/ / Общественно-политические и в области права
06.06.2014

5 июня 2014 г. на очередном заседании четвертой сессии Палаты представителей депутаты рассмотрели 13 вопросов

В первом чтении принят проект Закона «О рынке ценных бумаг». Его представили первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Амарин В.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бороденя В.А.

Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования норм законодательства о ценных бумагах с учетом практики его применения, действующих актов Главы государства, принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам и директив Европейского союза, а также международных соглашений по гармонизации законодательства в сфере рынка ценных бумаг в рамках Единого экономического пространства, к которым присоединилась Республика Беларусь.

Проект Закона регламентирует отношения, связанные с государственным регулированием рынка ценных бумаг, эмиссией, обращением и погашением эмиссионных ценных бумаг, профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам со всеми видами ценных бумаг, раскрытием информации на рынке ценных бумаг и защитой прав и законных интересов инвесторов.

Предусматривается также внесение изменений и дополнений в Закон «О хозяйственных обществах» в части вопросов, связанных с процессом эмиссии эмиссионных ценных бумаг, включая их размещение, а также с раскрытием информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг (акций); в Гражданский кодекс Республики Беларусь – в части определения особенностей залога эмиссионных ценных бумаг, а также особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги.

Принятие проекта Закона будет способствовать скорейшей интеграции национального рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему, созданию условий для более тесного взаимодействия финансовых рынков Республики Беларусь и иностранных государств, прежде всего Российской Федерации.

Законопроект предусматривает признание утратившими силу законов «О ценных бумагах и фондовых биржах» и «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь».

Шесть законопроектов парламентарии приняли во втором чтении.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства» депутатов проинформировал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Черевач В.О.

При подготовке законопроекта ко второму чтению в него были включены положения проектов законов, внесенных в Палату представителей, предусматривающие соответствующую корректировку Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Отдельные из этих положений доработаны с учетом высказанных по ним замечаний и предложений.

Докладчиком по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сенькевич Э.А.

Проект Закона направлен на совершенствование норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения, проводимой оптимизации судебного процесса в экономическом правосудии. Этим проектом Закона предполагается корректировка законов «О международном арбитражном (третейском) суде» и «О товарных биржах», связанная с изменениями, вносимыми в Хозяйственный процессуальный кодекс.

Нормы законопроекта согласованы с актами Главы государства, изданными по вопросам реформирования судебной системы, а именно: указами Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь».

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дудкин С.В. рассказал о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи».

Законопроект разработан для обеспечения согласованности Закона «Об электросвязи» с принятыми нормативными правовыми актами.

Положениями законопроекта предлагается:

  • усовершенствовать понятийный аппарат, в том числе путем введения ряда новых терминов;
  • уточнить компетенцию Государственной комиссии по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь и других государственных органов по выделению радиочастотного спектра;
  • включить Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в перечень органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области электросвязи, определить его полномочия;
  • уточнить полномочия радиочастотных служб, осуществляющих оперативное управление в области использования радиочастотного спектра;
  • привести наименование Государственной инспекции Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», оптимизировать и конкретизировать возложенные на нее функции с учетом практических задач, выполняемых в условиях постоянного развития электросвязи, а также совершенствования законодательства о лицензировании, об административных процедурах, о развитии сети передачи данных в Республике Беларусь;
  • установить норму о том, что Положение о порядке использования радиочастотного спектра утверждается Президентом Республики Беларусь;
  • урегулировать вопросы выделения и изъятия ресурса нумерации;
  • либерализировать использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, не подлежащих регистрации;
  • определить ежегодную и разовую плату за использование радиочастотного спектра, плату за выделение радиочастотного спектра, порядок их расчета и внесения;
  • позволить собственникам (владельцам) выделенных сетей электросвязи, если иное не предусмотрено законодательными актами, самостоятельно определять порядок предоставления к ним доступа.

Законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Мишур Ж.Н.

Проект Закона направлен на приведение положений законов «О пенсионном обеспечении», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий» и «О профессиональном пенсионном страховании» в соответствие с нормами указов Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2013 г. № 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования», от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» и от 21 февраля 2014 г. № 87 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования».

Одновременно в законопроект включены отдельные положения проекта Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и деятельности других государственных органов (организаций)», обусловленные необходимостью реализации положений Указа Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь». В связи с этим проект Закона изменил название на «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения».

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы)» парламентариям доложил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Папко В.П.

В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении было высказано предложение о необходимости корректировки законодательства в части предоставления дополнительных социальных гарантий по оплате периодов временной нетрудоспособности лицам, уволенным с военной службы. Это предложение было реализовано путем дополнения части седьмой статьи 19 Закона «О статусе военнослужащих» нормой об установлении гражданам, уволенным с военной службы, дополнительной гарантии в виде назначения и выплаты пособия в случае заболевания, получения травмы в период прохождения срочной военной службы со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности, но не более чем за 120 календарных дней непрерывно со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе.

Назначение и выплата пособий будут осуществляться в пределах средств, выделяемых из республиканского бюджета государственным органам системы обеспечения национальной безопасности.

Одновременно в целях обеспечения равных гарантий поступления на работу к тому же нанимателю для трудоспособных и нетрудоспособных граждан, уволенных с военной службы по призыву, пункт 1 части первой статьи 342 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. и абзац второй части седьмой статьи 19 Закона «О статусе военнослужащих» изложены в новой редакции.

Позицию депутатов о законопроекте «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб бібліятэчнай справе ў Рэспубліцы Беларусь» изложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кучинская Н.Г.

Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию деятельности и взаимодействия библиотек, развитию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания их пользователей. В частности, в законопроекте:

  • скорректированы определения терминов «библиотека», «публичная библиотека», «специальная библиотека», дано определение термина «книжные памятники» и исключен термин «центральная библиотека»;
  • в качестве одного из основных принципов деятельности библиотек закрепляется распространение правовых знаний;
  • предусматриваются координация и кооперация деятельности библиотек по таким направлениям, как приобретение информационных ресурсов и оказание электронных услуг;
  • устанавливается закрытый перечень обязательных условий для создания библиотеки;
  • предусматривается для государственной библиотеки возможность организации международной выставки документов из фонда зарубежного музея с предоставлением Министерством культуры Республики Беларусь гарантийных обязательств по их сохранности и своевременному возвращению;
  • предлагается создание Государственного реестра книжных памятников Республики Беларусь вместо Государственного фонда книжных памятников, для собственников (владельцев) книжных памятников устанавливаются некоторые обязанности;
  • предусматриваются права библиотек приобретать, создавать и использовать информационные ресурсы и их обязанность при предоставлении пользователям библиотек актуальной правовой информации Республики Беларусь обеспечить возможность доступа к эталонной правовой информации;
  • регламентируются особенности определения координационных и методических центров республиканского, областного, районного и городского уровней для сетей публичных и сетей специальных библиотек;
  • скорректированы статус и основные функции государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси»;
  • предусматриваются создание и функционирование на базе государственных публичных библиотек публичных центров правовой информации;
  • исключено ограничение прав несовершеннолетних лиц на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание по видам библиотек.

В первом и во втором чтении принят проект Закона «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

Докладчиком по этому вопросу выступил Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Якобсон А.С., содокладчиком – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мякинник А.П.

Проектом Закона предусматривается приведение национального законодательства в соответствие с рекомендациями межправительственной организации по борьбе с отмыванием денег, разработавшей международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения, в редакции 2012 года, а также устранение замечаний и выполнение рекомендаций, отмеченных предыдущей оценкой национальной системы противодействия «отмыванию» (легализации) преступных доходов и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), состоявшейся в декабре 2008 года.

Нормы законопроекта также направлены на совершенствование законодательства с учетом практики работы лиц, осуществляющих финансовые операции, и государственных органов, контролирующих деятельность этих лиц.

Проектом Закона на основе пакетного принципа предусматриваются корректировка базового Закона в сфере ПОД/ФТ и внесение необходимых изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом», Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Проектом Закона предусмотрен механизм блокирования финансовых операций, связанных с распространением (финансированием распространения) оружия массового поражения (приостановление финансовых операций, в случае невозможности такого приостановления – отказ в осуществлении финансовых операций). Сами такие операции отнесены к операциям, подлежащим особому контролю и регистрации в спецформуляре. Соответствующим образом законопроектом скорректирована компетенция лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга.

В целях снижения риска вовлечения финансовых учреждений в процесс «отмывания» денег и создания положения, угрожающего стабильности (деловой репутации) банковской системы, проектом Закона устанавливаются соответствующие полномочия банков в случае высокого риска работы с клиентом или совершаемых им финансовых операций, регулируются вопросы прекращения отношений с неблагонадежными клиентами.

Принятие проекта Закона будет способствовать повышению эффективности работы лиц, осуществляющих финансовые операции, государственных органов, контролирующих деятельность этих лиц, правоохранительных органов и органа финансового мониторинга, что в целом обеспечит эффективность национальной системы ПОД/ФТ.

Парламентарии также приняли пять законопроектов о ратификации международных договоров Республики Беларусь. Три из них представил Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А.

С содокладом о законопроекте «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о международном автомобильном сообщении» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Юркевич А.И.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о международном автомобильном сообщении подписано 10 декабря 2003 г. в г. Москве в целях дальнейшего развития и правового регулирования организации международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов между Республикой Беларусь и Монголией.

Участники Соглашения договорились о том, что международные автомобильные перевозки будут осуществляться по территориям государств сторон в соответствии с национальным законодательством того государства, где они выполняются, на основе разрешений, выданных компетентными органами государств сторон.

Кроме того, Соглашением урегулирован широкий круг вопросов, касающихся порядка выполнения международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов. В частности, определены условия в отношении осуществления пограничного, таможенного и санитарного контроля, устанавливается обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств при перевозках, вводится запрет на перевозки между двумя пунктами, находящимися на территории государства другой стороны, предусматривается порядок нахождения расходных топлива, смазочных материалов, запасных частей и инструментов, временно ввозимых на территорию государства другой стороны.

В ходе выполнения внутригосударственных процедур по вступлению Соглашения в силу Правительством Республики Беларусь было высказано замечание в отношении содержащейся в статье 14 Соглашения нормы, касающейся сборов при перевозке. В связи с этим необходимо в установленном порядке внести соответствующие изменения, предусматривающие освобождение от налогов, сборов и других платежей с транспортных средств, а также взимание сборов за проезд с пользователя дорог на территории государств сторон в соответствии с национальными законодательствами Республики Беларусь и Монголии, посредством ратификации подписанного 4 сентября 2013 г. в г. Улан-Баторе Протокола о внесении изменений в межправительственное Соглашение.

Информацию Министра транспорта и коммуникаций о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о международном автомобильном сообщении от 10 декабря 2003 года» дополнил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Юркевич А.И.

Протокол был подписан 4 сентября 2013 г. в г. Улан-Баторе. Согласно Протоколу отдельные положения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о международном автомобильном сообщении, подписанного 10 декабря 2003 г. в г. Москве, приводятся в соответствие с национальными законодательствами Республики Беларусь и Монголии.

В ходе выполнения внутригосударственных процедур по вступлению Соглашения в силу Правительством Республики Беларусь было высказано замечание в отношении нормы, содержащейся в статье 14 Соглашения, и дано поручение организовать его ратификацию в установленном порядке с изменениями, предусматривающими, что освобождение от налогов, сборов и других платежей с транспортных средств, а также взимание сборов за проезд с пользователя дорог будут осуществляться в соответствии с национальными законодательствами Республики Беларусь и Монголии.

Белорусской стороной был подготовлен текст проекта Протокола о внесении изменений в межправительственное Соглашение, который был представлен монгольской стороне в установленном порядке. Также по предложению монгольской стороны в Протокол были внесены незначительные изменения в статью 21 Соглашения, касающиеся обеспечения его надлежащего выполнения. Кроме того, статьей 3 Протокола предусмотрено, что вступление его в силу в установленном порядке осуществляется после вступления в силу межправительственного Соглашения.

Заключение Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике о законопроекте «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о воздушном сообщении» озвучил заместитель председателя этой комиссии Агеев А.В.

Соглашение подписано 4 сентября 2013 г. в г. Улан-Баторе в целях установления воздушного сообщения между территориями Республики Беларусь и Монголии и за их пределами.

Положениями Соглашения регулируются вопросы освобождения воздушных судов, комплексного оборудования, бортовых запасов от налогов, таможенных пошлин и других сборов, установления тарифов и условия их применения, утверждения расписания полетов, обеспечения безопасности, порядка урегулирования споров и другие.

Принятие проекта Закона позволит создать нормативно-правовую базу для выполнения регулярных международных воздушных сообщений, справедливые и равные возможности эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам между соответствующими территориями государств сторон.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» депутатам рассказали Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щёткина М.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Левшунов О.Ф.

Соглашение было подписано в г. Баку 21 ноября 2013 г. Основной его целью является урегулирование вопросов пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и Азербайджанской Республики, проживающих на территориях указанных государств.

Соглашение основано на принципе пропорциональности, предусматривающем распределение обязательств государств при реализации гражданами пенсионных прав с учетом территории, где они сформированы.

Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. выступил докладчиком по законопроекту «О ратификации Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о продлении действия Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 г.». Содоклад по этому вопросу сделал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л.

Протокол был подписан 13 декабря 2013 г. в г. Москве в целях продления действия Соглашения, которым урегулирован вопрос взимания вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза с учетом специфики взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

Вступление в силу Протокола будет содействовать развитию нефтеперерабатывающей отрасли Республики Беларусь, послужит основой для поставки в 2014 году российской нефти в Республику Беларусь для обеспечения загрузки предприятий данной отрасли.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 18 июня 2014 г.