент в Законе сделан на медицинскую профилактику заболеваний, что позволит расширить меры по охране здоровья населения.

– Еще один из резонансных законов, принятых в эту сессию, – «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Хотя амнистия касается лиц, отбывающих уголовное наказание за преступления, которые не представляют большой общественной опасности, некоторая настороженность у законопослушных граждан может оставаться. Не создаст ли это лишних проблем для государства?

– Не создаст. Если бы такие проблемы возникали, амнистия не проводилась бы. Проявляя акт милосердия к оступившимся людям, государство подтверждает свою способность обеспечивать правопорядок и общественную безопасность, ответственно соотносить с требованиями конституционной справедливости правомерный гуманизм.

– Вопросы безопасности есть в сессионной повестке?

– Этот блок законопроектов один из ключевых. Тематика разнообразная, в том числе защита информации, обеспечение пограничной безопасности, прохождение военной службы, военно-техническое сотрудничество, противодействие торговле людьми, оперативно-розыскная деятельность, оборот наркотических средств, лечебно-трудовые профилактории, а также безопасность дорожного движения. Некоторые из них приняты во втором чтении, ряд – в первом, а по другим еще продолжаются экспертные процедуры.

Особо отмечу принятые в первом и втором чтении поправки в Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности». Хотя это документ банковского характера, он имеет большое значение для пресечения угроз национальной безопасности. В законодательстве создаются такие инструменты, которые упреждают террористические, экстремистские цели и проявления.

– Каковы наработки в социальном пакете?

– Даже по названной сессионной проблематике очевидна социальная направленность многих законопроектов. А среди главных решений – совершенствования и уточнения в законодательство об определении прожиточного минимума, по вопросам минимальной заработной платы и пенсионного обеспечения. Прорабатываются законопроект об альтернативной службе, поправки в некоторые законы, регулирующие данный вопрос, а также другие.

– Весьма активно Палата представителей наращивает договорно-правовую базу международных отношений. Какие здесь основные позиции?

– Среди более двух десятков ратификаций – соглашения и договоры в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, с Российской Федерацией, Советом Европы, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Монголией, Шри-Ланкой, Боливией. Диапазон тематики – таможенные дела, противодействие торговле людьми, торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество, визы, миграция, образование, здравоохранение и другие вопросы. Отдельно подчеркну большую значимость принятого во втором чтении законопроекта «Аб беларусах замежжа».

– Ваша общая оценка прошедшего периода четвертой сессии?

– Он был продуктивным. Нам есть от чего двигаться вперед в законотворчестве и по другим направлениям. Идет конструктивный, напряженный рабочий процесс. Как и должно быть.

Александр Филимонов, «Народная газета» от 5 июня 2014 г.