/ / Общественно-политические и в области права
09.06.2014

Инструкция для участкового: без кардинальных изменений

Сложно представить себе органы внутренних дел без участковых инспекторов милиции. К ним в первую очередь обращаются за помощью жители страны, именно они олицетворяют для многих всю милицию. Поэтому вдвойне важно, чтобы работа участковых была эффективной, а ее результаты заметными. На это и направлена Инструкция по организации деятельности участковых инспекторов милиции, в которую в нынешнем году был внесен ряд изменений.

О них «НС» рассказал заместитель начальника ГУОПП МОБ МВД - начальник отдела организации работы участковых инспекторов полковник милиции Сергей Красуцкий.

- Прежде всего, хотел бы отметить, что принятая в 2012 году инструкция глобально отличалась от предыдущей. Фактически тогда был написан абсолютно новый документ, четко регламентирующий работу этой категории сотрудников органов внутренних дел.

Чем обусловлены поправки 2014 года? В первую очередь необходимостью подкорректировать инструкцию в соответствии с новым Законом об основах деятельности по профилактике правонарушений. Заодно внесли в документ и изменения, предложенные сотрудниками территориальных органов внутренних дел. При этом серьезных отличий от предыдущего в новом варианте нет: принципы и подходы остались прежними, появились лишь некоторые уточнения. Так, уменьшилась периодичность представления информации об участковых из РОВД в ГУВД и УВД для размещения на официальных интернет-сайтах. Если раньше это делалось ежеквартально, то сейчас раз в полгода. Претерпел изменения вид постовых ведомостей участковых инспекторов милиции. Вместо двух журналов (постовых ведомостей и выхода на связь) появился единый документ, в котором предусматривается отметка о выходе участкового на связь.

В обновленной инструкции закреплена единая для всей страны форма сведений об участковых инспекторах милиции, которая размещается в общественных местах. Кроме данных об участковых там можно найти информацию о датах и времени приема граждан руководством ОВД. Как известно, мы еще при разработке инструкции 2012 года отказались от такого понятия, как прием участкового, из-за его неэффективности. Сейчас же предусмотрели возможность для любого жителя страны быстро получить сведения о том, где и когда можно побеседовать с руководителем органа внутренних дел по работе милиции в целом и участкового инспектора в частности.

Согласно новому Закону об основах деятельности по профилактике правонарушений в обязанности участкового отныне входит проведение профилактических бесед, объявление официальных предупреждений и вручение их копий, копий решений об осуществлении профучета, объявление гражданам защитных предписаний.

Новая обязанность участкового - проведение на постоянной основе подворного и поквартирного обхода административного участка. В принципе, это делалось сотрудниками и раньше, но сейчас посчитали нужным отразить всё в инструкции.

В новой редакции документа осталось такое понятие, как паспорт административного участка, но в соответствии с новым законом наполнение его изменилось с учетом перечня лиц, в отношении которых осуществляется профилактический учет.

В инструкции появилось новое название - советы общественных пунктов охраны правопорядка. В стром варианте они именовались немного по-другому.

- Изменились ли подходы в оценке деятельности участковых инспекторов милиции?

- В прежней инструкции была привязка к конкретным составам административных правонарушений, сейчас же определены лишь направления, из которых и формируется результат работы каждого сотрудника. Рассматривается его деятельность по предупреждению насилия в семье, преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения; гражданами, имеющими судимость; преступлений против собственности. Разработаны также четкие критерии, подсказывающие, что конкретно вкладывается в то или иное понятие. Таким образом, отныне при внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях или другие законодательные акты не придется переделывать инструкцию. Среди критериев оценки деятельности участкового появился и абсолютно новый. Это качество рассмотрения обращений граждан, сообщений о преступлениях и административных правонарушениях.

Приняли решение изменить периодичность контроля руководителями органов внутренних дел деятельности участковых. Практика показала, что нормы, заложенные в прежней инструкции, трудновыполнимы, учитывая объем работы, особенно в крупных городах.

- Новшества повлияют на работу милиционеров?

- Не думаю, что значительно повлияют. Подходы и основные направления деятельности остались прежними, изменения в большей степени можно назвать техническими.

- Начиная с нынешнего года, у участковых появится хороший стимул…

- Это так. На основании поручений Министра дорабатываем положение о конкурсе участковых инспекторов милиции. Уже определено, что в сторону значительного увеличения изменится денежное вознаграждение для победителей. Если раньше лучшие награждались лишь единовременно, то сейчас все три призера областного и республиканского уровня могут в течение всего года ежемесячно рассчитывать на весьма значительную прибавку к зарплате. Например, те, кто займет первое место в области и столице, каждый месяц будут дополнительно получать по пять тарифных ставок первого рязряда, что на сегодня составляет один миллион 375 тысяч рублей. Лучшему участковому страны в течение года будет назначена надбавка, составляющая без малого два миллиона рублей. Думаю, это должно стать серьезным стимулом для улучшения показателей каждого сотрудника на своем месте.

- Довольны работой службы участковых в целом?

- В целом да. Конечно, это тяжелый труд, не всегда заметный и адекватно поощряемый, но крайне необходимый гражданам.

Беседовала Наталья Изотова.